Власти пытаются поддержать российский автопром, на АвтоВАЗе празднуют 50-летний юбилей, КамАЗ готовится к выпуску нового тягача, а российский авторынок показывает рост перед грядущим падением.

50-летие АвтоВАЗа и квартальные итоги — российский автопром за неделю

Николай Соловьев. На улицах Москвы (фрагмент). 1950-е гг.
Николай Соловьев. На улицах Москвы (фрагмент). 1950-е гг.

Важные события позапрошлой недели

Прежде чем рассматривать основные события предыдущей недели, стоит вспомнить оставшиеся без внимания новости первой половины апреля. Был составлен новый список системообразующих предприятий России.

Практика составления подобных списков не нова. Во время кризиса 2008 года в России были определены порядка 300 компаний, которые представляли особую важность для экономики страны. На этот раз список расширился до 646 компаний, куда вошла десятка автопроизводителей.

В списке значатся такие предприятия, как КамАЗ и АвтоВАЗ, что является ожидаемым, так как эти компании являются ключевыми в отрасли и от их функционирования напрямую зависит жизнь многотысячных городов.

Интересно, что в список попали два представителя зарубежного автопрома — ЗАО «Рено Россия» и ООО «Фольксваген Груп Рус». Также в список вошел автохолдинг «Рольф», являющийся крупнейшим дилером в стране.

Читайте также: «Автоваз» и «КАМАЗ» признали опорными компаниями для экономики России

Другой мерой помощи автопрому стал опубликованный 8 апреля на портале Минпромторга России проект постановления кабмина, предлагающий перенести уплату утилизационного сбора за первые три квартала текущего года на декабрь 2020 года для концернов, участвующих в специальных инвестиционных контрактах.

Стоит отметить, что повышение утилизационного сбора послужило одной из причин повышения стоимости новых автомобилей в текущем году, а резкое падение рубля дополнительно ухудшило ситуацию.

Ко всему этому стоит добавить простои в работе заводов, вызванные введением режима самоизоляции, а также нарушения цепочек поставок комплектующих из Китая. В этой ситуации для производителей отложенный утилизационный сбор лучше, чем ничего, а покупатели эту меру вряд ли вообще заметят.

Третьей новостью, широко разошедшейся по Сети, стал опубликованный 7 апреля список зарезервированных АвтоВАЗом товарных знаков. Сообщается, что в 2012 году компания зарегистрировала в Роспатенте ряд названий, среди которых Fortuna, Ladoga и Svoboda. в 2015 году к ним добавились XRave, Xcite, Intriga и еще ряд наименований.

Будут ли использованы эти «спящие» наименования — неизвестно. Использовать их производитель может в любой момент, а по истечении срока действия свидетельства — через 10 лет — патент можно продлить.

Юбилей АвтоВАЗа

19 апреля произошло знаменательное событие для АвтоВАЗа, ровно 50 лет назад с конвейера Волжского автозавода сошли первые шесть седанов модели ВАЗ-2101, прозванные в народе «копейками».

В основу модели лег итальянский седан FIAT-124, который по состоянию на 1970 год был актуальным современным автомобилем. Отметим, что один такой выставлен в экспозиции заводского музея, также там присутствует первый проданный ВАЗ-2101, который вернулся на родное предприятие спустя 19 лет эксплуатации.

АвтоВАЗ сегодня — крупнейший производитель автомобилей в России и градообразующее предприятие для Тольятти. Автозавод был построен «в чистом поле» всего за три года, а начало производства было приурочено к 100-летию со дня рождения Владимира Ильича Ленина.

Читайте также: В 50-летний юбилей на АвтоВАЗе вспомнили свой первый автомобиль

За свою 50-летнюю историю завод произвел порядка 30 миллионов автомобилей, количество серийных моделей, выпускаемых предприятием, превышает полсотни наименований.

Аналитики подсчитали, что на начало года в России насчитывается 14 миллионов автомобилей, выпущенных под маркой Lada, а это почти треть всего парка легковых и легких коммерческих машин страны.

