Заметка о посещении холма Контадеро в поселке Чека 9 июня 2023 года
В редакцию ИА Красная Весна пришел ответ на статью «Как посольство РФ в Испании оказалось в одном ряду с бандеровцами», опубликованную в № 539 газеты «Суть времени» от 21 июня 2023 года (Электронная версия газеты публикуется на сайте агентства).
Редакция ИА Красная Весна публикует статью «Заметка о посещении холма Контадеро в поселке Чека 9 июня 2023 года» за авторством секретаря прихода Кафедрального собора Святой Равноапостольной Марии Магдалины Испанско-Португальской епархии РПЦ при участии председателя военно-исторического общества «Ла Тисона» Евгения Никитича де Добрынина Сирвента без купюр.
«Нет ничего напрасного перед Богом»
Заметка о посещении холма Контадеро в поселке Чека 9 июня 2023 года
В связи с негативными комментариями различных российских СМИ о совершении богослужения в поселке Чека (Гвадалахара), на месте, где стоит крест, напоминающий об участии русских белоэмигрантов, сражавшихся в годы гражданской войны в Испании 1936–1939 гг. на стороне франкистов, мы, лица имеющие прямое отношение к этому, вынуждены ответить, а главное хотим внести ясность и выделить следующие моменты в этом вопросе. Речь пойдет, в частности, о статье Светланы Моисеевой «Как посольство РФ в Испании оказалось в одном ряду с бандеровцами»¹.
Прежде всего, необходимо уточнить, что вышеупомянутый Крест был установлен 9 июня 2012 года. И именно на его инаугурации, а не в прошлом году, как утверждает автор, присутствовал принц Сиксто де Бурбон-Пармский, представитель защитников законных прав на престол Испании из династии карлистов. Личные связи инфанта этой ветви Бурбонов с Россией хорошо известны, поскольку он регулярно посещал эту страну до 2016 года, когда ему пришлось отказаться от поездки по медицинским показаниям. Во всех своих поездках видные российские политические деятели всегда встречали его с уважением и вниманием, присущими ему. При всей своей неоднозначности в идеологическом аспекте, не надо забывать, что Дон Сиксто де Бурбон неоднократно выступал в защиту законных интересов России на международной арене². (Monde & Vie, Eric Letty, 2014) «Стремление России сохранить свою независимость поможет нам восстановить нашу, которой угрожают англосаксы…»
Случайно ли это, если вспомнить, что его двоюродный дед Хайме де Бурбóн-Пармский, поступив корнетом на русскую службу, командовал впоследствии Лейб Гвардии Гродненским полком, отличился в китайском походе (1900 г.) и в русской-японской войне 1904–1905 гг.?³.
Посещение же участка, где воздвигнут православный крест, было вызвано интересом испанских военных историков из общества «Ла Тисона» прикоснуться к одной из малоизученных страниц нашей общей истории; побывать на месте дислокации отряда русских добровольцев в составе Терсио де Рекетéс, отдельного, в армии генерала Франко, ополчения карлистов, боровшихся за построение монархического государства на основе морального и социального учения Католической Церкви.
Тоска по распавшейся державе, сознание самих себя как её преемников, мечта о ее возрождении, вот что двигало русскими добровольцами и заставляло их метаться в поисках любых союзников. Но были ли идеалы этих русских близки фашистской или подобной идеологии? Вряд ли. Девиз «За Бога, за Родину и Короля», под которым на стороне мятежников воевали карлисты, был созвучен традициям русских офицеров, шедших в бой: «За Веру, Царя и Отечество». Именно это обстоятельство привело группу белоэмигрантов в ряды испанских монархистов. Испанцы и русские разделяли одну и ту же христианскую веру, которая в те времена в обеих наших странах подвергалась жестоким гонениям. Достаточно вспомнить, что в СССР за десять лет после октябрьской революции было больше мучеников за веру, чем за всю вселенскую двухтысячелетнюю историю существования Церкви, тогда как в Испании в период гражданской войны за свои религиозные убеждения приняли смерть свыше 6.000 человек. Это вполне достоверные данные.
