«Сейчас мы очень сильно отстаем в развитии идеологии и ценностного уровня, в том числе на уровне отрасли»

На Марсе будут яблони цвести? Эксперты обозначили проблемы космонавтики

Константин Юон. Новая планета
Константин Юон. Новая планета

Проекты, перспективы и проблемы отечественной космонавтики. Эти темы стали главными на пленарном заседании XIII общероссийской научно-технической конференции «Молодежь. Техника. Космос», которое прошло в формате круглого стола с названием «Россия в космосе — цели и перспективы».

Мероприятие, которое состоялось 19 апреля в Балтийском государственном техническом университете им. Д. Ф. Устинова «Военмех», приурочили к 60-й годовщине полета Юрия Гагарина в космос.

В заседании приняли участие исполнительный директор Роскосмоса по пилотируемым космическим программам С. К. Крикалев, начальник отдела оценки и обучения Госкорпорации Роскосмос О. М. Коваль, а также летчик-космонавт С. В. Авдеев, космонавт-испытатель М. В. Серов и представители предприятий, которые работают на космическую отрасль страны.

Выступающие обратили внимание на перспективные проекты российской космонавтики, оценили преимущества и недостатки отечественной системы образования с точки зрения подготовки квалифицированных специалистов для работы в космической отрасли и обратили внимание на проблемы, которые маячат на горизонте с учетом новой мировой политической обстановки.

Изображение: mars.nasa.gov
Поверхность Марса
Поверхность Марса

Перспективные проекты

Интересное выступление было у начальника лаборатории углеводородных и карбидных материалов ФГУП «Центрального научно-исследовательского института материалов» Сергея Гордеева, который рассказал про материаловедение в космической отрасли.

По его словам, за последние 60 лет при проектировании космических аппаратов и спутников были использованы различные материалы, начиная от полупроводников, диэлектриков до металлов и сплавов.

«Накопленный опыт позволил сформировать некий список материалов, допущенных для использования в космосе. К материалам, которые используются в космосе, предъявляется большое количество требований. Поэтому создание новых материалов становится большой проблемой и задачей», — рассказал Гордеев.

Материаловеды сейчас работают над тем, чтобы в условиях вакуума, которые близки к космическим условиям, можно было создавать новые материалы. «Проблема образования новых материалов в космосе связана в том числе с тем, что там отсутствует гравитация», — отметил специалист.

Он также отметил, что материаловеды в будущем должны будут решить задачу освоения материалов и сырья, которые будут доступны в космосе и на других планетах. Кроме того, еще предстоит понять, какие материалы являются пригодными, то есть долгосрочными и безопасными для человека, чтобы можно было строить жилища на других планетах и космических телах.

Темы, которая касается материаловедения, также коснулся и директор по пилотируемым космическим программам Сергей Крикалев. По его мнению, в связи с тем, что сейчас становится все больше композитов, то есть материалов, изготовленных из двух и более материалов, то надо отдельно уделить время для обучения студентов композитным материалам, потому что они могут быть перспективны для использования в космическом пространстве.

По его словам, создание многослойных углекомпозитов является большой научной задачей. С помощью цифрового моделирования можно создать и виртуально протестировать разные варианты углекомпозитов, получив наиболее оптимальный под конкретную задачу.

«И это на самом деле интересная работа, которая может привлекать молодежь и к технологиям. То есть технологии становятся конструированием, а конструирование становится технологиями», — сказал Крикалев.

Также Крикалев рассказал, что считает перспективным проектом создание корабля для полета на низкой околоземной орбите. Этим проектом сейчас занимается частная российская компания «Международные транспортные космические системы», которая в 2020 году приступила к проектным работам космического корабля «Арго», который должен прийти на смену кораблю «Прогресс».

Крикалев отметил еще один перспективный российский проект — создание ракетного двигателя, который будет работать на СПГ (сжиженный природный газ).

