Власти Китая начали готовить население к серьезным испытаниям
Специальная военная операция на Украине выявила в российском обществе запрос на суверенность, патриотизм и способность к мобилизации. Это, казалось бы, окончательно провело водораздел между теми, кто спешно собрался и покинул страну, и теми, кто постоянно прикладывает усилия для укрепления Родины и достижения победы.
В то же время она же обнажила явления наподобие «голых вечеринок» и сериала «Слово пацана», которые сами по себе только верхушка айсберга и свидетельствуют о том, что значительная часть общества не хочет мобилизовываться и вместе с частью «культурной элиты» и прочими лидерами общественного мнения продолжает жить, как будто ничего не происходит, желает развлечений и вообще не очень понимает про патриотизм.
Государство же в лице властей или не знает, как надо перестраивать жизнь в связи с новыми установками, которые диктуют и спецоперация, и внешние обстоятельства угрозы для страны, или просто не хочет изменений, как та часть общества, желающая развлечений в условиях войны. Отсюда порой странное поведение властей во всех областях политики, культуры, социальной сферы, безопасности и пр.
И тут встает вопрос: как вообще можно перестроить жизнь общества в современных условиях? Далеко за примером ходить не надо и стоит посмотреть, как готовит свое общество наш ближайший стратегический партнер — Китай — в условиях, когда КНР, в отличие от РФ, не участвует в очень крупном военном противостоянии, а на ее территории еще не падают ракеты и снаряды.
Китайская Народна Республика, несмотря на то, что у власти стоит Коммунистическая партия Китая, за время бурного экономического развития давно оказалась в поле глобальной западной культуры и различных капиталистических тенденций. Это не могло не повлиять на китайское традиционное, консервативное общество, что хорошо заметно во всех более-менее крупных городах Китая, не говоря уже про города первого, самого высокого уровня (многомиллионные мегаполисы, которых в Китае не меньше 15).
В то же время КНР находится в довольно сложных, противоборствующих отношениях с Западом и некоторыми своими соседями, а также имеет ряд территориальных вопросов, включая Тайвань. Причем вопрос с Тайванем настолько остр, что ряд экспертов предсказывает в недалеком будущем появление очередной горячей точки, т. е. прямое масштабное вооруженное столкновение со всеми вытекающими.
Тут надо отдать должное руководству Китая, которое понимает сложность положения и предпринимает последовательные шаги в различных сферах.
Если рассматривать Народно-освободительную армию Китая (НОАК) именно как армию, то тут давно взят курс на создание современной структуры с современным наполнением. Военный бюджет Китая год от года увеличивается и на текущий момент составляет более $224,79 млрд. О достижениях китайского ВПК доносится из каждого утюга, и понятно, что итогом должна стать высокотехнологичная армия, способная составить конкуренцию военным структурам США и НАТО.
НОАК регулярно проводит масштабные учения, что постоянно освещается в СМИ. Деятельность многих военных подразделений освещается как в СМИ, так и в различных соцсетях. Кроме того, армия регулярно задействуется для строительства гражданской инфраструктуры, особенно в труднодоступных районах. Электричество, широкополосный интернет, сотовая связь и прочее часто устанавливается руками армии, при этом формы взаимодействия с гражданским сектором этим не ограничиваются. Ну и, разумеется, ни одно стихийное бедствие не обходится без помощи НОАК. Военные подразделения участвуют в спасении людей, работают в составе групп экстренного реагирования, восстанавливают разрушенное хозяйство. Эта деятельность также освещается в СМИ. Как итог — население знает, что будет делать армия, когда ее участие будет необходимо.
Но, как известно, армия — лишь часть общества. А что происходит в самом обществе Китая, какая работа проводится с ним, особенно с той частью, которая подвержена разрушительным западным тенденциям?
Китайские государственные СМИ, а также популярные социальные сети в конце прошлого года начали продвигать альтернативный рождественский нарратив, который ясно дает понять, что это «счастливое Рождество» принесено вооруженными силами Китая, а не западным символом — Санта-Клаусом.
24 декабря партийная газета People’s Daily опубликовала на площадке микроблогов Weibo видеоролик с участием различных молодых солдат НОАК, написав:«Спасибо вам за вашу тяжелую работу! Благодаря их защите мы мирно встретили Рождество. Они приезжают со всех концов страны, день и ночь стойко охраняя линию фронта. „Вместе с нашей молодежью мы защищаем наш процветающий Китай!“ Спасибо вам и салют!»
