Воины-афганцы: в Афганистане мы воевали с США, Англией, Францией, Аравией…
15 февраля исполнилось 30 лет со дня вывода советского военного контингента из Афганистана.
Ветераны той войны — подполковник запаса, вертолётчик Виктор Бойченко и полковник, командир инженерной роты Владимир Лагожин сегодня говорят о главном: восприятие обществом действий Советского Союза на афганской земле изменилось.
Пересмотр предательского решения об осуждении ввода советских войск в Афганистан стал бы констатацией этого факта на государственном уровне. Теперь очень важно не упустить молодежь. Ведь в мире спустя три десятилетия не стало спокойнее…
«Нас не надо агитировать за Родину»
Рассказывает ветеран войны в Афганистане, председатель Правления Санкт-Петербургской общественной организации ветеранов войн «Перевал» Виктор Бойченко.
Корр.: Вы можете сказать, что спустя тридцать лет восприятие значения той войны у людей поменялось?
В.Б.: Меняется в обществе в целом. Признание исторически несправедливым того, что нас осудили (решение об «осуждении» ввода войск в Афганистан было принято в 1989 году Съездом народных депутатов СССР — прим. ИА Красная Весна), о котором сейчас говорит наше правительство — это и есть результат изменившегося восприятия в обществе.
Теперь для нас самое главное — не потерять молодежь. Нас не надо агитировать защищать Родину. А вот молодежь — надо. Отъедьте немного от Петербурга, и вы ужаснётесь, о чем и чем там живет наша молодежь. Поэтому мы хотим достучаться до молодых — с помощью нашей работы, наших программ, наших выставок. Это как канал, чтобы передать память. Мы уйдем, наше поколение уйдет. Они будут дальше говорить. Им дальше страну защищать…
Те «афганцы», кто остался в живых, живут и здравствуют среди нас, воспитали не одно поколение наших будущих воинов, наших сегодняшних воинов. Они сегодня с достоинством и честью выполняют свои задачи в Сирийской Арабской республике. Родина сказала — «поехал», и сегодня эти задачи также честно, добросовестно нашими ребятами выполняются.
«Наши бывшие враги говорят — чего мы с русскими воевали?»
Корр.: В эти дни по всей России проходят мероприятия, на которые съезжаются «афганцы». Сегодня здесь очень много народу. Прошло 30 лет, а те события не остывают в памяти людей. Хотя и можно услышать такое мнение, что Афганская война находится «в тени» Великой Отечественной…
В.Б.: Это память мужеству наших солдат, которые, несмотря ни на что, выполняли свой воинский долг и не задумывались над тем, как потом к ним отнесутся. Выполняли с честью. Сегодня у нас проходят встречи в Афганистане с бывшими нашими врагами — моджахедами, с руководителями группировок. Ветераны войн — это не политики. Они не будут кривляться, а будут друг с другом говорить начистоту. И они нам в открытую заявляют: русские воевали честно, воевали в открытом бою, не исподтишка.
От наших не нужно было ждать, что население пойдут уничтожать, за нашими не стояло кровавых пятен, о чем сейчас говорят, упоминая американские войска.
Они нам говорят — чего мы с вами воевали? Зачем?
Афганистан, помимо того, что оборонялся советскими войсками от бандитов, — еще ими и строился, дети учились в школах. Я помню это настроение улицы, люди движутся, улыбаются…
«Американцы сидят в своих гарнизонах и носа не высовывают»
Рассказывает ветеран войны в Афганистане, председатель правления регионального объединения общественных организаций ветеранов боевых действий «Русь» Владимир Лагожин:
С кем мы воевали в Афганистане? Америка, Англия, Франция, Саудовская Аравия, Китай… мы фактически воевали с ними. В стране тогда, в конце 70-х, начались волнения, туда активно лезли Штаты… И вот недавно наши ребята встретились с афганцем, бывшим моджахедом. Он говорит — жалко. Мы тогда не поняли. Мы бы с вами не воевали. Вы воины, и вы нам помогали, строили нам школы. К сожалению, мы этого не оценили.
Корр.: У жителей Афганистана появилась возможность сравнить обстановку — как жилось в стране при советском присутствии, и что происходит сейчас, когда «Штаты влезли»…
В.Л.: Наши ребята ездили в Афганистан года три-четыре назад. Американцы сидят там у себя в гарнизонах за пяти-шестиметровыми бетонными стенами. Внутри у них там дома обустроенные, с кондиционерами и всем остальным. Сидят и носа не высовывают, так боятся.
Для того, чтобы американцам с Пакистана провести караван, колонну машин с обеспечением — а там же до сих пор стоят местные банды, контролируют каждая свой участок, — американцы каждой банде платят, в зависимости от расстояния, от трех до пяти тысяч долларов. Даже такса есть. Это что они — вояки? Кто из наших там мог платить?
Если что, мы отодвинем и пройдем! Но наша политика какая? Вспомните генерала Скобелева, покорение Средней Азии. Шел Скобелев, за ним тянули рельсы, строили школы, больницы. Это наш, русский тип «покорения». А у американцев — все наоборот…
Интервью с Виктором Бойченко и Владимиром Лагожиным состоялось в Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи сразу после торжественного открытия пятой по счету выставки проекта «Моя война» (автор — известный в Петербурге художник Виктор Васильев) — «Вернуться живым…». Оба «афганца» выступили как организаторы и участники этого мероприятия.
Здесь представлены боевые экспонаты, фотографии, документы, письма и художественное творчество людей, которые хотят внести свой вклад в память о подлинном значении тех событий.
Событий, которые с наступлением эпохи «гласности» ревнители свободы «святых 90-х», в первую голову — либеральные СМИ, стали называть «советской агрессией в Афганистане». А воинов, отстаивавших на среднеазиатском рубеже геополитические интересы своей (и не только своей) страны — чуть ли не военными преступниками…
Сегодня те же самые «рулады» воспроизводят буквально те же «ревнители». Аккурат 15 февраля почетный обладатель Нобелевской премии мира 1990 года выпуска, экс–глава СССР Михаил Горбачев заявил, что сегодняшняя реабилитация ввода советских войск в Афганистан — «безответственна и безнравственна».
Самым «безобидным» отзывом на это заявление, найденным автором в Сети, стал комментарий одного из пользователей: «Неужели Михаил Сергеевич думает, что кого-то может интересовать его мнение?».