Владимир Соловьев: теперь мы вряд ли поверим западным «партнерам»
21 год назад НАТО приняло решение начать военную операцию против Югославии, которая продлилась с 24 марта по 10 июня. Военный блок вторгся в суверенную европейскую страну под предлогом защиты албанского населения.
О причинах интервенции в Югославию иностранных войск, а также о ее последствиях и уроках для России рассказал корреспонденту ИА Красная Весна председатель Союза журналистов России, политический обозреватель Владимир Геннадьевич Соловьёв.
ИА Красная Весна: Как Вы оцениваете действия НАТО по развязыванию войны? Официально говорилось, что причина вмешательства — это этнические чистки против албанского населения в регионе. Как бы вы это прокомментировали?
Владимир Геннадьевич: Что касается этнических чисток, то скандинавские журналисты достаточно быстро обнаружили, что это в принципе был фейк. Сербов обвинили в инциденте, который якобы произошел в селе Рашка в Косово. На самом деле там были погибшие во время боевых действий боевики УЧК косовской албанской национальной армии. Их выдали за погибших и замученных местных жителей.
Это известный прием, который не раз применялся во время той войны. Очень похожая ситуация была во время обстрела рынка в Сараево, когда потом стали бомбить боснийских сербов. Так что в любом случае там сначала была операция западных спецслужб, для того чтобы скомпрометировать сербов, а затем были нанесены удары по мирной стране. И иначе как агрессией оценить то, что произошло, невозможно, когда погибли сотни мирных жителей, детей, когда была уничтожена, по сути, инфраструктура целой европейской страны.
ИА Красная Весна: Чего НАТО хотела добиться своей военной операцией против Югославии?
Владимир Геннадьевич: Я думаю, целей было несколько. Можно судить по результатам. Сейчас самая большая американская военная база в Европе — Camp Bondsteel, находится на территории Косово. Это целый военный город с капитальными домами, даже с церквями и бассейнами. Они там закрепились навсегда. Они отхватили огромный кусок территории и построили там военный центр, который контролирует всю Южную Европу. Оттуда очень удобно контролировать всю эту территорию.
Кроме того, им нужно было ликвидировать самую боеспособную и самую большую европейскую армию в Европе, в государстве, которое ментально всегда хорошо относилось к России, которое всегда было дружественным России государством.
ИА Красная Весна: На Ваш взгляд, действия России в этой войне были адекватными? У нас же была военная миротворческая часть, которая заняла аэропорт под Приштиной, чтобы туда не могли приземлиться самолеты армии США.
Владимир Геннадьевич: Вообще, во многом то, что было показано в кино «Балканский рубеж» — это фантазия автора. А вот то, что было, — это бросок наших миротворцев из Боснии в Косово. И они заняли под руководством Юнус-Бека Евкурова аэродром Приштины на некоторое время. Это действительно был маневр, который до сих пор во многом покрыт тайной, потому что неизвестно, кто все-таки отдал приказ. Ельцин тогда отказывался от того, что он отдал такой приказ.
(В ночь с 11 на 12 июня 1999 года сводный батальон ВДВ ВС России, который входил в состав международного миротворческого контингента в Боснии и Герцеговине, выдвинулся в сторону аэродрома Слатина, который находится под Приштиной. Целью марш-броска было занять аэродром раньше британского спецподразделения KFOR, которое собиралось занять аэродром, чтобы иметь площадку для разворачивания военной инфраструктуры — прим. ИА Красная Весна).
Конечно, Россия была слабой на тот момент, чтобы ответить на подобный вызов. У нас во главе Министерства иностранных дел был господин Козырев, который со всем соглашался. И был только маневр Примакова, который развернул самолет над Атлантикой. Он хоть как-то обозначил позицию России в то время.
ИА Красная Весна: Можете подробнее рассказать про действия Примакова.
Владимир Геннадьевич: Это было ровно 21 год назад. Примаков летел в Соединенные Штаты и узнал, что без согласия ООН, без согласия России началась агрессия против дружественной нам Югославии. Единственное, чем он смог показать свое отрицательное отношение к этому событию — он развернул самолет над Атлантикой и вернулся в Москву.
ИА Красная Весна: Как вело себя правительство Югославии в этот момент? Вы говорите, что там была сильнейшая армия в Европе. Как получилось то, что страны не стало через полгода?
Владимир Геннадьевич: Югославская армия вела себя очень достойно. Многие офицеры погибли. Многие сражались очень достойно, особенно летчики на старых самолетах, которые сражались с новейшими американскими, английскими истребителями и гибли.
Был случай, когда при помощи старой советской системы ПВО был сбит новейший американский самолет системы «Стелс». Человек, который был оператором системы ПВО, стал героем. Об этом сняты фильмы. Этот «Стелс» лежит в музее авиации рядом с белградским аэропортом им. Николы Тесла.
Эта история показывает, как вело себя руководство в Белграде, потому что Слободан Милошевич — человек достаточно непростой. Он пытался играть на разных чувствах своего народа и представителей других стран. Во многом из-за такой политики Югославия и пострадала.
А что касается армии, то она сохранилась и сохранила свою боеготовность на удивление натовцам. И тем не менее стране был нанесен страшный удар. Она до сих пор от него не оправилась.
ИА Красная Весна: Жива ли сейчас память о войне в Югославии?
Владимир Геннадьевич: Конечно жива. Люди собираются, вспоминают. Вот ровно год назад было 20 лет с начала вторжения. Я там присутствовал на международном журналистском форуме. Потому, что все началось с бомбежки телецентра, когда погибли несколько десятков человек. Многих, из которых я знал лично, потому что я там работал много лет.
Никогда ранее не было случая, чтобы был нанесен удар по средствам массовой информации. Таким образом хотели заглушить голос Белградского телевидения, и крылатые ракеты попали ночью прямо в здание, откуда шла трансляция.
ИА Красная Весна: Какие уроки мы можем извлечь из данного конфликта?
Владимир Геннадьевич: После того, что случилось, мы совершенно по-другому смотрим на взаимоотношения с нашими так называемыми партнерами. Вряд ли мы когда-нибудь поверим в искренность их заявлений.
ИА Красная Весна: Как вы оцениваете последствия войны в Югославии? Вы сказали, что они до сих пор сказываются. Можете рассказать об этом?
Владимир Геннадьевич: Ну, конечно. Долбили территорию Югославии снарядами с обедненным ураном. Они (войска НАТО — прим. ИА Красная Весна), «защищая» косовских албанцев и территорию Косово, бомбили всё такими снарядами. Поэтому в Косово до сих пор самая большая на всех Балканах пропорция заболеваемости онкологическими заболеваниями. И люди до сих пор мучаются, страдают и умирают. И значительная часть той инфраструктуры, которая тогда была разрушена, она до сих пор не восстановлена. И экономика страны еще до сих пор окончательно не восстановилась, как, конечно, не восстановилось и психологическое состояние людей.