Петербург: пенсионная реформа, «Дни Шанхая» и транспортные деньги
Референдум по пенсионной реформе
Еще в июле прошла информация о подготовке возможного референдума по вопросу о пенсионной реформе. При этом, на 10 августа Центральная избирательная комиссия России одобрила уже пять схожих формулировок вопросов, предлагаемых для вынесения на референдум против повышения пенсионного возраста. Три от инициативных групп общественников из Нижегородской, Вологодской и Московской областей, а также по одной от «Справедливой России» и КПРФ.
Для того, чтобы референдум состоялся, инициативная группа должна зарегистрировать свои подгруппы как минимум в половине субъектов РФ — т.е. в 43 регионах. При этом, если в данном регионе уже был зарегистрирован похожий вопрос, то все последующие инициативные группы получают отказ. Можно задаться вопросом, почему оппозиционные парламентские партии не смогли объединиться и выставить какую-то одну группу. Но даже если бы это произошло, то, как мы видим, к 10-му августа появилось уже как минимум три группы общественников со схожими вопросами для референдума. Поэтому шансы все-таки сформировать подгруппы в требуемом по закону количестве регионов падают.
Как мы понимаем, никто не запрещает и далее появляться альтернативным группам, желающим запустить референдум по вопросу о повышении пенсионного возраста. Таким образом, шанс довести дело даже до этапа сбора подписей за проведение референдума стремится к нулю.
Это мы видим и на примере Петербурга. 20 августа лидер фракции КПРФ в Петербургском Законодательном собрании Ольга Ходунова заявила, что сторонники партии соберутся 22 августа для поддержки референдума о пенсионном возрасте. Однако, первыми в избирком Петербурга подали документы общественники под предводительством директора АО «Компонент» Владимира Кушпиля, поддержавшие вопрос инициативной группы из Нижегородской области. После чего региональной подгруппе КПРФ в регистрации было отказано. Ранее, 16 августа по той же причине КПРФ не смогли зарегистрировать инициативную группу по проведению референдума в Москве. В том случае, раньше коммунистов документы в Мосгоризбирком подал кандидат в мэры Москвы от «Справедливой России» Илья Свиридов. При этом, в Алтайском крае и Иркутской области КПРФ успела зарегистрировать свои подгруппы.
Даже не так важно, злая ли это воля мешает инициировать референдум или это само так получается, потому что люди не в состоянии договориться. Ясно одно — с высокой долей вероятности подготовка референдума не дойдет даже до сбора необходимых по закону 2 млн подписей за его проведение. При этом недовольство грядущей реформой в народе только растет. И очень большой процент активно выступающих против реформы — молодежь. Безусловно эту энергию попытаются использовать для дестабилизации ситуации в стране. Выход — направить энергию в нужное созидательное русло.
Транспортные деньги
22 августа сотрудники ФСБ провели обыски в офисных помещениях ГУП «Петербургский метрополитен». Как сообщили в пресс-службе ФСБ, обыски проводились в рамках уголовного дела, возбужденного по статье «Мошенничество», «по факту поставок контрафактной продукции для нужд ГУП „Петербургский метрополитен“».
Уже 23 августа были задержаны начальник службы материально-технического снабжения СПб ГУП «Петербургский метрополитен» Денис Руденко и гендиректор АО «Машиностроительная корпорация Дизель-энерго» Алексей Лазарев. Их подозревали в поставках «контрафактной продукции» в Петербургский метрополитен. По версии следствия, Лазарев с помощью Руденко заключил договор с «Петербургским метрополитеном» на модернизацию оборудования. По данному договору были поставлены по завышенной цене дизель-генераторы аварийного электроснабжения.
Все это происходит на фоне кадровых перестановок в городском Комитете по транспорту. Как сообщается, свои должности покинули первый заместитель председателя комитета по транспорту Елена Осинцева (формально по окончанию контракта) и директор подведомственного комитету госучреждения «Организатор перевозок» Владислав Самойлов («по соглашению сторон»). По версии «Фонтанки», на обоих чиновников могло быть оказано давление с целью организации городских перевозок определенным образом.
