Инициаторы Тарусской провокации сумели за несколько дней взбудоражить регион и запустить процесс стремительного нарастания конфликта между гражданами и местной властью

Тарусская провокация, к чему ведут регион переименователи?

Петр Соколов. На тройке. 1866
Петр Соколов. На тройке. 1866
Петр Соколов. На тройке. 1866

Городская дума города Тарусы в Калужской области 20 октября 2020 года приняла, как говорится в заявлении властей, «историческое решение». Шесть депутатов, по предложению главы района Руслана Смоленского, решили переименовать 15 улиц и центральную площадь города. Все подлежащие переименованию улицы города связаны с советской историей. Свое предложение автор инициативы объяснил необходимостью вернуть улицам исторические наименования. Решение городских властей явилось полной неожиданностью для местных жителей и всего региона.

Скандал вокруг масштабной десоветизации топонимики Тарусы вспыхнул на следующий день после публикации о принятии решения, в среду, и к концу недели поставил с ног на уши Тарусу, Калужскую область и частично Россию.

За несколько дней новость о скандальном решении местных властей собрала множество негативных отзывов в социальных сетях, облетела региональные и федеральные СМИ и телеканалы.

Против блицкрига тарусских чиновников выступили многие краеведы, историки и культурные деятели. В защиту действий властей Тарусы выступили отдельные сторонники переименования, как правило, поддерживающие десоветизацию. В социальных сетях, публичных дискуссиях выстроилась линия противостояния между возмущенной совершившимся произволом общественностью и уверенными в своей правоте чиновниками.

В Сети и комментариях к новостям граждане задают вопросы о незаконности действий и лукавстве поведения слуг народа. В ответ на это чиновники ведут себя крайне вызывающе, заявляют, что не намерены останавливаться и пойдут до конца. Кроме того, они утверждают, что народ сам делегировал им право принимать любые решения, проголосовав за депутатов на выборах.

Чиновники успокаивают народ обещаниями о том, что после смены наименований половины улиц города никаких документов им менять не придется. Власти также обещают провести с народом обсуждение своего решения, которое уже будет не обсуждением, а информационной работой с населением. О необходимости проведения информационно-разъяснительной работы говорится в принятом депутатами документе.

Об уровне аргументации чиновников и экспертов со стороны сторонников десоветизации говорить сложно. Она сводится либо к тому, что время, когда называли улицы города именами коммунистов, почему-то кончилось, либо к словам о возврате к истории. В интернете же позицию сторонников переименования зачастую отстаивают интернет-пользователи с закрытыми профилями, ведущие дискуссию в откровенно антисоветском русле. Они не гнушаются оскорблениями, используя риторику антисемитизма и откровенной ксенофобии.

Со стороны вся ситуация больше похожа не на попытку переименования, а на спланированную кем-то провокацию.

Очевидно, что настоящие инициаторы Тарусской провокации сумели за несколько дней взбудоражить регион и запустить процесс стремительного нарастания конфликта между гражданами и местной властью. «Это провокация жителей на то, чтобы они ненавидели власть. Не на то, чтобы прислушивались к власти, а именно — ненавидели», — прокомментировала действия тарусских переименователей заслуженный учитель России с 55-летним трудовым стажем, жительница Тарусы Нина Ивановна Леонова.

В этот процесс, ввиду того что действия тарусских чиновников были частично поддержаны региональной властью и федеральным телевидением, оказались втянуты и вышестоящие власти. На наш взгляд, вся эта ситуация может негативно отразиться на их рейтинге, особенно на фоне недовольства граждан страны перегибами со стороны власти во время борьбы с эпидемией коронавируса и принятой ранее пенсионной реформой.

Варианты дальнейшего развития Тарусской провокации во что-то более серьезное и предположения о том, против кого она может быть направлена, мы и постараемся рассмотреть в этой и последующих публикациях.

Начнем с самого начала, отмечая по ходу странности, подтверждающие необычность всей ситуации.

Итак, 20 октября исполняющий обязанности главы Тарусского района Руслан Смоленский публикует на своей странице в социальной сети «ВКонтакте» информацию о том, что депутаты городской думы Тарусы поддержали его инициативу «Об утверждении перечня улиц города Тарусы, подлежащих переименованию».

По словам Смоленского, его предложение поддержали шесть из семи депутатов, один из них воздержался.

Сразу стоит отметить первую и основную странность всей тарусской операции. Намеревающиеся провести чуть-ли не крупнейший за последнее время акт десоветизации, тарусские власти даже не организовали фиктивную площадку для обсуждения задуманного ими проекта. Несмотря на ползучую десоветизацию в России, продолжающуюся после развала Советского Союза, мало кто из действующих российских чиновников решится на открытое переименование сразу 15 улиц города с советскими названиями. Тем более глупо это делать, не обезопасив себя юридически и не обставив всё формально.

