Какие меры приняло минобрнауки РД для выполнения президентского поручения? И не породили ли эти методы новых проблем?

Цена «двухсменки» — смогли ли в Дагестане «добить» третью смену в школах?

Александр Куренной. В школе. 1897
Александр Куренной. В школе. 1897

В 2021 году президент России Владимир Путин подписал поручение, предписывающее полностью ликвидировать третью смену в российских школах к началу 2023–2024 учебного года. На тот момент эта практика официально сохранялась только в четырех регионах страны: Дагестане, Чечне, Бурятии и Туве.

Первыми среди субъектов отчитались о выполнении поручения власти Чечни и Дагестана в конце 2022 — начале 2023 года. Однако именно в Дагестане пользователи соцсетей и журналисты сразу же встретили отчеты регионального правительства скептически: мол, на словах говорят одно, а на деле получилось другое.

Учебный год прошел, в разгаре летние каникулы, скоро школьники опять пойдут в школу. Удалось ли властям республики окончательно справиться с проблемой за эти полгода? Какие меры приняло минобрнауки РД для выполнения президентского поручения? И не породили ли эти методы новых проблем?

Зачем нужно ликвидировать третью смену?

Еще в 2022 году в Дагестане насчитывалось 33 школы, в которых учеба проходила в три смены, что составляло 2,3% от количества всех школ региона. В третью смену училось 6950 школьников, причем 4380 являлись учениками начальных классов.

А это значит, что несколько тысяч детей заканчивали учебу после 19:00 и были вынуждены возвращаться домой в ночное время, подвергать свою жизнь и здоровье опасности. И речь идет не только об опасности встретить злоумышленников: во многих районах Дагестана существуют проблемы с ночным освещением, что резко повышает риск попадания под машину.

Так, репетитор по английскому языку Арслан Магомедов рассказал нам, что однажды к нему пришел ученик, который жил в пригороде Махачкалы — Семендере — и учился в третью смену. При этом с собой он принес огромное количество светоотражающих материалов.

«Он сказал, что нам выдали эти материалы, чтобы водители замечали, потому что мы поздно возвращаемся домой. Чтобы нас не сбили просто», — передал слова ученика репетитор.

«Там не просто третья смена — там освещения толком нет, ребенка ночью просто не видно. Там тротуара нет, они идут вдоль дороги», — подчеркнул он.

О вреде же такого режима для здоровья и успеваемости школьников даже сомневаться не приходится. «Третья смена — это означает, что у детей работоспособность нулевая», — объяснила нам Ирина Мясникова, учитель географии с 35-летним стажем.

«Это нонсенс вообще, проблемы даже со второй сменой серьезные, — заявила она. — Первые уроки еще дети воспринимают нормально, а если 6-7 уроков — это вообще ни о чем».

В минобрнауки Республики Дагестан нам назвали меры, которые ведомство совместно с муниципальными органами решило использовать для выполнения президентского поручения, а именно: «оптимизация загруженности и эффективного использования имеющихся помещений школ за счет применения организационно-методических мероприятий» и «ввод в эксплуатацию новых школ».

Рассмотрим, как были реализованы эти механизмы на практике.

Не «смена», а «поток»

Согласно новому САНПиНу от 2021 года, школы теперь не имеют права заканчивать уроки позднее семи вечера. Поэтому запрет на проведение занятий после 19:00 стал одним из главных пунктов будущих трансформаций.

Кроме того, минобрнауки РД сообщило, что в своей работе исходит из определения «трехсменки», прописанного в федеральном статистическом отчете Росстата ОО-1. Согласно нему, учащимися в третью смену называют «обучающихся, начинающих занятия позже окончания занятий второй смены».

Однако, как именно удалось добиться выполнения новых временных рамок? В ответ на запрос нашей редакции пресс-служба министерства образования и науки республики сообщила, что эта проблема решалась за счет перехода на шестидневную неделю обучения и на скользящий график.

«При этом необходимо отметить, что применение организационно-методических мер при ликвидации третьей смены носит временный характер (до завершения строительства новых школ)», — подчеркнули в ведомстве.

Что же эти «организационно-методические меры» означают в действительности? Учительница младших классов Аминат описала нам ситуацию в поселке Ленинкент под Махачкалой, где в школу ходят ее родственники: «Они ходят в третью смену. Только они не называют это третьей сменой, а называют ее вторая смена, второй поток».

Речь идет о 35-й школе, расположенной на территории поселка. «Второпоточники» идут на учебу в 15:15 и находятся там до шести-семи вечера.

То есть, если назвать третью смену «вторым потоком второй смены», ограничить ее семью часами, то это уже официально как бы и не третья смена. При этом проблемы, порождаемые «трехсменкой» — усталость и возвращение домой в темное время суток — никуда не уходят.

«Ну, единственное, родителей попросили приобрести светоотражающие наклейки, чтобы детей в темноте различать», — добавила Аминат.

Подчеркнем, что такое положение дел существует далеко не во всех школах республики. Так, например, родители учеников 17-й школы Махачкалы сообщили нам, что у них третьей смены вообще никогда не было, и они никогда не знали такой проблемы.

