1. Война с историей
Юрий Высоков / ИА Красная Весна /
«Когда у героев нашего спектакля всё хорошо, и вот состоялся их первый поцелуй (на романтическом фоне гор они целуются), следующая сцена, сразу, без подготовки, — о развале СССР»

Что поразило постсоветскую молодежь в советских людях — интервью

Илья Ефимович Репин. Иди за мной, Сатано
Илья Ефимович Репин. Иди за мной, Сатано
Илья Ефимович Репин. Иди за мной, Сатано
Илья Ефимович Репин. Иди за мной, Сатано
Сатаномной,заИдиРепин.ЕфимовичИлья

Есть простая вещь, без которой была бы невозможна победа в Великой Отечественной войне, — отношения между людьми. В советских книгах и фильмах нас впечатляют эти отношения, предполагающие открытость, доверие, человеческую теплоту. Чувство единства, общего смысла жизни, из которого всё это берется, особенно ощутимо в прошлом, когда его не хватает в настоящем.

Группа Motor Roller, написавшая наиболее известную на постсоветском пространстве песню о распаде СССР «Брестские крепости», создала мюзикл, в котором раскрыла важную часть «советского кода». Накануне Дня Победы лидер коллектива Ильяс Аутов ответил на вопросы ИА Красная Весна о постановке.

Лидер группы Motor Roller Ильяс Аутов
Лидер группы Motor Roller Ильяс Аутов
АутовИльясRollerMotorгруппыЛидер

ИА Красная Весна: Кто реально сейчас способен бороться за человеческие ценности, если считать их главным в советском наследии?

— Дело в том, что люди рождаются не с разными возможностями и разными талантами, а с разной волей, с разным упорством. У одних это упорство есть, у других оно меньше развито. Кто-то человек волевой, кто-то нет, но талантливый. При этом все же люди талантливы, каждый может себя проявить. И вот советское общество, советская система, была гуманна в этом плане.

Если человек работал, а он должен был работать, ему гарантировали заработную плату. Более талантлив он в своей сфере, менее талантлив. Это было гуманно, потому что людей не бросали на произвол судьбы, как это было сделано позднее. Не каждый может выстоять поодиночке, а нас сейчас бросили.

Те единицы, которые сегодня пытаются вернуть истинные, настоящие, человеческие установки — это люди волевые, сильные. Они хотели бы вернуть всё хорошее большинству в нашей огромной стране. Бывшей стране — общей, под названием СССР.

Но эффект толпы никто не отменял. Люди боятся. Не хватает сил, средств и так далее. Поэтому приходится единицам «брать на себя небо», держать его на себе, на своих плечах. И зачастую эти единицы идут против системы, их объявляют злодеями. Так бывает: человек хочет хорошего, а его злодеем объявляют.

Чтобы что-то изменить, нужно объединиться. Я говорю, может быть сейчас, какие-то крамольные вещи. Но я ни к чему не призываю, понимаете, да? Вот вспомните Маяковского, его стихи:

Горе одному,

один не воин —

каждый дюжий

ему господин,

и даже слабые,

если двое.

А мы поодиночке сейчас работаем все. И получается донести что-то хорошее только очень немногим людям. Мне и моей группе повезло донести что-то хорошее, во всяком случае при помощи нашего мюзикла.

Повезло — в том плане, что помогли люди: деньгами и вообще всем, чем могли. Получилось, на мой взгляд, замечательное действо. Во всяком случае душу людей мы затронули, человек выходит после спектакля с каким-то, пусть на время, но измененном сознании, измененном — в лучшую сторону.

ИА Красная Весна: Что помогло вам объединиться? Вашей группе и людям, благодаря которым мюзикл состоялся?

— Сама идея мюзикла. Дело в том, что два года назад друг моего детства Эдуард Агай — он в Алма-Ате и в Казахстане известный человек — позвонил мне и говорит: «Приезжай, есть разговор». Я приехал, он мне сходу: «Давай поставим мюзикл». Я сказал: «Давай», — еще не зная, что это такое, насколько это сложная вещь, я не был раньше связан с мюзиклами. А дальше он сказал: «Давай сделаем не просто мюзикл, не развлекуху, давай сделаем серьезную вещь».

Имеется в виду не тяжелую, не показывающую страдания и так далее, а серьезную вещь, но с легкой подачей. О серьезном — в такой форме, которая была бы близка людям. Давай, говорит, расскажем о нашем с тобой поколении. О поколении ребят из 80-х, тех, кто тогда только начинал жить. Покажем, через что мы прошли в 90-е, какими стали сейчас. Помянем тех, кто погиб из-за перестройки, воздадим хвалу тем, кто выстоял и не сломался, остался человеком. И давай покажем тех, кто стал негодяем. То есть всю правду жизни. Пусть это будет вещь, замешанная на любви и вере, на любви к своей стране и на вере в то, что если ты хочешь, то ты выстоишь. Если хочешь, добьешься. Если хочешь, у тебя всё получится. Вот такое наполнение.

