Сейчас главное, чтобы успешно работающая экономика стала поводом для политической интеграции двух стран.

Политолог рассказал, когда Белоруссия войдет в состав России

Плакат «Братство народов», выпущенный к пятилетию СССР в 1927 году
Плакат «Братство народов», выпущенный к пятилетию СССР в 1927 году
Плакат «Братство народов», выпущенный к пятилетию СССР в 1927 году

В день Народного единства 4 ноября президенты России и Белоруссии Владимир Путин и Александр Лукашенко подписали декрет союзного государства, который утверждает 28 программ. Большинство из них рассчитаны до 2025 года.

Каковы перспективы реализации союзных программ? Что планируется реализовать, и когда Белоруссия войдет в состав России? Об этом в интервью корреспонденту ИА Красная Весна рассказал политолог, кандидат юридических наук, старший преподаватель юридического факультета Финансового университета при правительстве РФ Игорь Семеновский.

ИА Красная Весна: Каковы перспективы реализации 28 союзных программ, утвержденных декретом?

Игорь Семеновский: Произошло подписание 28 программ — раньше речь шла о 31 дорожной карте. Состоялось переименование одного документа в другой, а также проведена их некоторая содержательная переработка. Эти программы касаются широкого круга вопросов: здесь и макроэкономика, и валютное регулирование, и таможенное регулирование, и различные сектора — транспорт, энергетика, включая газ, нефтепродукты и так далее.

Самое важное то, как эти договоренности будут реализованы, чтобы они не остались на бумаге, а перешли в практическое воплощение. Необходимо совместно вести работу между правительствами двух стран, между профильными министерствами и центральными банками. К примеру, до 31 декабря 2022 года должно быть подписано соглашение о защите прав потребителей Союзного государства. По сути, уже через год должен выйти новый нормативный акт, который касается широкого круга сфер. Для этого необходимо гармонизировать, а где-то и унифицировать законодательство и подзаконные акты в различных областях.

Поэтому сейчас за дело должны взяться профильные министерства. Координировать их деятельность должны правительства наших стран.

ИА Красная Весна: Можем ли мы говорить, что в будущем произойдет объединение двух стран? Например, Белоруссия войдет в состав России, или Белоруссия и Россия образуют конфедерацию?

Игорь Семеновский: Здесь важно говорить о том, что политические основы союзного договора 1999 года пока что не заработали в полной мере. Например, государственные институты Союзного государства созданы еще неполностью, включая, например, Союзный парламент, формируемую им Счетную палату, а также Суд. Речь идет пока что об экономике и всего лишь о некоторых политических аспектах, таких как Военная доктрина Союзного государства и совместная Концепция миграционной политики, которые являются рамочными документами, а не актами прямого действия.

Остальные вопросы, касающиеся отраслей публичного права, избирательной системы, совместного парламента, главы государства и так далее — об этом пока что речи не идет.

Сейчас главное, чтобы успешно работающая экономика стала поводом для политической интеграции двух стран. Необходимо, чтобы она стала основанием для дальнейшего интеграционного процесса и возможного сближения двух государств вплоть до конфедеративного или федеративного объединения.

ИА Красная Весна: В условиях пандемии, экономических последствий от ограничительных мер, а также давления на Россию со стороны Запада — насколько возможна дальнейшая интеграция?

Игорь Семеновский: Очень символично, что этот пакет документов был подписан в День народного единства.

Нужно постепенно осуществлять взаимную интеграцию между Россией и Белоруссией. Сначала налоги, затем валюта, затем эмиссионный центр, затем гармонизированное и унифицированное законодательство.

Законодательство, которое касается выборов, формирования политических партий, если мы говорим о Союзном парламенте России и Белоруссии, должно быть единым и утверждать незыблемость и нерушимость наших союзных отношений. Это более сложная система. Возможно, пролог к этому откроет новая белорусская Конституция, которую в феврале планируют выносить на всенародное обсуждение.

Пока что за этим дело не стоит, поэтому говорить именно о вхождении Белоруссии в состав России или иной глубокой взаимоувязке двух стран пока что рано, но это необходимый и необратимый процесс с точки зрения мировой конкуренции и обороноспособности.

Сейчас на Западе формируются новые военные союзы: в AUKUS объединяются Австралия, Великобритания и США, расширяет сферу своего влияния НАТО. При этом новая доктрина НАТО-2030 предполагает проведение политики сдерживания России, усиление влияния альянса на Украине и в Европе, а также в Арктике, космосе. Неудавшаяся попытка насаждения в Белоруссии антироссийских сил предполагала развитие в ней украинского сценария с расторжением естественных экономических, гуманитарных и иных связей с Россией, разделяющих как оба общества, так и ослабляющих нашу страну.

Поэтому, конечно, для отстаивания независимого пути развития необходима интеграция и усиление двух братских стран и народов. Вместе с тем, еще раз подчеркну, что объединение стран — это пока что не вопрос ближайшей перспективы.

ИА Красная Весна: Как, на Ваш взгляд, может отреагировать Запад, в частности, Польша и Литва, на подписание декрета? Стоит ли ждать выступления белорусской оппозиции?

Игорь Семеновский: Наверняка последует реакция Запада. Договоренности, которые сегодня подписали главы двух стран, очень выгодны для Белоруссии, в том числе в нефтегазовой сфере, энергетике и так далее, то есть в тех сферах, где Белоруссия явно находится в зависимости от России. Белоруссия здесь выходит на выгодные и желанные для себя условия, в том числе и по сравнению с теми же странами Восточной Европы.

Что касается непосредственной реакции белорусских соседей, то их позиция никак не изменится. Они будут поддерживать противников нынешней власти и внесистемную оппозицию политически, финансово и информационно, то есть всячески. Действующая власть Белоруссии борется за суверенитет страны и за ее независимость от влияния извне, в том числе из Литвы, из Польши, из прибалтийских стран в целом, не говоря уже о Евросоюзе и США. Так было устроено уже несколько столетий.

Поэтому они, конечно, будут заявлять, что эти соглашения нелегитимны. Тихановская об этом будет говорить, заявлять о пересмотре, что документы не имеют законной силы и ставят Белоруссию в зависимость от России.

Но это всё слова, потому что на Западе всё меньше и реже освещают деятельность Тихановской. Конечно, действует ее офис в Литве, она продолжает осуществлять международные контакты, потому что так прописано в сценарии марионетки. Но фактически опереться на народ они уже не могут.

Каких-то существенных предложений представители так называемой оппозиции не дают. Этот протест перешел в аморфное состояние. Конечно, прозападные агенты будут критиковать Лукашенко и руководство страны только потому, что «так надо». Но на какие-то реальные действия они уже не способны.

ИА Красная Весна: То есть, украинский сценарий начала «Евромайдана» там сейчас невозможен?

Игорь Семеновский: Конечно, Лукашенко взял ситуацию под свой контроль еще год назад. У Януковича не было контроля над ситуацией внутри страны, особенно после отказа подписать соглашение об ассоциации с ЕС осенью 2013 года, когда нажим изнутри и извне на него кратно усилился. При этом действия России в то время не были решительными и однозначными. Фактически, украинская революция 2014 года послужила уроком для Белоруссии и России в ситуации 2020 года, которая, впрочем, тоже не завершилась без потерь, последствия которых теперь сказываются и на совместной интеграции.

Ситуация в Белоруссии уже успокоилась. Нейтральная, но в определенный период времени радикализовавшаяся часть общества в целом поняла, что к чему. Люди не станут устраивать массовые акции для того, чтобы выступить против союза с Россией.