«Я думаю, что на базе этих двигателей будет новая линейка ракет, поэтому, с моей точки зрения, это перспективный проект», — сказал исполнительный директор Роскосмоса по пилотируем космическим программам.

Отметим, в 2020 году российская космическая промышленность приступила к разработке ракеты среднего класса нового поколения. Эта ракета должна будет заменить ракеты-носители «Союз». Новая ракета будет оснащена недавно разработанным двигателем, который работает на жидком метане криогенной температуры, получаемом из доступного и дешевого природного газа.

Изображение: (cc)
Ракета носитель «Энергия» и космический аппарат «Буран»
Ракета носитель «Энергия» и космический аппарат «Буран»

Частная космонавтика в России и США

Ведущий круглого стола доктор технических наук, профессор Владимир Иванович Евсеев, а также другие выступающие подняли тему частной космонавтики в России и в США.

«Илон Маск делает все свои проекты за счет Пентагона — раз, ДАРПА — два и NASA — три. Но как это подается? В этом тоже хотелось бы разобраться. Потому что здесь имеет значение собственность, которая принадлежит кому?» — отметил Евсеев.

Основатель частного конструкторского бюро «Ларос» Олег Степанович Ларионов описал, как выглядит частная космонавтика в России: «На мой взгляд, частный космос — это формат устоявшихся отношений Роскосмоса с предприятиями».

Он отметил, что формула «Деньги — товар — деньги-штрих» в космосе не работает. По его мнению, из космоса можно извлечь прибыль, имея идею что-то создать. «Сейчас мы занимается тем, что создаем сверхлегкие носители», — сказал Ларионов.

Он назвал частный бизнес, который проникает в космос, — «малым космосом». И обратил внимает, что «малый космос» не должен конкурировать с Роскосмосом, потому что «только работая вместе, мы сможем что-то сделать».

Сергей Крикалев обратил внимание, что предприниматель — это человек, который рискует своими деньгами, видя потенциальную выгоду.

«Как ни парадоксально, в сложных устройствах, в сложных системах, таких как космические системы, ракетные системы, у нас предприниматели приходят тогда, когда риски становятся маленькими. И, может быть, даже не обязательно маленькие, а когда они становятся счетные. То есть, когда их можно посчитать, вот тогда приходят предприниматели, как ни странно», — отметил космонавт.

Обращаясь к молодежи, Крикалев подчеркнул, что все рискованные задачи берет на себя и выполняет исключительно государство.

Кроме того, он рассказал, что когда делали первые аппараты, которые должны были входить в плотные слои атмосферы, сооружали гиперзвуковые, аэродинамические трубы, проводили бессчетное количество экспериментов, изучая разные материалы, которые могли бы выдержать критические условия.

«Поскольку, сколько таких тестов придется проводить, было непонятно, то никакой бизнес в это дело никогда не полез. Такие вещи может делать только государство», — отметил директор Роскосмоса по космическим пилотируемым программам.

То же самое с фундаментальной наукой, которая всегда убыточна, потому что никто никогда не знает, когда и какой будет «финансовый выхлоп» от открытий в фундаментальной науке. «Это рискованное, очень рискованное мероприятие, и поэтому такие риски может брать на себя только государство», — сказал Крикалев.

По мнению Крикалева, те достижения, которых добилось государство, должны стать достоянием общественности, и этим уже могут заниматься частные конструкторские предприятия, которые работают в интересах России.

Но в то же время, по словам космонавта, нельзя допускать, чтобы частные предприятия, выполняя государственный заказ, превращались во взяточников. Директор Роскосмоса по космическим пилотируемым программам сказал следующее:

«У нас, к сожалению, я наблюдал такие картины, такие примеры приводил и приведу. Когда та же самая наша «Энергия», которая была государственным предприятием, а сейчас стала коммерческой организацией, вот, в порыве коммерциализации, когда ей говоришь: „Ребята, данные по кораблю передайте в центр подготовки для подготовки“, — говорят: „Пусть они с нами заключат контракт“.

