Космический врач рассказал, зачем человеку покидать Землю
12 апреля исполняется 60 лет со дня первого полета человека в космос. Полетом Гагарина перед человечеством открылась бескрайняя перспектива: освоение Вселенной. В первые годы все, кто был причастен к этой мечте, понимали, что они делают может быть самое важное дело для всего человечества, для будущих поколений.
Причастными к прокладыванию дороги в Космос считали себя многие из тех, кто напрямую и не был связан с только начинавшей свое становление космической отраслью.
И редко, когда перед людьми вставал вопрос: «Зачем это нужно? Зачем нам Космос?» Время прошло и ощущение первопроходчества постепенно было растворено в житейских, сугубо земных проблемах.
Мы побеседовали с врачом, стоявшим у истоков советской пилотируемой космонавтики, заслуженным испытателем космической техники федерации космонавтики России, старшим научным сотрудником Российского Института Культурологии РАН, Леонидом Китаевым-Смыком.
ИА Красная Весна: Леонид Александрович, здравствуйте. Как Вы считаете, что же теперь значит космос для наших современников?
— Здравствуйте. Я думаю, что у наших современников есть несколько взглядов на космос. Во-первых, космос для многих стал обыденностью, к которой все уже привыкли. Неизвестные для большинства населения космонавты отправляются в полеты, в то время как многие ездят по Земле на автомобилях и поездах.
Но я полагаю, что все люди, даже когда они об этом совершенно не задумываются, где-то в душе, или как говорят специалисты в подсознании, имеют представления о том, что космос открыт для человечества и открыт уже давно. Космос стал для нас как дополнительная квартира в нашей жизни.
А во-вторых, космос — это будущее для человечества. Если подойти к любому самому простому человеку, будь то школьник или пожилой человек, каждый из них скажет, что космос — это чудо.
ИА Красная Весна: Современная космонавтика в основном ориентирована на чисто практические задачи: военные программы, дистанционное зондирование Земли, связь и коммуникации. Как Вы думаете, в каком направлении нужно развивать космонавтику и какие задачи должны быть приоритетными?
— К сожалению космос действительно используется для военных целей, но тем не менее нынешняя обстановка требует от нас такого безобразия. Конечно, техническое обеспечение космоса и использование этих технологий в нашей повседневной жизни, таких как ГЛОНАС, точная погода, мониторинг урожаев и общего состояния Земли, очень хорошо. Поэтому абсолютно необходимо продолжать развивать и совершенствовать это.
Но космос должен служить еще и для того, чтобы люди отчаянные, сознательно идущие в опасные ситуации, могли бы там, а не в военных условиях, использовать свой порыв к их преодолению. Для того, чтобы расширить человеческий горизонт гораздо дальше, чем наша небольшая планета.
Полет Гагарина, а до этого полет первого спутника показали, что все, о чем мечтало человечество, начинает свершаться. Многие люди думали о покорении космоса, проникновении в него. И это были не только удивительные и талантливые люди, такие как Циолковский.
Меня недавно школьники спросили: «С чего начинался мой путь в космонавтику?» А начался он, когда мне было четыре с половиной года и я сидел дома, листал энциклопедию, в которой нашел странную картинку, под которой было написано «Галактика».
Я спросил отца: «Что это?» И он подробно рассказал мне. Когда я был в школе, мне попалась книга из серии «Приключения и фантастика», она называлась «Звезда КЭЦ». То есть звезда под именем Константина Эдуардовича Циолковского.
В студенческое время я прочел книгу одного английского исследователя, посвященную изучению вероятности жизни на других планетах. И когда я оканчивал институт в 1955 году, мне очень хотелось попасть в космос.
ИА Красная Весна: В одном из интервью Вы говорили, что самое приятное, что было у Вас в жизни, это когда в 1964 году Вы увидели в университете своего отца, который держал в руках «Известия» с Вашей статьей о невесомости. Изменились ли наши знания о невесомости к настоящему времени?
— Можно так сказать, что я один из первых начал исследовать влияние невесомости на животных и людей. Тогда это было ново и занимательно, как и любые новые открытия.