Ни для кого не секрет, что тайно «сообщить» о важных общественных слушаниях в газете или на сайте администрации чиновники умеют. Также не составляет никакого труда провести формальные слушания с участием сотрудников администрации. Даже при наличии случайно зашедших на такие публичные слушания граждан их легко вывернуть в нужном чиновникам ключе.

Однако в официальном органе печати администрации Тарусского района, газете «Октябрь», а также на сайте администрации никаких упоминаний об общественных слушаниях с начала сентября нет. Да и сами власти позже заявили, что не намерены проводить слушания с населением, так как это может затянуть процесс переименования.

При этом очень сложно понять причину возникшей спешки с переименованием половины улиц города, создающей угрозу возникновения очага крупного противостояния между населением региона и властью.

Маленькой, но все же странностью номер два является то, что хотя глава района Смоленский и говорит об одном воздержавшемся депутате, ниже он благодарит «за принятие исторического решения» всех семерых участников голосования, включая воздержавшегося Алексея Калмыкова. По забывчивости, рассеянности или снова в спешке, глава района возлагает ответственность на всех депутатов заседания, как бы выдавая заготовленный ранее и спешно подкорректированный текст.

Стоит отметить, что все остальные присутствующие депутаты поддержали инициативу Смоленского. В их числе глава города Таруса и директор бюджетного учреждения «Тарусская средняя общеобразовательная школа № 1 им. М. Г. Ефремова» — Елена Котова, депутаты — Дмитрий Бунт, Александр Горобец, Сергей Елизаров, Светлана Манапова, Сергей Манаков.

Таким образом, получается, что хотя фактическим инициатором провокационной десоветизации в Тарусе выступил глава района, формально скандальное решение приняли депутаты городской думы.

Странность номер три заключается в том, что депутаты «были поставлены перед фактом принятия решения об изменении названий улиц уже в ходе доклада главы (района)». Об этом сообщил один из депутатов, Сергей Елизаров. По регламенту депутатам должны были быть предварительно розданы материалы с повесткой заседания. Повестку заседания формирует председатель гордумы Котова или ее заместитель Калмыков. Исполняющий обязанности главы района может быть приглашен на заседание для рассмотрения вопросов, которые входят в его компетенцию.

В круг таких вопросов не входят вопросы об изменении наименований улиц в городе Тарусе. Тем более глава района Смоленский не имеет права ставить какие-либо вопросы на голосование, это должна делать Котова.

Таким образом, судя по заявлениям депутатов, участвующих в кампании по переименованию, властями была нарушена не только процедура обсуждения важной для города инициативы Смоленского с народом, но и процедура принятия этой инициативы в думе.

Иными словами, мы имеем дело не с попыткой переименования, а с вопиющей по своей наглости и скандальности провокацией.

Такие действия в единичном проявлении могут свидетельствовать о беспредельной чиновничьей наглости, сопряженной с профессиональной непригодностью.

Цепочка подобных, выходящих за все рамки нарушений может оказаться свидетельством спланированной провокации по созданию очага народного недовольства действиями «в корень оборзевших представителей власти», а также ее региональных и федеральных заступников. Если это происходит на фоне вышеупомянутой пенсионной реформы, сложностей из-за пандемии коронавируса и экономического кризиса, то ситуация может сложиться однозначно не в пользу властей региона.

В подтверждение такой гипотезы может свидетельствовать странность номер четыре. В отличие от депутатов, поддержавших идею переименования и объясняющих свою позицию в региональных и районных СМИ, инициатор переименования — Руслан Смоленский — не высказывался по этому поводу на протяжении трех дней с момента обнародования решения. Он подчеркнуто хранил молчание.

С районным чиновником не смогли связаться даже корреспонденты телепередачи «Вести с Алексеем Казаковым» на телеканале «Россия 24», вышедшей в эфир 22 октября, о чем заявил корреспондент.

Через три дня, вечером 23 октября, Смоленский выступил в запущенном в августе 2019 года издании «Подъем» (издание формирует новостную ленту на базе двух Telegram-каналов) с абсолютно провокативным заявлением, подливающим масло в и без того разгорающийся огонь.

Смоленский подчеркнул, что не намерен отменять переименование, и заявил: «Мы доведем это до конца». Он также сообщил, что ему угрожают физической расправой и террористами, подчеркнув, что «сегодня шесть депутатов, которые голосовали за, собрались и сказали, что пойдут до конца, как 300 спартанцев».