Вот здесь приходится уже включать административные рычаги и говорить: „Не, ребята, не путайте божий дар с яичницей. То, что вы сделали, вы сделали за государственные деньги, это является государственной собственностью, поэтому, будьте любезны, отдайте это дело другой организации, которая работает на государственные интересы“. Но это приходится регулировать, и я с вами согласен, что надо уметь это делать»

Изображение: roscosmos.ru
Международная космическая станция (МКС)
Международная космическая станция (МКС)

Проблемы в космической отрасли России и предложения по их решению

Выступающие на пленарном заседании обозначили целый круг проблем, которые тормозят развитие отечественной космической отрасли. Из всего, что было сказано о проблемах, можно выделить две основные: низкая заинтересованность студентов, что в итоге приводит к недостатку кадров на важных для космической отрасли производствах, и недофинансирование проектов и программ.

По словам руководителя работ в области создания ракетно-космической техники Александра Железникова, — «с кадрами, конечно, беда. Кадры решают все, и кадров как всегда не хватает».

В то же время он поделился опытом своего института, где уже почти 30 лет существует система подготовки специалистов, которые будут работать на предприятии. Железняков сообщил:

«Когда студенты приходят на первый курс и начинают проходить общие дисциплины, тем не менее с этого момента начинается уже введение в специальность. Где-то с третьего курса начинается обучение студентов непосредственно на базе студенческого конструкторского бюро. Многие ребята, которые поступили к нам в вуз, сейчас работают замами главного технолога и на других высоких должностях».

Он также отметил проблему материальной заинтересованности: «Я не могу сказать, что у такого подхода нет минусов. Например, есть государственной заказ по какой-то теме, студенты получают хорошо. Тема прекратилась, зарплаты упали, и люди сразу начинают смотреть на сторону. Эта проблема не только у нас. В целом лет 10–15 мы точно обходимся теми кадрами, которые мы подготовили с самого начала».

Проблему заинтересованности молодежи также отметил и начальник лаборатории углеводородных и карбидных материалов ФГУП «Центральный научно-исследовательского института материалов» Гордеев Сергей Константинович. Он считает, что эту проблему можно было бы решить, если бы была более ощутимая материальная поддержка студентов со стороны администрации.

Заместитель генерального директора НПО «Энергомаш» Валерий Сметанин, посвятил свое выступление на круглом столе проблеме подготовки кадров и мотивации студентов:

«Те мотивирующие факторы, которые были в наше советское время, к сожалению, давайте признаем — сейчас не работают», — отметил Сметанин.

«Понятно, что деньги — это основной мотивирующий фактор, на втором месте стоит социальный пакет. Те мотивирующие факторы, которые были в наше старое время — Родина, долг, сегодня не работают вообще», — рассказал Сметанин.

В качестве еще одного мотивирующего фактора Валерий Сметанин назвал карьеру. «Мы стараемся им показывать карьерные треки — стать космонавтом, стать главным конструктором, стать главным технологом. Мы в этом направлении работаем», — добавил заместитель генерального директора НПО «Энергомаш».

Директор Роскосмоса по космическим пилотируемым программам Сергей Крикалев прокомментировал проблему заинтересованности студентов так:

«Здесь очень много говорилось про социальные пакеты, про то, какие зарплаты молодежь получает в московском регионе, в других регионах. Мне кажется, что мы упускаем из виду одну очень важную вещь, которая, кстати, тоже… проводились исследования, и есть вполне отчетливые данные на этот вопрос, что да, когда не хватает денег прокормить семью — это становится первым приоритетом. Но как только зарплата выходит на определенный уровень — чуть не основным критерием места работы является интересная работа. И зачастую эта интересная работа, она становится интересной тогда, когда виден результат».

То есть должен быть обеспечен санитарный уровень зарплаты и социальных пакетов, чтобы молодежь не уходила, объяснил Крикалев.

