Орбитальные станции «на все случаи жизни» являются исчерпанным проектом
Глава Роскосмоса в своем Twitter поделился планами создания новой орбитальной станции вместо МКС. Реализация этого проекта — серьезный шаг для российской космонавтики.
На вопрос, какие перспективы может открыть новая орбитальная станция, ответил историк науки Сергей Александров.
Совершенно замечательно, что из всех возможных задач, решаемых орбитальными пилотируемыми станциями, выделена одна: заправочно-ремонтно-сборочный комплекс. Это показывает, что до кого-то дошло: орбитальные пилотируемые станции «на все случаи жизни», к которым относились и относятся все летавшие станции, кроме «Алмазов» («Салют-3» и «Салют-5»), свою роль сыграли, и это направление полностью исчерпано. Но такое назначение в значительной степени, если не полностью, определяет и облик орбитальной станции, и параметры ее орбиты, и характер эксплуатации.
Читайте также: Роскосмос запланировал создание новой орбитальной станции вместо МКС
Прежде всего, такое назначение практически не совместимо с любыми другими работами и исследованиями на самой станции. Зато прекрасно совместимо с исследованиями, проводящимися на одноцелевых автономных аппаратах, которые будут периодически стыковаться со станцией для обслуживания, ремонта и дозаправки. Эта идея была высказана ещё С. П. Королёвым.
Для этого нужна не только сама станция — база, но и эти самые одноцелевые аппараты. Последний такой аппарат — «Ока-Т» для технологических экспериментов и производства особо чистых материалов в невесомости и вакууме — после полутора десятилетий мытарств (вплоть до смены разработчика) из Федеральной космической программы был удален 5 лет назад.
Компоновка такой станции должна обеспечивать и свободный подход транспортных кораблей с Земли, и возможность подхода (может быть, на буксире) тех аппаратов, которые предполагается обслуживать. Тут нужно учитывать, что на обслуживаемых аппаратах могут быть различные отказы, включая утечки компонентов топлива и нарушения в работе систем управления. Это значит, что стыковка такого аппарата так, как это принято сейчас (даже с использованием манипулятора), может представлять опасность для всего комплекса.
Пока не ясно, какие вообще аппараты предполагается обслуживать, собирать и заправлять на такой станции? Если работающие на околоземных орбитах — это одно дело, а если, например, пилотируемые корабли для полетов к Марсу и далее — качественно другое.
На околоземных орбитах используется почти исключительно долгохранимое самовоспламеняющееся топливо типа пресловутой пары АТ-НДМГ. Оно отработано, дозаправки им в космосе регулярно проводятся с конца 1970-х годов, и надо только учитывать его ядовитость.
Для межпланетных же кораблей может потребоваться совсем другое топливо (или рабочее тело), например, криогенное — тот же жидкий водород. А вопросы хранения и перелива криогенных компонентов в космосе совершенно не проработаны. Тут надо иметь в виду, что для марсианского корабля топлива потребуется намного больше, чем для маневрирующего спутника.
Для сборки межпланетных кораблей орбита сборочного комплекса должна быть только увязана с широтой космодромов Плесецк и Свободный, для выхода на межпланетную траекторию наклонение орбиты не имеет большого значения. А вот для обслуживания различных спутников, решающих прикладные задачи на околоземных орбитах, выбор наклонения орбиты базы обслуживания — сложнейшая оптимизационная задача…
То есть создание орбитальной пилотируемой станции, призванной решать конкретные задачи — например, сборка и обслуживание космических аппаратов — должно быть увязано со всей космической программой, в которой такую станцию предполагается задействовать. А Дмитрий Рогозин и «Роскосмос» мнением людей о новой орбитальной станции интересовались, а о деталях космической программы, в которой она будет задействована, сообщить забыли.