1. Война с историей
  2. ФРГ и ГДР
Александр Колонцов / ИА Красная Весна /
Мэрия Новосибирска и Институт истории СО РАН не смогли договориться о том, кто был заказчиком экспертизы прошедшей в Новосибирске скандальной выставки

Как в Новосибирске рухнула «берлинская стена»?

Рене Магритт. Шедевр, или тайны горизонта. 1955
Рене Магритт. Шедевр, или тайны горизонта. 1955

В январе 2022 года в центре Новосибирска (недалеко от кинотеатра «Победа») открылась странная выставка «Стена — граница внутри Германии», организатором которой выступило консульство Германии в Новосибирске. Она несколько раз проходила в столице Сибири, не привлекая к себе большого внимания. В этот раз о ней написал дзен-канал «Сибирский гидрант».

Автор публикации обратил внимание, что содержание выставки явным образом осуждает «диктаторский» режим ГДР, а заодно и СССР, противостоит всему этому «хорошая» ФРГ. При этом ничего не говорится ни о жертвах немецкого фашизма, ни о процессах денацификации, происходивших в послевоенной Германии. С другой стороны, ничего не говорится о подвиге советского народа, который освободил Германию от фашизма. Указывается на подчеркнутую глумливость выставки: во-первых, она проходила вблизи кинотеатра «Победа», названного в честь победы советского народа над фашизмом, а во-вторых, она была организована в городе, которым управляет мэр-коммунист Анатолий Локоть.

Публикация вызвала волну критики в адрес выставки. Ряд новосибирских общественных деятелей сразу заявил, что выставка преследует цели «пересмотра итогов Великой Отечественной войны». При этом в адрес мэрии Новосибирска поступило предложение провести выставку, посвященную ужасам фашизма, и тем самым дать достойный ответ на действия германского консульства. В результате скандала выставка была закрыта, но дискуссия о допустимости ее проведения продолжилась.

Оправдать проведение выставки попытался генеральный консул Германии в Сибири и на Дальнем Востоке Бернд Финке. Он рассказал, что Институт истории СО РАН по поручению администрации города Новосибирска провел экспертизу представленной выставки. По его утверждению, в экспертном заключении сказано, что никаких «искажений истории» в материалах выставки не было обнаружено.

Позже, 28 января, мэр-коммунист Анатолий Локоть во время пресс-подхода, отвечая на вопрос журналиста, заявил, что мэрия Новосибирска не заказывала экспертизу выставки.

Изображение: © ИА Красная Весна
Выставка, посвященная падению Берлинской стены, в Новосибирске
Выставка, посвященная падению Берлинской стены, в Новосибирске
Новосибирскевстены,БерлинскойпадениюпосвященнаяВыставка,

Чтобы разобраться в ситуации и выяснить, кто же на самом деле является заказчиком экспертизы, редакция ИА Красная Весна отправила три запроса: в мэрию, в Институт истории СО РАН и в генеральное консульство Германии в Сибири. Редакция попросила предоставить копию экспертизы и раскрыть данные заказчика. Однако полученные ответы свидетельствуют лишь о бардаке в городе.

В ответе на запрос директор Института истории СО РАН Вадим Рынков подтвердил, что институт провел экспертизу. Он указал, что заказчиком является департамент культуры, спорта и молодежной политики Мэрии Новосибирска. Заключение было подготовлено, но запрашивать его копию следует у заказчика.

Вышеуказанный ответ Рынкова прямо противоречит высказыванию мэра Новосибирска Анатолия Локтя, отрицавшего причастность мэрии к ситуации с выставкой. Можно было бы предположить, что глава города просто не знал о факте заказа экспертизы одним из департаментов мэрии. Но на запрос ИА Красная Весна ответ дали именно в департаменте культуры. В департаменте рассказали, что прошедшая выставка не была согласована с мэрией и после инцидента Центру культуры и отдыха «Победа» были направлены разъяснения о недопустимости проведения культурно-массовых мероприятий в городе без согласования с мэрией Новосибирска.

«Дополнительно сообщаю, управление культуры мэрии города Новосибирска не обращалось в сторонние организации для проведения экспертной оценки данной экспозиции [выставки „Стена — граница внутри Германии"]», — сказано в официальном ответе департамента культуры мэрии Новосибирска на запрос ИА Красная Весна.

Ссылаясь на вышеуказанное, предоставить экспертное заключение департамент не может, германское консульство на журналистский запрос до сих пор ничего не ответило.

Получается, что единственный аргумент в пользу выставки, на который указал Бернд Финке, основывается на экспертном заключении, с текстом которого широкой общественности до сих пор не удалось ознакомиться. Также не исключено, что историки, проводившие экспертизу, подошли к проверке материалов выставки поверхностно, убедившись лишь в формальной достоверности представленных фактов. Но при этом никак не учитывали исторический контекст события, который значительно влияет на восприятие представленных фактов.

Помимо этого остаются открытыми несколько вопросов. Если правы директор Института истории СО РАН и консул, то почему мэрия не хочет признаться в заказе экспертизы? А также почему умалчивается, каким образом экспертное заключение из мэрии попало в консульство? Если же мэрия экспертизу не заказывала, то кто заказчик? И проводилась ли вообще экспертиза материалов выставки?

Важно подчеркнуть, что проблема регулярных попыток пересмотра роли СССР в освобождении Европы от фашизма является особенно важной в свете идущей военной спецоперации России по демилитаризации и денацификации Украины. Россия является правопреемником СССР, который одержал победу над фашизмом в 1945 году. Сейчас страны совокупного Запада, включая Германию, обрушили на Россию шквал санкций, а прошедшая в Новосибирске выставка, на наш взгляд, является актом ведущейся против нашей страны информационной войны, направленной на искажение восприятия исторических фактов, а также на взращивание чувства стыда за великую победу.

Выстоять под прессом информационного давления возможно только с опорой на исторически значимые достижения. Именно осознание величия подвига предков в борьбе с фашизмом позволяет народу России отстаивать свою историческую идентичность в сложных для страны ситуациях. Экспертизы такого рода выставок являются одним из важных инструментов, который защищает общество от атак на его историю. Поэтому они должны быть представлены обществу.