Рассеянные по миру и пытаясь взять в Испании реванш за поражение в своей гражданской войне, «белые» русские («таксисты в чинах») выбрали тернистый путь, полный смятений, противоречий и страданий, так нигде и не найдя своей России. В этом их трагедия и несчастье. Но ставить их всех повально на одну доску с фашистами, власовцами и бандеровцами было бы несправедливо. Один из добровольцев А. Яремчук, упоминает в своем дневнике, что даже среди его соратников по Терсио, пусть немногие, но нашлись те, кто после начала Второй Мировой войны решили вернуться во Францию, чтобы сражаться с германскими войсками. Кстати, бывший командующий войсками карлистов в гражданской войне Франциск Ксавье Бурбон Пармский воевал с немцами в составе бельгийской армии, а позже вступил в ряды Французского Сопротивления⁴.
Другой участник тех событий в стане испанских мятежников, генерал-майор Н. Шинкаренко, после нападения Германии на Советский Союз занял резко антигитлеровскую позицию⁵.
Одним словом, не все так просто было (и есть) в испанском королевстве. Как и в самой России, где ряд отечественных историков отмечают эволюцию образа белогвардейцев в массовом сознании на постсоветском пространстве, рассматривая установку поклонных крестов и мемориалов участникам Белого движения, как признак примирения в обществе»6. Достаточно вспомнить памятник в Севастополе, в центре которого стоит мать-Россия, а у основания— два её сына, белогвардеец и красноармеец.
При этом обойдём стороной вопрос, почему такая неоднозначная фигура русского зарубежья, как философ и идеолог Белого Движения Иван Ильин стала в современной России столь востребована в политическом дискурсе, причем на самом высоком уровне?
Но, оставим пока наше общее прошлое историкам. В отношении богослужения у Креста, которое вызывает столь жесткую критику со стороны автора, называя его провокацией, надо понимать, что оно было проведено исключительно для поминовения всех погибших во всех прошлых и настоящих вооруженных конфликтах, без учета их происхождения и пристрастий в политике, просто собранных в одной молитве, как не может быть иначе среди тех из нас, кто считает себя христианами, в данном случае православными или католиками. В этом была цель собравшихся.
Наличие же двух флагов, испанского и российского имперского, было мотивировано воссозданием церковного обряда, совершенного там же, 9 октября 1938 года протосвитером Александром Шабашевым, о чем имеются фотографии в ряде исторических документах.
Ни разу во время встречи и богослужения не восхвалялась и не прославлялась какая-либо политическая идеология, точно также, как не делалось особых ссылок на стороны, находящиеся в конфликте в настоящее время на территории России или Украины. Утверждать, как это делает автор, что сам факт присутствия группы людей у Креста в память о тех, кто воевал не на стороне испанских республиканцев, однозначно делает их сторонниками бандеровцев или тех, кто был в армии Власова, является откровенной подтасовкой и ложным обвинением, так как никто из них не упоминался. Что касается присутствия на встрече официальных лиц российского посольства, то оно происходило по приглашению военных историков мадридского общества «Ла Тисона» (председатель Евг. Добрынин, потомок предводителя дворянства Тульской губернии, сын белого эмигранта, офицера французской армии в войне против гитлеровской Германией) и никоим образом не противоречит подобным мероприятиям, проводимым в последние годы, в том числе и на территории Российской Федерации и цель которых — положить конец такому конвульсивному и трагичному для миллионов российских граждан противостоянию, каким была гражданская война в нашей стране. Это относится и к Испании. При этом надо отталкиваться от мысли, что уроки истории нужны нам прежде всего для примирения. Об этом прямо сказал президент Путин в своем Послании к Федеральному Собранию 1 декабря 2016 г., подчеркнув, что «недопустимо тащить расколы, злобу, обиды и ожесточение прошлого в нашу сегодняшнюю жизнь, в собственных политических и других интересах спекулировать на трагедиях… которые коснулись практически каждой семьи в России, по какую бы сторону баррикад ни оказались тогда наши предки. Давайте будем помнить: мы единый народ, мы один народ, и Россия у нас одна»⁷.