«Если какой-то определенный уровень выполнен — дальше на самом деле вопрос интересной работы. А когда работа неинтересна, то здесь уже заставляют делать людей неинтересную работу деньгами, социальными пакетами. Ну, до определенных пределов можно, но всё-таки это, наверное, не решение задачи в целях общества и в целях развития космонавтики и техники в целом», — объяснил космонавт.

По словам начальника отдела оценки и обучения персонала департамента кадровой и социальной политики Роскосмоса Олега Коваля, материальные факторы, такие как социальный пакет и «достаточное денежное довольствие», необходимы. Однако «есть такие вещи, как внимание, о котором мы забываем, поддержка, способствование развитию».

При этом акцент необходимо сделать на идеологии, считает Олег Коваль. «Сейчас мы очень сильно отстаем в развитии идеологии и ценностного уровня, в том числе на уровне отрасли», — сказал он.

«Это не быстрый путь — работа над новой идеологией. Потому что идеология настоящая, она постоянно трансформируется. Меняется время, и она сообразно этому времени становится более эффективной», — отметил Коваль.

По словам руководителя Роскосмоса, о развитии идеологии часто забывается, что приводит к очень простой мотивации: «Где больше дали — туда и побежали».

Он также отметил, что определенные попытки в решении идеологической проблемы идут. «На сегодняшний день мы работаем над возобновлением такой идеи, как консорциум вузов, где мы проектируем новые задачи для подготовки новых кадров», — сказал Коваль.

Отметим, 8 февраля 2021 года ректоры Балтийского государственного университета им. Д. Ф. Устинова «ВОЕНМЕХ» Константин Иванов и Юго-Западного государственного университета Сергей Емельянов встретились в Курске и подписали соглашение о создании консорциума с целью объединения научных усилий для решения прикладных научных задач в области обороноспособности страны, развития космической научной деятельности, а также других задач, которые ставит перед страной нынешнее непростое время.

Коваль отметил, что в 2021 году принята стратегия госкорпораций до 2030 года, где обозначены основные приоритеты развития, цели и что должно быть сделано для их достижения.

«Задача госкорпорации, на мой взгляд, заключается в том, чтобы собрать все вузы воедино и чтобы мы вместе выработали новую идеологию», — подчеркнул руководитель Роскосмоса.

Президент Петербургского отделения Российской академии космонавтики им. К. Э. Циолковского (РАКЦ) Александр Ковалев обратил внимание, что существующая финансово-экономическая платформа не в состоянии адекватно выполнять поставленные перед ней задачи, которые связаны как с набором квалифицированных кадров, осуществляя связь студентов с предприятием, так и с созданием космических кораблей.

«Что мешает нашей финансово-экономической платформе, которая существует, которая, мягко говоря, не идеальна, выполнять то требование промышленности, которое существует? Невозможно все сводить к балансам: вот вам два рубля — сделайте космический аппарат, если останется 50 копеек, то оставьте их себе. Так сейчас примерно работает экономический аппарат», — объяснил Ковалев.

Изображение: (сс) NASAKennedy
Crew Dragon
Crew Dragon

Милитаризация космоса

Эта тема не была главной. Она время от времени проскальзывала у разных спикеров. Эту тему невозможно было не затронуть, при всем желании обойти ее стороной. Дело в том, что в последней редакции оборонной стратегии США прямо говорится, что они рассматривают космическое пространство как область боевых действий.

Президент Петербургского отделения Российской академии космонавтики им. К. Э. Циолковского (РАКЦ) Александр Ковалев обратил внимание собравшихся, что с учетом того, что США «отказываются считать космос мировым достоянием, что космос должен принадлежать некому государству», то в силу этого космос вольно или невольно будет милитаризироваться.

Он сказал об этом в контексте того, что государству придется уделить более пристальное внимание подготовке квалифицированных кадров для космической отрасли, чтобы Россия смогла отстоять свое право присутствовать в космосе наравне с другими государствами.

Читайте также: Что будет с МКС, и почему мы еще не на Марсе — интервью с космонавтом