Дело в том, что с 1 июля 2020 года коммерческие маршруты начнут работать по единому с городским транспортом тарифу. При этом город будет выделять субсидии на покрытие затрат, а маршруты будут разыгрываться на аукционах. В то же время, сейчас большая часть субсидий поступает исключительно городским перевозчикам: «Горэлектротрансу», «Петербургскому метрополитену» и «Пассажиравтотрансу». Разработкой документа, который должен будет определить организацию перевозок на будущие 5 лет и занималась сначала Осинцева, а потом Самойлов. На основе этого документа предполагается составление закупочной документации будущих конкурсов. Говоря о субсидиях, нужно понимать, что речь идет о весьма приличных деньгах. К примеру, на 2018 год предполагается потратить около 38 млрд рублей на поддержание устоявшейся в городе цены проезда. Безусловно, найдется немало охотников освоить бюджетные средства. Что мы и видим, например, по описанному выше уголовному делу о поставках оборудования по завышенным ценам.
На фоне всего этого прошла информация о возможном повышении цен на общественный транспорт. Председатель городского комитета по тарифам Дмитрий Коптин 27 августа рассказал, что в данный момент рассматривается повышение проезда в метро с 45 до 47 рублей, а в наземном транспорте с 40 до 42 рублей. По словам Коптина, причина повышения — рост себестоимости проезда в метро и наземном транспорте. Губернатор города Георгий Полтавченко выступил против повышения тарифов. Что, возможно, было сделано в преддверии единого дня голосования 9 сентября. Однако, бюджет города все равно будет утверждаться осенью. Соответственно, и окончательное решение по вопросу о повышении тарифов может быть принято позже.
Российско-китайские отношения
С 19 по 21 августа в Петербурге прошли «Дни Шанхая». Мероприятие ежегодно проводится в августе. В этом году отмечается 30-летие установления побратимских отношений между двумя городами. В рамках «Дней Шанхая» были представлены крупнейшие коммерческие брэнды Шанхая, прошли встречи бизнесменов и чиновников двух стран. Кроме того, организаторы провели и культурные мероприятия — перед деловым центром «Балтийская жемчужина» открылась выставка китайского рекламного плаката первой трети XX века, а также выступил ансамбль национальных музыкальных инструментов «Веселый и радостный».
Делегаты бизнес-форума отметили хорошие перспективы развития деловых связей между двумя городами. Китай занимает весьма значительное место в экономической активности Петербурга. Так, в 2013 году Китай занимал первое место во внешнеторговом обороте Санкт-Петербурга (14,2% или 7,7 млрд долларов). В 2014 году Китай также держал первое место во внешнеторговом обороте города (13,9% или 7 млрд долларов).
При этом надо отметить, что большую часть оборота с Китаем составляет, конечно, импорт. Для примера, за 2014 год экспорт в Китай составил около 664 млн долларов или 3,3% от всего экспорта Петербурга. Основные экспортируемые товары — сырая нефть и оборудование. За тот же год удельный вес Китая в Петербургском импорте составил 21,2% (6,3 млрд долларов). Основные статьи импорта — оборудование и техника промышленного и бытового назначения, комплектующие для промсборки автомобилей, предметы одежды, игрушки, мебель. В 2017 году Китай снова занял первое место в товарообороте Петербурга (13,1% или 5,8 млрд долларов). Кроме Китая крупнейшими торговыми партнерами города традиционно являются Германия и Нидерланды.
Развитие деловых связей — дело безусловно неплохое, особенно в условиях западных антироссийских санкций. В этой ситуации необходимо, с одной стороны, то самое пресловутое импортозамещение, о котором столько говорится. Особенно в стратегических отраслях, вроде энергетики. С другой стороны — налаживание деловых отношений с разными странами, чтобы по возможности избежать зависимости от какого-то одного партнера. Китай в этом плане — важный партнер России, возможно, наименее всего подверженный западному шантажу. При этом, конечно, не стоит забывать, что Китай отстаивает свои интересы. В том числе, в российско-китайских отношениях.