45 человек — это перебор…

Сама необходимость третьей смены, очевидно, возникла из-за перегруженности школ. Мест не хватает, классов не хватает, учителей не хватает — поэтому приходится учить детей в несколько смен.

Но задача-то стоит именно в ликвидации «трехсменки», о перегруженности речи не идет. «Власти решили, что третьей смены точно быть не должно, нужно вообще избавиться от этих смен, но это привело к тому, что школы, в которых и так всегда было много учеников, теперь слишком перенасыщены», — говорит Арслан Магомедов.

«Например, у меня друг привел сына (подтянуть английский у репетитора — прим. ИА Красная Весна), я спрашиваю: „А в школе не могут научить?“ Он отвечает: „У нас очень хорошая учительница по английскому, но в классе 45 человек“».

«Чему она может научить? — вопрошает репетитор. — Видимо, ради ликвидации третьей смены учеников как-то распределили по классам».

И эта проблема очень распространенная, особенно — в Махачкале. И, возможно, куда более серьезная, чем само трехсменное обучение.

Ведь согласно федеральному приказу «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам» наполняемость обычных классов не должна превышать 25 человек. Даже традиционные 29–30 человек в классе — это уже много.

Что же говорить о 45?

Решат ли проблему новые школы?

Логично, что после поручения о ликвидации третьей смены был принят план по строительству 103 среднеобразовательных учебных учреждений в Дагестане с 2022 до 2025 года. Так, глава Дагестана Сергей Меликов недавно доложил, что к 1 сентября 2023 года в республике введут в эксплуатацию 15 новых школ, а к концу года число новых школ должно увеличиться до 40 штук.

Казалось бы — хорошие новости! Новые школы — это новые учебные места. Можно решить проблему и со сменами, и с переполненностью классов. Но так ли все замечательно обстоит?

Дело в том, что пока в России в рамках федеральных нацпроектов «Демография» и «Образование» строятся новые школы, в рамках другой сферы — сокращения расходов — продолжается их «оптимизация». И если о том, сколько среднеобразовательных учебных заведений было построено, говорят все ведомства региона, то о том, сколько их было закрыто, говорит один только Росстат.

А закрываются школы, надо признать, ударными темпами. По данным Дагестанстата, с 2015 по 2022 годы общее число государственных школ в регионе сократилось с 1533 до 1386, то есть на 147 штук.

Причем даже в 2022 году, когда началась спецоперация на Украине, общее число школ уменьшилось на 10, учитывая даже тот факт, что в том же году было возведено 14 новых школьных зданий. То есть, только за предыдущий год в Дагестане закрылось 24 школы!

При этом число самих школьников, наоборот, растет очень быстро. С 2015 по 2022 годы их число увеличилось на 90 тысяч — с 372 до 462,3 тыс. человек.

Таким образом, получается, что если в 2015 году на одну школу приходилось в среднем 243 ученика, то в 2022 году — уже 334 ученика, то есть на 37% больше. О каком избавлении от перегруженности может идти речь?

Оговоримся, что, возможно, это решается властями Дагестана за счет большей вместимости новых школ. Но статистики по изменению числа учебных мест в регионе нам найти не удалось. А укрупнение классов до 45 человек и два «второсменных» потока местные жители видят своими глазами.

«Администрация школы ответила, что по-другому не получается решить этот вопрос, у них нет возможности сделать две смены», — пояснила Аминат по ситуации в Ленинкенте. «Говорили раньше, что будет строиться школа рядом», — пояснила она.

«Родители писали обращение. Приезжал работник министерства образования и сказал им: „Все земли куплены уже“. Даже те земли, которые вроде бы собирались под строительство школы, садика — они куда-то делись, — рассказала учительница, — Сказали, вот если вы сами найдете место, на котором можно построить школу, то пожалуйста».

Ну что сказать — хорошо, что хоть не предложили за свои деньги школу построить…

Что в итоге?

В итоге получается, что вполне себе благородная задача ликвидации третьей смены в школах выполняется в Дагестане далеко не везде. А если выполняется, то за счет увеличения нагрузки на учителей и учеников.

Да, надеемся, что дети теперь уходят домой раньше семи вечера, и формально властям региона «трехсменку» удалось победить. Но увы — родители и педагоги, с которыми мы разговаривали, ощущают, что эта победа — пиррова.

Можно ли винить в этом школы? Вряд ли, ведь их руководство не в силах добавить в сутки дополнительные часы перед закатом солнца.

Не стоит осуждать и усилия властей региона по строительству новых школ в рамках федеральных программ, кроме разве что констатации того факта, что школ строят недостаточно.

Главный же виновник происходящего — процесс ликвидации школ, который неуклонно продолжается в России с начала 2000-х годов под вывеской «оптимизации» — никуда не делся. Цветет и пахнет.

И пока его не остановить, никакого качественного улучшения ситуации не будет.

Комментарии
ico

Дарья Высокова 11:53 6.08.23

Сначала сомневалась насчет объективности данных, проверила по статистике: правда. Еще убедило то, что автор пообщался с учителями из Дагестана - они точно знают, что происходит на местах

Обсудить в комментариях