Модели «классического» семейства до сих пор являются самыми распространенными автомобилями на дорогах страны. Насчитывается порядка 4,7 миллиона таких машин, а модель ВАЗ-2107 остается самым популярным автомобилем в России.

Новости КамАЗа

От легкового автогиганта стоит перейти к новостям основного производителя грузовиков в России. 13 апреля на КамАЗе анонсировали выпуск пяти новых моделей шестицилиндровых двигателей до 2022–2023 года.

Первая модификация двигателя Р6 получила мощность 400–700 л. с., межсервисный интервал 150 тысяч километров и ресурс в 1,5 миллиона километров. 13-литровый двигатель соответствует экологическому стандарту «Евро-5», в будущем планируется выпускать моторы «Евро-6», а также газовые и газодизельные модификации.

Компания планирует увеличить объем производства двигателей до 30 тысяч единиц в год. Предполагается, что новые двигатели начнут устанавливать в перспективные модели грузовиков КамАЗ.

Читайте также: На КамАЗе пошили более 5000 защитных костюмов

Также 8 апреля стало известно, что полноценное серийное производство магистрального тягача КамАЗ-54901 (К5) с кабиной от Mercedes-Benz Actros четвертого поколения начнется не раньше лета 2020 года. На заводе отметили, что не торопятся с выпуском, чтобы довести грузовик до ума.

Кроме того, не стоит забывать о следующем поколении грузовиков К6, первый прототип которого был показан в конце 2019 года. Эту модель, получившую название Continent, планируется запустить в 2024–2025 году. Перспективный КамАЗ-54907 получит гибридную силовую установку и одноместную кабину повышенной комфортности.

Данный грузовик на этой неделе успел даже стать кандидатом на полет в космос. 16 апреля руководитель Роскосмоса Дмитрий Рогозин анонсировал запуск новой ракеты-носителя тяжелого класса «Ангара-А5».

На вопрос пользователей о полезном грузе глава госкорпорации в шутку предложил запустить в космос КамАЗ. Пресс-служба производителя поддержала идею и предложила новый Continent на эту роль, вот только габариты тягача вряд ли позволят ему уместиться под обтекателем ракеты…

Статистика продаж

На второй неделе апреля аналитики начали подводить квартальные итоги продаж. Падение рубля и последующее за ним подорожание автомобилей вызвало ажиотаж на легковом рынке страны.

По данным «Автостата», за март было продано 160 тысяч автомобилей (+22,7%), а за первый квартал этот показатель составил 375,6 тысячи машин (+16,3%). Такому росту спроса есть простое объяснение — люди пытаются приобрести автомобили, пока на складах есть модели по старым ценам.

Читайте также: Продажи новых автомобилей в России выросли за март

Ожидается, что мартовский ажиотаж сменится апрельским падением, которое, скорее всего, будет иметь затяжной продолжительный характер. Стоит отметить, что продажи легких коммерческих автомобилей остановили падение в марте — 8,6 тысячи единиц (-0,6%). Всего за первый квартал было продано 23,7 тысячи автомобилей (-0,4%).

А вот продажи грузовиков упали за март на 17,9%, до уровня 5,5 тысячи машин. Квартальные продажи также показали падение до 17,3 тысячи грузовиков (-1,1%). Стоит отметить, что спрос на грузовой транспорт, равно как и объем грузоперевозок, является одним из косвенных индикаторов здоровья экономики.

Продажи автобусов в марте показали рост на 17,7%, достигнув отметки 1,1 тысячи машин. Квартальные продажи также завершились с плюсом — 3,4 тысячи новых автобусов (+29,2%).

Интересно, что в России за первый квартал вдвое выросло количество купленных новых мотоциклов. Всего по итогам трех месяцев был приобретен 1961 мотоцикл (+105,1%). Больше половины купленных машин приходится на модели BMW, Bajaj, Racer, Motoland и Harley-Davidson.