Картина вырисовывается такая: «Леонид» (на тот момент уже назначенный главой района) вдохновил на атаку своих 6 спартанцев и атаковал варваров — жителей Тарусы, они же персы, переименовав улицы, на которых эти самые персы, или жители Тарусы, живут. Затем «Леонид» решил стоять до конца, невзирая на угрозы.

Согласитесь, странная картина?

Реальность же заключается в том, что, в отличие от тарусских, настоящие спартанцы защищали свою Родину и свой народ. Они не нападали на персов и стояли в защите, хотя, может быть, Смоленский живет в реальности с другой историей, это, кстати, многое может объяснить. Но самое важное заключается в том, что в реальности речь идет не о персах и врагах Смоленского, а о русских людях!

По крайней мере, риторику войны зачем-то начинает использовать именно он. Это ведь уже даже не высказывания о «макарошках», это что-то совсем другое.

Может быть, для приезжего депутата коренные жители Тарусы и варвары, с которыми он готов вести бой не на жизнь, а на смерть. Но в число его «6 спартанцев» входят и коренные жители региона, родившиеся и прожившие большую часть жизни в Тарусе. Интересно, для них их земляки тоже являются варварами?

При этом очевидно, что у сторонников возврата к «историческим корням» в Тарусе все же наблюдаются какие-то нелады с историей, о чем им неоднократно сообщали краеведы и граждане.

Таким образом, с учетом всех странностей ситуация выглядит следующим образом: Смоленский делает всё, чтобы принятое депутатами решение выглядело неправомерным как со стороны обсуждения его с обществом, так и со стороны процедуры принятия.

После принятия антинародного решения вся администрация Тарусы может стать консолидированным субъектом, сконцентрировавшим на себе всё недовольство жителей региона. После утверждения Смоленского на должности главы района, произошедшего через два дня после провокации, а также фактического неосуждения его действий со стороны главы региона получается, что региональная власть, говоря про необходимость разговора с народом, солидаризировалась с действиями «Леонида», решившего «стоять до конца». Позже федеральные СМИ фактически поддержали антинародную инициативу Смоленского и тарусских депутатов, что также не может не вызывать вопросов.

Некоторые представители интеллигенции Тарусы в личной беседе высказывали мнение о том, что подобная провокация, если она имеет место, может дополнительно привести к искусственному созданию напряженности между властью и народом. Такая провокация может быть направлена и на власть как таковую. Кроме того, высказывалось также предположение, что создание напряженности в регионе может быть выгодно силам, играющим на ослабление авторитета действующей калужской власти перед лицом Москвы.

Существует также гипотеза о том, что ситуация в Тарусе может являться дополнением к развернувшимся недавно в Думиничах (районный центр Калужской области — прим. ИА Красная Весна) процессам. Отметим, что в некоторых СМИ прошедшие в Думиничах в октябре 2020 года протесты окрестили «калужским Хабаровском».

Другие странности мы рассмотрим в следующих публикациях. Здесь же стоит отметить одну особенность, явленную нам недавними процессами в одной из соседних стран.

Власть в одной из братских республик, будучи уверенной в своей непогрешимости и всесилии, на протяжении долгого времени не замечала организуемых против нее провокаций. Зачастую она сама поддерживала и усугубляла действия провокаторов, не понимая, куда могут завести негативные для нее процессы. Реальная же картина была явлена лишь в момент решающей стадии игры, когда наступила острая фаза и представители власти оказались против этого бессильны.

Остается только надеяться на то, что представители российской власти способны, в отличие от своих зарубежных братьев, отделить странные игры подчиненных от крупных провокаций, организуемых с далеко идущими целями.

Стоит отметить, что говоря про 300 спартанцев, глава Тарусского района Смоленский адресуется к «Союзу добровольцев Донбасса», главой правления которого является Александр Бородай.

Напомним, в 2014 году, в бытность Бородая главой ДНР, в республике была осуществлена провокационная операция по сдаче большой части территории республики вооруженным силам Украины.

К слову сказать, называвший тогда себя министром обороны Донбасса и предательски бежавший из Славянска Игорь Гиркин тоже сравнивал себя и своих бойцов со спартанцами. Многие из тех бойцов потом действительно погибли, а «Леонид» Гиркин бежал. При этом он устроил провокацию, повлекшую сдачу города Славянска и других территорий, достаточно хорошо приспособленных к обороне. Об этом интересующиеся могут прочитать в книге «Стрелков и другие», которая более подробно рассматривает эти события.