Да, надо помнить свою историю, но не смотреть на неё из прошлого. И исходить прежде всего из преемственности всех ее этапов, не оставаться заложником давних противостояний, и главное работать над национальным примирением, вопреки тому, что, к сожалению, переживает Испания, где это противостояние некоторые пытаются возродить. Забывая одновременно, что еще в 1956 году компартия Испании, представляющая часть испанского народа наиболее пострадавшего от гражданского противостояния выступила с призывом к национальному согласию, за мирное, демократическое решение испанской проблемы»⁸.
Не лишне также напомнить, что на параде в День Испанской Нации 12 октября 2004 года ветераны гражданской войны, как республиканцы, так и франкисты вместе несли венок в память обо всех тех, кто пал за Испанию, независимо на какой стороне они находились⁹. Наверное такие аргументы должны быть озвучены в контактах с представителями левых сил в Испании.
О какой дискриминации России можно говорить?
Утверждать, что само посещение креста и совершение молебна по усопшим имело идеологическую подоплеку, а участники этого мероприятия солидаризируются с определенными политическими кругами, лишено оснований, поскольку, как уже говорилось, церковная служба была совершена исключительно для душ всех комбатантов, вне зависимости от происхождения или политических пристрастий.
Нельзя обвинять и священника, совершившего панихиду, в том, что он занял враждебную по отношению к Российской Федерации позицию, поскольку сам клирик и присутствующие, ограничились молитвой за всех. Ни до, ни во время или после богослужения не было каких-либо публичных или частных заявлений идеологического характера. Как не было и возложения к Кресту цветов, хотя автор ссылается на пострелиз с сайта посольства.
Вообще статья, на которую приходится отвечать, изобилует погрешностями. Приводятся цитаты из источников без их проверки. Так, например, бездоказательно звучит утверждение, что «часть добровольцев в Испании служила в составе германской армии», хотя известно, что вермахт был представлен в этой стране только подразделением люфтваффе «Кондор», но там русские в списках не числились.
Не согласуется с реальностью также высказывание, которое переносит нас в наше время о том, что в Мадриде «накачанная жовтоблакитная молодежь стояла вдоль маршрута „Бессмертного полка“, ища возможности проникнуть в строй, испортить участникам День Победы». На всем маршруте (констатирует один из нас, как участник шествия 7 мая с. г.), была замечена всего одна интеллигентная на вид пара, которая выкрикивала антироссийские лозунги, причем в рамках стандартной лексики, хотя, разумеется, это их не оправдывает.
В ряду неточностей у автора также имя мэра поселка Чека (не города, поскольку здесь проживает всего 286 человек). Зовут главу местной администрации Хесус (Иисус), а не Хуан, да и Владимир Потоцкий является секретарем, а не старостой общины. Но это не существенно. Существенно то, что встреча с историей, пусть совсем не радостной (какая уж радость, когда воюют), людей, которым она интересна, да еще с участием российского дипломата названа «власовскобандеровским междусобойчиком на горе Серро-дель-Контадеро». Слава Богу, что автор уберег нас от таких эпитетов, как сборище или шабаш.
В целом создается впечатление, что автор статьи усматривает в мероприятии на холме Контадеро апологетику фашизма и, проецируя это событие на современность, находит повод в очередной раз подвергнуть нападкам приход русского храма в Мадриде и его настоятеля, протоирея Кордочкина, одновременно ставя в двусмысленное положение российское дипломатическое ведомство. В качестве оснований для этого служат свидетельства руководителя «Бессмертного полка» Виктории Самойловой и письмо группы прихожан в Московский Патриархат о якобы проводимой священником дискриминации в отношении русской части общины.
