Ленин и Сталин в Ленобласти остались без гостей из коммунистического Китая
Нехватка финансирования на развитие инфраструктуры историко-этнографического музея-заповедника «Ялкала» стала причиной отсутствия внимания со стороны туристов из коммунистического Китая к бывшему дому-музею В. И. Ленина, расположенному под Петербургом. Об этом сообщает корреспондент ИА Красная Весна, посетивший 22 апреля этот заповедник.
До 1948 года поселок Ильичёво Выборгского района Ленинградской области носил финское название «Ялкала», которое стало известно многим гражданам СССР из-за пребывания в этом месте В. И. Ленина в августе 1917 года. Лидер большевиков прожил неделю на местном хуторе, принадлежавшем финну П. Г. Парвиайнену, дочь которого — Лидия Петровна — была женой рабочего Эйно Рахья, большевика и телохранителя Ленина.
Стоит напомнить, когда в начале августа 1917 года в Разливе, где скрывался Ленин, стало небезопасно, партия решила переправить его в Финляндию. Вместе с товарищами лидер большевиков добрался до Петрограда, где провел день неподалеку от станции Удельная, в квартире рабочего с завода «Айваз». Вечером на поезде он добрался до Териок (ныне Зеленогорск). В темноте Владимир Ильич и Рахья отправились пешком по глухой лесной дороге в Ялкалу, которая находилась в 12 километрах от станции. Вскоре их нагнала присланная с хутора повозка.
В настоящее время сохранился только небольшой, длиною примерно около километра, участок той дороги. В начале этого участка стоит памятная каменная стела, на которой высечена надпись: «По этой дороге В. И. Ленин прибыл в ночь на 10(23) августа 1917 года в деревню Ялкала (ныне Ильичёво), скрываясь от преследования контрреволюционного Временного правительства».
Такая же стела стояла раньше в конце дороги, в сотне метров от сохранившегося хутора семьи Парвиайнен. Однако теперь она лежит, поваленная, по словам музейных работников, вандалами, гоняющими по территории заповедника на квадроциклах.
Если у железнодорожного вокзала в Зеленогорске сесть на автобус № 552, то он доставит вас за 20 минут в поселок Ильичёво.
На конечной остановке вас встретит помойка и несколько домиков за заборами через дорогу. Пройдя вдоль каменной кладки, вы выйдите ко входу в Историко-этнографический музей-заповедник «Ялкала».
Сразу за калиткой стоит стенд с информацией на трех языках: русском, английском и китайском. Особо выделяются своим необычным видом иероглифы. Посещая Санкт-Петербург, туристы из коммунистического Китая живо интересуются революционной историей города, поэтому идея привлечь внимание этой категории потенциальных посетителей вполне разумна.
Однако, по словам работников музея, китайцев в постсоветское время здесь никто не видел. Причина называется банальная — недостаточное финансирование и вытекающая из этого невозможность наладить необходимую для приема иностранных делегаций инфраструктуру. В частности, говорится об отсутствии в музее-заповеднике соответствующих всем нормам туалетов.
Руководство музея надеется в скором времени наладить инфраструктуру, которая позволит принимать гостей из Китая.
«Мы постепенно стараемся привести в порядок пришедший в запустение за несколько десятилетий музей. В частности, Ялкала включена в т.н. „Красный маршрут“», — написал в феврале на своей странице в социальной сети «ВКонтакте» директор «Выборгского объединенного музея-заповедника» Владимир Цой.
Если говорить о посещаемости музея-заповедника, то она небольшая — несколько тысяч в год. За несколько часов, проведенных в «Ялкала», корреспонденту ИА Красная Весна встретились лишь мужчина с ребенком, пожилой пешеход, занимающийся скандинавской ходьбой и выгуливающий собаку (что на территории заповедника «строго запрещено»), и пара пенсионеров. Причем, речь идет про особый день — 22 апреля. В очередную годовщину рождения Ленина можно было ожидать приток гостей, проявляющих повышенный интерес к личности основателя советского государства. Однако в историко-этнографическом музее-заповеднике «Ялкала» день рождения великого русского революционера в этом году прошел незаметно. В бывшем Ленинградском филиале Центрального музея В. И. Ленина никто не отмечал эту дату.
Идя от входа к холму, на котором расположены хутор и выставочный павильон, справа можно увидеть православный храм св. Леонида Египетского, построенный в память всех погибших в войнах и бедствиях на Карельском перешейке.
Единственным, кто встречал 22 апреля на вершине холма немногочисленных посетителей, миновавших храм, был сам В. И. Ленин, а вернее его памятник, высеченный из карельского гранита.