Когда я стал собирать команду, пригласил моего друга — режиссера нашего алма-атинского театра имени Лермонтова Диму Скирту. Мы с ним посидели-посидели, подумали, пригласили еще одного режиссера этого же театра и втроем стали думать-думать, и вот как-то мы, видимо, стали дышать в унисон, получилось так, что мы подтянули к себе всех тех людей, которые с нами работают на одной волне. И получилось. Получился такой спектакль. Он, на самом деле, получился очень правдивым — ни чернухи, ни модных тем, ни попсы, а в то же время всё получилось. Нас не хотят отпускать со сцены. И те, кто видел предпремьерный показ мьюзикла, до сих пор пишут отзывы в интернете.

ИА Красная Весна: А что из этих откликов больше всего запомнилось?

— Был только один отрицательный отклик, и то от женщины, которая сама пытается заниматься постановкой мюзиклов. А так, если аккумулировать в один общий отклик, люди говорят: ребята, вы будите в людях хорошее. В основном об этом пишут разными словами.

Про ностальгию тоже пишут, но это не чисто ностальгический спектакль, он немножко о другом. Просто мы показали советскую жизнь, какой она была — без прикрас и без ёрничанья, без поливания грязью. Люди увидели, что это правда. Поэтому не стали говорить, что это ностальгический спектакль.

Люди в основном пишут восторженные отклики: ребята, вы всколыхнули что-то хорошее, вы делаете что-то хорошее, вы в нас пробудили что-то, мы вспомнили, проснулись и так далее.

ИА Красная Весна: В постановке участвовало много молодых людей. Наверняка им приходилось что-то объяснять про ту эпоху, о чем-то с ними разговаривать. Можете привести наиболее интересные примеры?

— Ребятки молодые, многим лет по 18 в нашей труппе, а то и младше есть. Мы им просто показывали, какими мы были, наши отношения, сленг. Что означает то-то, почему поступали так-то. Многие ребята были поражены. В хорошем смысле. Потому что, я считаю, поколение 70-х и 80-х и так далее, было более чистым. Не генетически, а потому что не было заразы в виде гаджетов, американской поп-культуры, разрушающей всё человеческое, ну и прочее.

Вот и они были удивлены, как это мы запросто общались, как можно было быть такими не настороженными друг по отношению к другу, не озлобленными… Вот такие вещи. Конкретных примеров не помню.

Их умиляла одежда тех лет, прически. Конкретно не помню, но общее ощущение такое было. С ними было интересно работать, и наблюдать и смотреть, как они влюбляются в это — вот в то Время, в наше Время.

И они все влюблены в спектакль, это чувствуется. Даже я, уже сто раз видевший его на репетициях, каждый раз, когда идет прогон, сижу и в некоторые моменты у меня самого бегут мурашки и комок к горлу подходит, слезы наворачиваются. Это поразительно.

ИА Красная Весна: В своем мюзикле вы ведете жесткий разговор со зрителем?

— Да, мы окунаем его в разные ситуации, причем неожиданно. Например, сцена драки на дискотеке, а драка поставлена, по-моему, очень хорошо, реалистично, — плавно переходит в идиллическую картину горного катка Медео. Или наоборот, когда у героев нашего спектакля всё хорошо, и вот состоялся их первый поцелуй (на романтическом фоне гор они целуются), следующая сцена сразу без подготовки идет о развале СССР, причем мы это показываем действительно в очень жесткой форме.

Опять повторяю, те, кто помнят это, так оно и было. Для нас это было как обухом по голове — развал СССР. Поэтому мы к таким приемам прибегали — из холодного в горячее — потому что зрителя нужно тормошить все равно. Зрителя нельзя держать в нервном напряжении, что делает сегодня кинопроизводство, театр. Нужно, чтобы душа работала во время спектакля. Не нервы, не инстинкты, а чтобы душа работала.

Сама жизнь, которую мы прожили в период с 80-х годов, так поступала — то в горячую, то в холодную — мы это просто показали. Мы хотели показать правдиво всё. Вот и получилось. И душа у людей заработала. Даже юные зрители подходили к нам после спектакля, и говорили: мне вот всего 19 лет, но мне так понравилось!

ИА Красная Весна: Как Вы написали песню, которая завершает мюзикл — «Какими нас запомнят»?

Разбирая событий обломки,

Разгребая истории сор,

Интересно, какой же потомки

Нам с тобой огласят приговор?