Мы проводили исследования в невесомости, которая создавалась на сложно оборудованном самолете-лаборатории Ту-104. Он на большой высоте взмывал вверх, летел по параболической траектории и после этого пикировал вниз. Во время полета по параболической траектории возникала кратковременная невесомость, продолжительностью 30 секунд.
За один полет мы могли совершить до 12 таких режимов. К примеру, за 30 секунд вы спокойно сможете пройти по большой комнате в обе стороны и за это время многое можно изучить в человеке. Мы исследовали зрение, слух, вестибулярный аппарат, кровоснабжение.
Самым интересным было возникновение в невесомости у ряда людей зрительных и пространственных иллюзий. При этом потом стало ясно, что у людей, испытавших зрительные иллюзии, не будет в дальнейшем тошноты.
И я тогда предположил, что люди, испытавшие пространственные иллюзии и тошноту, будут более успешны в работе с системами индикации, системами управления, а те, кто испытывал зрительные иллюзии, будут успешны в работе вне корабля. Сейчас это уже обыденно для специалистов.
Но с невесомостью не так всё просто. К примеру, какие-то мелочи могут быть не выявлены при кратковременном пребывании человека в невесомости. А вот если рассматривать далекие полеты, то любая мелочь в критических условиях может привести к гибели.
ИА Красная Весна: Есть ли сейчас в России или мире аналогичные программы для моделирования состояния невесомости, подобные программе с использованием Ту-104, ведь он был единственным в мире большим пассажирским лайнером. В то время в США для этого использовали лишь небольшие транспортные военные самолеты.
— В районе аэродрома Чкаловский был подготовлен самолет Ил-76, если не ошибаюсь. Огромный самолет. Весь салон вынесли, установили специальные насосы, ведь в невесомости ни масло, ни топливо не могут надлежащим образом поступать по системе.
Вот его можно было использовать как аттракцион какое-то время. Но в последнее время, по-моему, его уже нет.
Стоит отметить, что Ил-76 — это военно-транспортный самолет. И когда наш самолет Ту-104 летел по параболической траектории, невесомости предшествовали 15 секунд перегрузки в 1,8 g. И при выходе самолета из невесомости и переходе обратно в горизонтальный полет, точно такая же перегрузка действует на самолет, на его конструкции.
Я помню, как к нам приходили полетать на нашем самолете со своими методиками военные авиационные врачи, пока у них не появился собственный самолет Ту-104.
В момент этих перегрузок я подводил некоторых из них к иллюминатору и показывал крыло самолета, которое в тот момент загибалось кверху и казалось, что оно состоит из стопок круглых консервных банок — настолько оно деформируется.
Наш Ту-104 был переделан из военного бомбардировщика Ту-16 и поэтому металл был гораздо прочнее, чем у Ил-76. Может быть, из-за усталости металла в результате таких перегрузок и образования микротрещин, на Ил-76 и не летают.
Сейчас в основном для того, чтобы люди могли работать в ситуации, когда нет прямой опоры, то есть в похожей на невесомость ситуации, используют глубокий бассейн. Внутрь него помещают аналог космического корабля и отрабатывают поставленные задачи.
Но там нет никакой невесомости для организма, потому что, когда человек как-бы висит в воде в скафандре, у него все равно кровь приливает к ногам, у него пища так же давит вниз на дно желудка. Просто в «гидроневесомости» вес распределяется по всему телу.
ИА Красная Весна: Вы решили изучать, как люди реагируют на невесомость, чтобы в дальнейшем предотвращать нежелательные реакции, выявленные в результате первых полетов в космос? Вы описывали некоторые из них: одни сначала ощущали страх, будто падаешь в бездну, который позже сменяла безумная радость, смех; другие (и таких было большинство) — наоборот, растерянность, пространственные иллюзии, с последующей, как правило, тошнотой, рвотой. Как нынешнее поколение космонавтов переносит жизнь в невесомости?
