Третью смену в школах делают не ради забавы и вовсе не от хорошей жизни

Третья смена в школах Ростовской области — что происходит?

Михаил Нестеров. Экзамен в сельской школе. 1884
Михаил Нестеров. Экзамен в сельской школе. 1884
Михаил Нестеров. Экзамен в сельской школе. 1884

После публикации материала о третьей смене в Дагестане, к редакции ИА Красная Весна начали обращаться родители из Ростовской области. Они сообщили, что аналогичная ситуация, то есть фактическое существование третьей смены в школах, наблюдается также в школах города Батайска.

В частности, речь шла о МБОУ СОШ № 4 в Батайске. Действительно, на сайте школы можно найти официальный документ — календарный график, правда не на текущий, а на прошлый (2022–2023) учебный год. Согласно нему занятия у пяти классов (3-й «Б», 3-й «Е», 4-й «Б», 4-й «Г», 4-й «Д») начинались с 14:35, 14:40 и так далее, вплоть до 14:55.

По данным из того же документа, недельная урочная нагрузка для третьих и четвертых классов составляла 23 академических часа. Учитывая, что для младшеклассников действует пятидневка — нетрудно подсчитать, что третье- и четырехклассники этой школы в прошлом учебном году учились по 4-5 уроков в день, а значит, несколько раз в неделю они уходили домой около 18:30.

Для детей такого возраста (8–10 лет) учеба в такое позднее время — это серьезная нагрузка.

Почему так происходит?

В документе содержится пояснительная записка, которая весьма подробно описывает причины такого странного расписания. Дело в том, что в отличие от традиционной сменной системы, где начало уроков начинается строго в одно и то же время в рамках одной смены (например, с 8:00 и с 13:00), руководство батайской МБОУ СОШ № 4 приняло решение ввести «веерный» (ступенчатый) режим работы классов.

Откуда пришла такая идея? Видимо, сказалось наследие «ковидных» 2020–2021 годов. В той же записке говорится, что корректировки в учебный процесс вносились в «условиях распространения COVID-19» вместе с интеграцией дистанционного обучения «с целью сокращения периода взаимодействия обучающихся и ограничения массового скопления обучающихся и их родителей в здании и на территории школы».

Получается, поводом для введения системы было предположение, что если принимать детей не сразу, а порциями, «ступенями», то скученность учеников в школе снизится, а значит, снизится риск заражения инфекцией. Только вот инфекция ушла, а система осталась.

К слову — осталась она далеко не во всех школах. Анализ других учебных заведений Батайска показал, что такая ситуация скорее исключение, чем правило.

Это законно?

Согласно правилам СП 2.4.3648-20, третья смена в школах запрещена. Но является ли учеба с 14:30 третьей сменой — вопрос, увы, дискуссионный.

Ведь четкого определения сменного обучения в документах нет. Единственное четкое ограничение, прописанное в СанПине — это то, что начало учебы должно начинаться не раньше 8:00, а вторая смена должна заканчиваться не позднее 19 часов.

Эта лазейка в правилах позволяет (как мы выяснили еще по ситуации в Дагестане) уходить от запретного словосочетания «третья смена». Называя ее, например, «подсменкой» или «вторым потоком» второй смены.

Читайте также: Цена «двухсменки» — смогли ли в Дагестане «добить» третью смену в школах?

Вероятнее всего, причина, по которой это происходит — переполненность школы и недостаток преподавательского состава. На начало учебного 2023 года в школе обучаются 2269 учеников, при том что еще 10 лет назад их число достигало 1350.

Другой вопрос — как родители могут отстоять свои права. Мы задали этот вопрос юристу Олегу Барсукову. «Я бы посоветовал таки разобраться в действительных причинах, почему делают третью смену», — ответил он.

«Конечно, родителям в первую очередь следует поговорить с директором школы, выяснить позицию, для каких целей и в связи с какими обстоятельствами делается третья смена», — рассказал юрист. В случае же, если ответ не устроит — можно обратиться в суд, считает он, однако для начала стоит подумать, какие последствия может повлечь такое обращение.

«Третью смену в школах делают не ради забавы и вовсе не от хорошей жизни», — напомнил Барсуков. А проблема эта решается не на местном, а на федеральном уровне весьма странным способом — ведь главной причиной подобных манипуляций с расписанием является не злая воля руководства школ, а переполненность учебных заведений.

В алфавите скоро не хватит букв…

Переполненность школ — проблема, с которой сталкиваются фактически все регионы России. Ростовская область — не исключение. В июне этого года в Заксобрании региона озвучили шокирующую цифру — в хуторе Красный Крым Мясниковского района, в школе, рассчитанной на 180 учеников, обучается 550 детей.

Под классы отдаются даже помещения учительской и кабинета директора. Аналогичная ситуация сложилась в другом населенном пункте района — Ленинаване.

И с каждым годом проблема усугубляется. Пример: если в 2021 году возмущение родителей вызывало то, что в школе микрорайона Суворовский Ростова-на-Дону открыли 19 первых классов (то есть, от «А» до «С»), то к текущему году их число в той же школе доросло до 25 (от «А» до «Щ»).

Многие знают, что в 2023 году в масштабах России все рекорды побила школа в Самаре, которая набрала 31 первый класс. Но там есть три корпуса, рассчитанные на 6700 учеников, то есть фактически это три школы, административно объединенные в одну.

Школа же в Суворовском рассчитана на 1340 человек. А обучается в ней 4775 ученика. Это в 3,5 раза больше, чем положено.

Проблема решается?

Власти говорят, что проблема решается. К 1 сентября 2023 года в Ростовской области открыли 4 новые школы общей численностью на 3250 мест. Одна из них — на 600 мест — открылась в Батайске.

До конца 2023 года в регионе планируют ввести в эксплуатацию еще шесть школ. А в 2025 году должны достроиться еще пять школ на 4500 мест.

Однако, как и в случае с Дагестаном, школы не только строятся, но и закрываются. Если в 2011 году, согласно Росстату, общее число школ составляло 1392, то к концу 2022 года оно снизилось до 1223. Получается, за 11 лет в области стало меньше на 169 школ.

Да, в последние годы, видимо, учитывая программу по строительству новых учебных заведений, снижение числа школ замедлилось. В 2021 их было 1226, то есть — за год сильного падения не произошло.

Но это же означает, что пресловутая оптимизация никуда не делась: по всей стране продолжают закрываются малокомплектные городские и сельские школы.

Так, на фоне чудовищной ситуации с переполненностью дагестанских школ (число учеников в классе достигает 45 человек), глава Дагестана Сергей Меликов в августе заявил:«Надо уходить от практики малокомплектных школ к созданию больших, современных, хорошо оснащенных детских интернатов, со всеми необходимыми условиями для детей и педагогов».

Получается, дети из сел будут вынуждены переехать жить от семьи в школу, чтобы ее закончить. Абсурд? Но, это слова главы региона. Значит ли это, что слова президента Владимира Путина, что «государству придется заплатить и за малокомплектные школы в том числе» для руководителей регионов уже потеряли актуальность?

Ответа мы не знаем. Но знаем точно — именно в школе решается будущая судьба нашей страны. А значит — крайне важно, чтобы организация школьной системы в целом, организация учебного и воспитательного процесса вызывала у учеников и у их родителей чувство уважения к школе, а не чувство раздражения и абсурда. Это, без всяких шуток — вопрос стратегический.