Говорится, что о. Андрей занял проукраинскую позицию и таким образом разделил православную общину, которая «оказалась захвачена пробандеровской паствой». Это совершенно не так. Ограничимся пределами церковной жизни и тем, какое влияние события, связанные с вооруженным противостоянием России и Украины оказали на общину, существующую вот уже более двадцати лет, и с жизнью которой мы знакомы не с чужих слов, поскольку находимся в этом коллективе многие годы.
Тот факт, что настоятель выступает против специальной военной операции России на Украине и призывает в своих проповедях остановить кровопролитие, вовсе не делает из него русофоба. Все в церкви знают, что многие годы под руководством этого священника отсюда шли гуманитарные грузы в Донбасс.
В нашей многонациональной общине около 70% — украинцы. Есть молдаване, грузины, испанцы, американцы, англичане и конечно же русские. И никакого разделения по национальному признаку нет. Как нет и «уничижение русских прихожан и ангажированных, политически окрашенных посланий и проповедей, произносимых с амвона церкви». Беседы, которые проводятся после службы с верующими, носят богословский характер и только.
Несмотря на тяжелое для русских и украинцев время, мир в общине сохраняется. И это не в последнюю очередь благодаря о. Андрею, создателю храма. И дай Бог, чтобы во всех наших зарубежных приходах была бы такая ситуация! Простой пример: когда кучка проплаченных украинских националистов устроила однажды у храма во время воскресной литургии демонстрацию протеста, выкрикивая оскорбления в адрес русского народа и Патриарха Кирилла, к ним вышли наши украинцы и потребовали прекратить бесчинства.
Неизвестно, какими чувствами и мыслями руководствовалась автор статьи, но в целом содержание и выводы в ней не могут не вызывать сожаление, в связи с тем, что писавшая, проявив абсолютную субъективность и незнание вопроса, истратила весь свой «патриотический» запал не по адресу.
«Скажи с кем ты молишься, и я скажу кто ты». Такой эпиграф выбран автором статьи. Ответом могут быть слова: «Скажи зачем дискредитировать российское посольство и клеветать на общину русского православного храма и станет ясно кому это выгодно».
(«Cuiprodest? ¿Cui bono?»). Но в заголовок мы выведем другие слова.
С уважением в адрес редакции
Владимир Потоцкий — прихожанин Кафедрального Собора Святой Равноапостольной
Марии Магдалины
P. S. Заметка написана при участии председателя военно-исторического общества «Ла Тисона» Евгения Никитича де Добрынина Сирвента.
1 Моисеева С. (2023, 30 июня). Как посольство РФ в Испании оказалось в одном ряду с бандеровцами. https://rossaprimavera.ru/article/6d72edd3
2 Monde & Vie, Eric Letty. (2014, 3 junio). D. Sixto Enrique de Borbón: La voluntad rusa de independencia nos ayudará a reencontrar la nuestra, que está amenazada por la penetración anglosajona. Comunión Tradicionalista. Recuperado 6 de julio de 2023, de https://bit.ly/3NIrcB8
3 Бурбонский Хайме Карлович. (s. f.). Офицеры русской императорской армии. Recuperado 6 de julio de 2023, de https://bit.ly/46Dgd4B
4 Хавьер (герцог Пармский). (s. f.). Wikipedia. Recuperado 6 de julio de 2023, de https://bit.ly/3XBOMUV
5 Contributors to Wikimedia projects. (2022). Шинкаренко Николай Всеволодович. ru.wikipedia.org. https://bit.ly/46z000l
6 Contributors to Wikimedia projects. (2022b). Памятник генералу Маркову. ru.wikipedia.org. https://bit.ly/3pAxsTw
7 Послание Президента Федеральному Собранию. http://kremlin.ru/events/president/news/53379
8 Filosofía en español — Filosofia.org. (2001). Declaración del Partido Comunista de España / Por la reconciliación nacional, por una solución democrática y pacífica del problema español / junio de 1956. Hispania. Recuperado 6 de julio de 2023, de https://www.filosofia.org/his/h1956rn.htm