— Нынешнее поколение космонавтов — это очень умные, работоспособные, самоотверженные, высокообразованные люди — в отличие от первых героических отрядов космонавтов, которые в основном были просто летчики-испытатели, с очень условным военно-авиационным средним образованием. Один только замечательный человек Комаров имел инженерное образование.
Так вот, в отряд космонавтов попадают люди, прошедшие отбор по очень многим параметрам. И невесомость для них лишь как одна из частностей. Первоначально у многих из них бывают неприятные ощущения в груди, даже может быть со рвотой, но все это тренируется и проходит.
Сейчас космонавты пребывают в невесомости около года. Если же будет полет на Марс, то невесомость будет оказывать на них воздействие в течение нескольких лет.
И вот в этом плане могут быть опасные малозаметные тонкие изменения внутри организма, в эндокринной системе, в системе восстановления тканей. Вопрос этот сейчас до конца не изучен и пока неясно, насколько они могут быть опасны для людей, вернувшихся из многолетних межпланетных полетов.
ИА Красная Весна: В тяжелых, опасных условиях человек сбрасывает маски и, если так можно сказать, предстает тем, кто он есть на самом деле. Как пел Высоцкий в песне о друге:
«Если друг оказался вдруг
И не друг, и не враг, а — так;
Если сразу не разберешь,
Плох он или хорош…»
Возникали ли конфликты внутри космических экипажей, особенно в длительных полетах?
— Понимаете, когда были несовершенны методы подбора коллектива, чтобы составить космический экипаж, то, конечно, такие инциденты могли быть. На моей памяти был случай: когда на Земле почувствовали, что между двумя космонавтами возникло критическое напряжение, то полет прекратили и посадили корабль. Но это не помешало затем каждому из них успешно летать в другом коллективе.
Большую работу в этом плане провел наш известный советский и российский космический психолог Богдашевский. К сожалению, его уже нет среди нас.
Сейчас подбор экипажей космонавтов достаточно совершенен. Трудно представить, чтобы у отобранных для космического полета экипажей могли бы произойти какие-нибудь непорядки, мешающие работе. Конечно споры могут возникать, но они остаются по-братски спаянными коллективами.
В опасных условиях, которые одинаково действуют на людей, находящихся в этих условиях, люди становятся ближе. Не случайно именно фронтовики на всю жизнь сохраняют необычайную дружбу друг с другом. То же самое и в космических полетах. Ситуация общей опасности — это мощный фактор сплочения экипажа.
ИА Красная Весна: Космический полет всегда связан с повышенным риском, со стремлением преодолеть некие заданные «рамки» жизни обычного человека. Существует мнение, что в современном обществе широко разлит конформизм. Но продолжают появляться люди, стремящиеся в космос. Как Вы считаете, необходимо ли человеку преодолевать себя или стоит свыкнуться со своим положением и не плыть против течения?
— Есть такая фраза — кажется, она из Библии: «Каждому своё». Человек должен быть прежде всего самим собой. Не слепо следовать примеру других, а видеть свою особенность от этих других. Она делает его способным помогать другим или вызывать их поддержку себе.
Поэтому конформизм необходим для жизни человечества и животных. Если бы не было конформизма, то все животные перегрызли бы друг друга и у нас бы не было братьев наших меньших, да и нас было бы куда меньше.
Если 56 лет назад главенствовали теории о межвидовой конкуренции, то в современной науке сейчас очень серьезно рассматривается концепция о межвидовом содружестве, когда, казалось бы, враждебные друг другу виды животных, которые едят друг друга, в определенных условиях спасают друг другу жизнь.
Я думаю, то же самое и у людей. Но еще в большей степени, чем у животных, у нас существует способность и потребность помогать друг другу.
Есть, конечно, другие люди, жизнь которых чем-то испорчена, сознание может быть чем-то омрачено. Такие люди злопамятные, нарочно делают гадости другим, но их бесконечно мало, чтобы они могли как-то серьезно повлиять на других людей.
Способность выйти из рамок конформизма должна быть у всех людей, в той или иной мере.
(Продолжение следует)