Главный аргумент, который пропагандируется, заключается в том, что это время в Китае должно быть посвящено не Рождеству и Санта-Клаусу, а воспоминаниям об окончании Корейской войны и чествованию китайских солдат.
Этот нарратив продвигается не только в социальных сетях китайскими официальными медиа-каналами, но и различными другими способами.
Один из пользователей Weibo поделился фотографией торгового центра в Биньчжоу, где висели большие баннеры, напоминающие о 73-й годовщине битвы за Чосинское водохранилище (озеро Чосон) во время Корейской войны: «24 декабря — это не канун Рождества, а победа на Чосинском водохранилище».
Другой блогер разместил видео, на котором изображены светодиодные знаки на такси, предположительно в Хингане во Внутренней Монголии, со словами: «24 декабря — это НЕ канун Рождества, это военная победа в битве за Чосинское водохранилище».
На одном из видео в социальных сетях учительница средней школы в Чунцине также подчеркивала своим ученикам, что «не Санта-Клаус приносит нам счастливую и мирную жизнь, а наши молодые солдаты!»
В контексте Корейской войны (1950–1953 гг.) 24 декабря отмечается завершение Второй фазы наступления (1950 г.) Китайской народной добровольческой армии против сил командования ООН — в основном американских и южнокорейских войск.
Внезапная атака китайских дивизий была направлена против кампании «Домой к Рождеству». Такое название было обусловлено верой сил ООН в то, что они скоро одержат победу, завершат конфликт и вернутся домой к Рождеству. Вместо этого они были вынуждены отступить, и к 24 декабря 1950 года китайцы захватили большую часть Северной Кореи.
Битва за Чосинское водохранилище, также известная как битва у озера Чанджин (Чосон), является частью этой истории. Сражение началось 27 ноября 1950 года, через пять месяцев после начала Корейской войны. В фильме 2021 года «Битва у озера Чосон» (长津湖/The Battle at Lake Changjin) представлена китайская точка зрения на подготовку и ход этого массированного наступления китайской 9-й армейской группы.
Особенно в последние годы и в свете выхода фильма-блокбастера все больше внимания уделяется китайскому наступлению на Чосине как славной победе и стратегическому успеху в переломе военной ситуации в Корее и защите собственных границ, подчеркивающему военную мощь Китайской Народной Республики как новой силы, с которой необходимо считаться.
Эта китайская рождественская информационная кампания в поддержку НОАК совпадает с серией популярных постов в социальных сетях от блогеров, подвергшихся критике за празднование Рождества в Китае.
Один из них — Лю Сяогуан (1,7 млн подписчиков), который написал 25 декабря: «Некоторые люди критикуют меня за то, что я праздную Рождество, потому что, отмечая иностранный праздник, я буду непатриотичным и забуду о наших мучениках. Что я могу сказать, в нашей семье Рождество должно быть большим событием, даже если я не приду домой, его нужно праздновать, потому что моя мама — христианка, и она очень набожна. <…> Так что, с одной стороны, я должен пропагандировать традиционные китайские добродетели и проявлять сыновнюю почтительность, с другой стороны, я должен быть патриотом и не праздновать иностранные праздники».
Между тем другие популярные блогеры подчеркивают, что в это время важно помнить о военных героях Китая. Влиятельный медиаблогер Чжан Сяолей написал: «Не Санта-Клаус дарит вам мир, а китайские солдаты! #ChristmasEve». К своему посту он добавил различные фотографии, на которых изображены китайские солдаты, замерзшие в снегу, как это было показано в фильме «Битва у озера Чосон».
С годами Рождество становилось все более популярным в Китае, но поскольку эта страна атеистическая только отчасти, с небольшой долей христиан, праздник больше связан с коммерческой стороной праздничного сезона, включая покупки и рекламные акции, украшения, развлечения и т. д. со всеми сопутствующими негативными составляющими западного влияния.
Тем не менее теперь Рождество в Китае в целом воспринимается как «иностранный» или «западный» праздник, и существует постоянная обеспокоенность тем, что праздничные мероприятия, связанные с Рождеством, вступают в противоречие с традиционной китайской культурой.
В прошлом эти опасения приводили к фактическим запретам на празднование Рождества. С тех пор власти от запретов перешли к распространению собственных трендов и планомерно задают свою повестку.
Хотя многие китайские пользователи сети высказывают разные точки зрения на рождественские дебаты, есть и те, кто просто не понимает, к чему вся эта шумиха. Однако по высказываниям видно, что жители Китая должны с этим считаться, даже если они придерживаются другой точки зрения.