Он был установлен в апреле 1958 года. Его авторами являются ленинградские скульпторы А. И. Далиненко, А. Г. Плискин, В. И. Татарович, Г. Д. Ястребенецкий.
Ленин изображен что-то пишущим. Известно, что живя на хуторе семьи Парвиайнен, лидер большевиков продолжал работать над своей книгой «Государство и революция». Вероятно, именно эту работу великого мыслителя и попытались изобразить ленинградские скульпторы.
За спиной у гранитного Ленина находится непосредственно здание самого хутора. Оно хорошо сохранилось до наших дней, в том числе и благодаря специальному навесу, который его защищает от осадков.
После развала Советского Союза личность Ленина стала непопулярной и порицаемой. Пришедшие к власти антикоммунисты, часть которых начинала свой путь в качестве партийных деятелей, развернули масштабную деятельность по стиранию памяти о Ленине, большевиках и Великой Октябрьской социалистической революции.
Десоветизации подвергся и музей Ленина в Ильичёво. В 1993 году он был перепрофилирован в историко-этнографический музей-заповедник «Ялкала». Поменялась его концепция. Личность Ленина стала занимать лишь незначительную часть музейного пространства, а многие экспонаты сменили акценты. В настоящее время экспозиция музея рассказывает о Советско-финской (Зимней) войне, археологии региона, истории и этнографии коренного населения Карельского перешейка. А дом семьи Парвиайнен стал этнографическим памятником — финским хутором конца XIX века.
Обойдя дом и двигаясь по краю поляны, можно заметить две фигуры людей, спрятавшиеся за деревьями. Это — скульптурная группа «Ленин и Сталин в Горках», отлитая из бронзы в 1950-х годах в Ленинграде и предназначавшаяся для установки в Выборге. Она весит больше тонны. Но, несмотря на это, она пережила первую (хрущевскую) десталинизацию и вторую (постперестроечную). От первой ее спасла фигура Ленина, а от второй — всеобщее забвение и цейхгауз Выборгского замка, где она хранилась несколько десятилетий. Автором скульптурной группы является известный советский скульптор Матвей Манизер.
На 2018 год была запланирована реставрация цейхгауза Выборгского замка. И руководство «Выборгского объединенного музея-заповедника», в который включены Выборгский замок, средневековые памятники Выборга и историко-этнографический музей-заповедник «Ялкала», решило переместить памятник в Ильичёво. Эта операция была проведена в конце 2017 года. Ленин со Сталиным заняли место неподалеку от хутора семьи Парвиайнен, в двух десятках метров от биотуалетов, расположенных рядом с жилым зданием сотрудников музея.
По словам сотрудников музея, это не самое удачное место для памятника, и было бы неплохо переместить его куда-нибудь в центр поляны, на которой расположен хутор. Однако, по их словам, у музея нет денег на новое перемещение тяжелой конструкции. Дальнейшая судьба памятника пока неизвестна. У руководства музея есть идея создания аллеи с памятниками вождя революции, извлеченными из запасников, на фоне которых посетители смогут делать многочисленные селфи. Это предложение соответствует бессмыслию современной постсоветской эпохи.
Стоит заметить, что появление фигуры Сталина на территории музея вызвало отрицательную реакцию среди десоветизаторов. «Это проявление ползучей реабилитации сталинизма», передали слова краеведа Евгения Балашова «Санкт-Петербургские ведомости» в феврале.
В отличие от дома семьи Парвиайнен, который открыт для посетителей только в летний сезон — с 1 мая по 31 октября, здание историко-этнографического музея работает круглый год. Осмотреть выставку можно за 30 рублей. Отдельную цену составляют услуги экскурсовода.
Несмотря на свершившуюся десоветизацию музея и преобладание этнографической тематики, пара стендов все-таки посвящено В. И. Ленину, а перед ними стоит огромный бюст вождя революции.
Кроме того, один из стендов посвящен проведшему последние месяцы жизни неподалеку от Ялкала Г. В. Плеханову.
Имеется также стенд, рассказывающий о семье Парвиайнен.
Две небольшие стены музея рассказывают о советско-финской зимней войне.
Остальное музейное пространство практически полностью посвящено финно-угорским народам, некогда населявшим Карельский перешеек.
Состояние, в котором находится историко-этнографический музей-заповедник «Ялкала», говорит о серьезном кризисе его существования. Сотрудники музея рассказали о трудностях с финансированием, что видно, впрочем, невооруженным взглядом. Какая судьба его ждет в ближайшие годы, неизвестно, однако понятно, что без кардинального изменения ситуации, без изменения его концепции, музею не выжить. Возможно, спасением музея станет идущая в последние годы ресоветизация, которая может вызвать увеличение интереса к революционной истории России и к личности величайшего русского революционера В. И. Ленина.