Препарируя нашу эпоху,

Глядя в стёкла придирчивых луп,

Снимут шляпы с почтительным вздохом

Или скажут, что век наш был глуп?

Вдруг похвалят, что вовремя, четко

Мы нелепый Союз разнесли?

В самом деле, Литва и Чукотка

Побратимами быть не могли?

Восхитятся, что мы толерантно

Перестали клеймить подлецов,

Что у кур вел теорию квантов

Знаменитый профессор Яйцо.

Времена одинаковы, как близнецы.

Уже в прошлом, что сделали наши отцы.

Руль машины сегодня у нас,

Так, куда держим путь:

На вершину горы или в грязь?

Как оценят потомки родные

То, что мы перестали пахать,

Побросали ремесла земные

И ушли интернет обживать?

Заразились в нем белой гордячкой —

Не указ ни Псалтырь, ни Коран.

Нрав у женщин стал груб, как кусачки,

А мужчина залез в сарафан.

Когда ты будешь бодро и смело

Вдаль шагать за блеснувшей звездой,

Приглядись: не блестит ли то белый

Зад того, кто играет тобой?

Одурачить людей очень просто —

Ты пойди, заслужи их любовь!

Будь, как теплый таинственный остров

В отмороженном море дельцов.

Наживаться на людях так просто,

Ты пойди, заслужи их любовь!

Проживи свою жизнь достойно,

Чтоб не знать от потомков плевков.

Времена одинаковы, как близнецы.

Уже в прошлом, что сделали наши отцы.

Руль машины сегодня у нас,

Так, куда держим путь:

На вершину горы или в грязь?

— В спектакле я то играю роль одного из героев, то становлюсь самим собой — лидером группы Motor Roller. В этом моменте я выхожу в своем собственном обличье, и мне режиссеры наши поставили задачу, чтобы я написал такую «стадионную» песню. Вот мол группа «Моторола» приезжает на концерт в родной город, собирается стадион и мы поём. Главное, мне сказали, чтобы была такая стадионная, широкая песня.

Писать что-то патетическое: «эй, давайте дружно…», «возьмемся за руки» — мне не хотелось. Всё равно хотелось о чем-то сказать. И родилась идея: раз мы показываем в этом спектакле наше прошлое, почему бы не закинуть удочку и в будущее? Не поразмышлять о том, какими нас запомнят потомки. Что мы такого сделали, чем нас могут запомнить? Хорошим ли запомнимся им мы? Или будем таким глупым поколением, о котором с сожалением будут вспоминать, читая учебники истории? Будут говорить: «Да что же они наделали-то? Эти придурки»?

Я не резюмировал ничего. Я просто задавал вопрос этой песней. И предлагал разные варианты. Правильно ли мы сделали, что развалили Советский Союз? Нас за это похвалят потомки? Или скажут, что мы были идиотами? Были ли мы правы, что позволили проникнуть в нашу жизнь толерантности и всей гадости, которую она несет, начиная с гомосексуализма и так далее? Будут нас за это ругать? Будут нас ненавидеть и предавать анафеме? Или, наоборот, скажут: ребята, да вы открыли для человечества новый путь! Стали сверхлюдьми и так далее.

Я задавал вопросы, которые сегодня многих волнуют. Но они волнуют на волне сегодняшнего дня, а я пытался представить, что скажут потомки про нас, про нашу деятельность.

ИА Красная Весна: Ильяс, что Вы можете сказать о возможности показать этот мюзикл в России и в других, может быть, странах?

— Мы над этим очень сильно сейчас задумались и даже ведем переговоры. Ведем переговоры с израильской стороной, пытаемся выйти на китайских промоутеров, наши продюсеры даже пытаются с Бродвеем связаться, с европейскими промоутерами. Естественно, с российскими промоутерами; даже прилетел специально посмотреть спектакль Александр Пантыкин — лидер легендарной в прошлом группы «Урфин Джюс», сейчас он плотно занимается мюзиклами. Он обладатель большого количества наград — «Золотая маска» и т. д. Нам очень хочется поставить этот мюзикл на колеса и прокатить его.

Когда он задумывался, мне казалось, что это будет чисто алма-атинская история. А потом, когда стали ставить спектакль, мы поняли, что это будет понятно всем, кто жил в Советском Союзе, всем людям русского мира. Имеется в виду тем, кто понимает русский язык.

Да, очень хочется, но пока не получается. Потому что слишком громоздким получился проект — 60 человек на сцене! — Нужно людей вывезти, накормить их в течение гастролей, разместить. Но мы думаем, как это всё сделать. Очень хочется показать. Во всяком случае, видеоверсия выйдет. Выложим ее в интернет обязательно.