Упомянутый здесь фильм «Битва у озера Чосон» далеко не единственный продукт китайского массового кинематографа. Китайские кинокомпании давно поставили производство отечественных фильмов на профессиональную основу так, чтобы это соответствовало самым высоким стандартам. И в последние годы китайский кинопрокат говорит, что китайские фильмы в подавляющем большинстве оставили далеко позади западные образцы по количеству просмотров.
Тематика патриотических фильмов может быть различной. При этом историческая тематика тут важная, но далеко не единственная составляющая. За последнее время в Китае сняты фильмы о периоде 1927 года и становлении НОАК («Основание армии»), об обороне Шанхая в 1937 году («Восемь сотен»), о появлении значимой для Китая патриотической поэмы «Полноводная красная река» в XII веке (одноименный фильм), об испытаниях новейшего китайского стелс-истребителя J-20 («Король неба»). И это только то, что можно посмотреть в российском прокате, а список картин гораздо больше, включая сериалы на ТВ и стриминговых сервисах.
Фильм о китайских летчиках и испытателях «Король неба» тут показателен для зрителя, хоть и не является шедевром. Он снимался как ответ на американский фильм «Top Gun: Maverick» об американских летчиках. А российские зрители также сравнивают его с российским фильмом 2021 года о российских летчиках. И тут наглядно видно, как раскрывается патриотическая тематика в фильмах. И многие отмечают, не умаляя позитивных качеств российского фильма, что китайский фильм качественнее и понятнее для зрителя.
Описанное выше — результат действия не только китайского капитала и китайской творческой интеллигенции. Действия властей тут играют центральную роль, хоть и незаметную. Но и это еще не все, чем занята китайская власть.
Недавно власти юго-восточной провинции Фуцзянь объединили свой отдел военно-гражданского сотрудничества, которому поручено интегрировать гражданские ресурсы в рамках наращивания военной мощи Китая, со своим отделом мобилизации в рамках структурной реформы.
Этот шаг отражает стремление центрального правительства усилить координацию между военными и гражданскими лицами, шаг, направленный на углубление реформ системы мобилизации национальной обороны. Эта система включает в себя политические, экономические и оборонные ресурсы, которые страна может распределить или использовать в случае войны или угрозы безопасности.
Одним из главных изменений в рамках реформы стала передача провинциальным правительствам функций по координации оборонной мобилизации от местных военных округов.
Ожидается, что провинциальные органы власти, которые могут легче координировать работу различных административных учреждений, смогут проводить мобилизацию более эффективно.
При содействии провинциальных властей местные управления по мобилизации вооруженных сил активизировали работу по проведению образовательных мероприятий и совместных тренировок с отделениями скорой помощи.
Сямынь, прибрежный город в провинции Фуцзянь, за последний год провел более 1200 мероприятий по обучению национальной обороне, в которых приняли участие в общей сложности более 860 тыс. человек.
В прошлом месяце в городе Луань юго-восточной провинции Аньхой местные чиновники, отвечающие за мобилизацию и оборону, провели совместные учения с гражданскими подразделениями городских служб водо- и энергоснабжения, спасения в военное время и психологического консультирования.
В Шицзячжуане, столице северной провинции Хэбэй, чиновники превратили жилой район в «мобилизационное сообщество национальной обороны», установив знаки о чрезвычайной ситуации в области противовоздушной обороны и плакаты о том, где можно найти убежища в военное время.
Представители местных органов власти по всему Китаю также активизировали обмены с военными чиновниками, чтобы наладить «военно-политические отношения» в ответ на призыв Си Цзиньпина к качественному развитию обороны. В интернете можно найти массу роликов с учениями, где гражданские (работники, государственные служащие, студенты) принимают непосредственное участие. И, как видно, в первую очередь тут работают власти провинций, которые находятся на опасных юго-восточных направлениях и ближе всего к Тайваню.
Также на последнем заседании Политбюро Си Цзиньпин призвал к большей интеграции военных и гражданских структур, включая развитие технологий двойного назначения, чтобы модернизировать свои силы перед лицом растущих геополитических вызовов и соперничества с Соединенными Штатами. При этом подчеркивается особая важность промышленности, которая должна быть «автономной и управляемой, безопасной и надежной».
Описанное выше далеко не все, что можно уместить в рамках одной статьи. Делается в Китае гораздо больше для того, чтобы народ Китая был уверен в своей армии, а также был готов, знал и умел отвечать на очевидные вызовы недалекого будущего. И надо понимать, что разворачивание всей этой машины началось не вчера и требует определенного настроя и воли не только отдельной части общества, но множества слагаемых, включая власть.
(теги пока скрыты для внешних читателей)