Хотят ли США и ЕС остановить политический кризис в Боснии и Герцеговине?
Политический кризис в Боснии и Герцеговине (БиГ) вышел на новую, международную стадию. Если предыдущие три месяца Евросоюз, США, Россия и Китай лишь изредка высказывались по поводу положения в БиГ и лениво пререкались по поводу легитимности или ее отсутствия у верховного представителя в БиГ, то в последнее время произошло несколько событий, в которых главную роль играли именно внешние для БиГ силы.
Здесь следует прежде всего отметить сессию Совбеза ООН, посвященную политическому кризису в Боснии и Герцеговине, приезд в БиГ четырех эмиссаров из США и более интенсивные коммуникации политиков ЕС и БиГ.
Прежде чем перейти к обсуждению последних событий, напомним причину кризиса. Надо сказать, что, поскольку государство Босния и Герцеговина было слеплено из трех народов (боснийцы, хорваты и сербы), в последней боснийской войне 1992–1995 годов воевавших друг против друга, взаимоотношения этих народов и ранее носили, и сейчас носят напряженный характер.
При этом боснийцы претендуют на лидирующее место в государстве. Главная мечта и цель у них — это унитарное боснийское государство. Главными противниками на пути к этой цели являются сербы. Внутренний конфликт между боснийцами и хорватами тоже существует, но он не столь острый.
Так вот, точкой возгорания нынешнего политического кризиса стали события, произошедшие в 1995 году в городке Сребреница, признанные гаагским судом геноцидом боснийского народа. Виновными в этом «геноциде» была назначена армия Республики Сербской. Естественно, сербы факта геноцида не признали, хотя боснийцы всячески пытались это утверждение узаконить в своей стране.
Поскольку Дейтонское мирное соглашение, определяющее принципы, на которых построено государство Босния и Герцеговина, дало равные права всем трем основным народам, то провести закон, утверждающий факт геноцида в Сребренице, через парламент БиГ было невозможно. А сделать это и боснийцам и их западным кураторам очень хотелось. Единственная возможность законодательно утвердить факт геноцида боснийского народа была через аппарат верховного представителя в БиГ. Что и было сделано в конце июля 2021 года.
Стоит напомнить, что верховный представитель — это по сути внешний управляющий БиГ. В 1997 году Советом по выполнению мирного соглашения в Бонне были приняты так называемые боннские полномочия для верховного представителя, используя которые, он может единолично вводить законы любого уровня и снимать с должностей госчиновников любого уровня, если они, с его точки зрения, сеют межнациональную рознь. Этими полномочиями Валентин Инцко и воспользовался, вводя поправки в Уголовный кодекс БиГ.
Именно введение этих поправок в Уголовный кодекс БиГ, запрещающих отрицать факт геноцида, прославлять «военных преступников» (читай военачальников армии Республики Сербской) и предусматривающих наказание за невыполнение этих требований, и вызвало самый серьезный политический кризис в БиГ за все послевоенное время.
Сербы, понимая всю пагубность для них этих поправок, яростно сопротивляются, боснийцы и их западные кураторы давят, пытаясь сломить сопротивление. Давление, оказываемое сейчас на сербов, носит беспрецедентный характер. И все это продолжается уже четыре месяца.
В начале ноября была запланирована сессия Совбеза ООН, на которой рассматривалась ситуация в Боснии и Герцеговине и вопрос о продлении мандата сил ЕС (EUFOR) в БиГ. Однако срок проведения сессии был перенесен из-за проблемы с верховным представителем в БиГ Кристианом Шмидтом. Дело в том, что Российская Федерация и Китайская Народная Республика заявили о своем непризнании Кристиана Шмидта на должности верховного представителя. И Россия, и Китай считают, что данный орган внешнего управления исчерпал свое предназначение и теперь только мешает стране развиваться. Кроме того, Кристиан Шмидт был назначен на должность верховного представителя с нарушением установленной процедуры. И помимо всего прочего, он не прошел утверждение в Совбезе ООН.
Читайте также: Россия не согласна на нового верховного представителя Боснии и Герцеговины?
Тем не менее Кристиан Шмидт представил в Совбез ООН доклад о ситуации в Боснии и Герцеговине, однако сам он на сессию допущен не был. Реакция на доклад Шмидта в самой Боснии и Герцеговине, как и следовало ожидать, была противоречивой. Боснийцы доклад одобрили и потребовали, чтобы Шмидт его представил на сессии Совбеза ООН. Сербы отнеслись к докладу крайне отрицательно. Так, сербский член президиума БиГ заявил, что доклад был написан боснийцами и разведслужбой в Сараево и носит однобокий характер, а Шмидт только подписался под ним.
При этом австрийский генерал Александр Платцер, командующий силами EUFOR, заявил, что «общая ситуация с безопасностью в стране стабильна» и заметил, что введение дополнительных сил в округ Брчко может привести к росту напряженности. Далее Платцер прокомментировал высказывание сербского члена президиума БиГ Милорада Додика о том, что Республика Сербская отзовет полномочия на формирование вооруженных сил БиГ и заново сформирует армию Республики Сербской. Австрийский генерал отметил, что объединенная армия не основана на Дейтонском мирном соглашении. «Во время Дейтонских соглашений у нас было три армии в зависимости от этнических групп. Затем на основе национальной воли была создана объединенная армия», — сказал он.
Тем не менее на сессии в Совбезе ООН ситуацию в БиГ обсудили, но без Кристиана Шмидта, а миссия EUFOR была продлена на один год.
Можно по-разному оценить это событие, в СМИ, например, писали, что Россия здесь потерпела поражение, ведь миссия EUFOR продлена, а Шмидт, хоть и не признан Россией и Китаем, все равно продолжает выполнять функции верховного представителя в БиГ. Однако вряд ли следует быть столь категоричным. Да, миссия EUFOR продлена на один год, но контингент содержит всего 600 человек, и генерал, командующий миссией, выступает против ввода войск НАТО в округ Брчко. Что же касается Шмидта, то он на сессию не был допущен, чем еще раз была подчеркнута его нелегитимность.
Следующий момент, который хотелось бы обсудить, — это необычайная активность США в вопросе урегулирования политического кризиса в Боснии и Герцеговине. С начала ноября специальные представители США провели большое количество встреч с различными политическим силами БиГ. Так, например, специальный представитель США Габриэль Эскобар 5 ноября еще до приезда в Боснию запросил встречу с сербским членом президиума БиГ Милорадом Додиком, хотя до этого он говорил о возможных санкциях против Додика и обвинил его в коррупции.
«Это [санкции] на столе. Но я хочу сказать жителям БиГ, новой войны не будет. Мы, международное сообщество, наши партнеры в Европе, хотим убедиться, что наша приверженность делу мира и безопасности для народов региона взаимна. Что касается ослабленных центральных институтов, то причина кроется в коррупции. Додик хочет защитить свою власть и свои деньги. Я прошу людей не поддаваться на это», — сказал Эскобар.
Естественно, что спецпредставитель встречался не только с Додиком и двумя другими членами президиума БиГ, он провел встречи и с парламентами БиГ и Федерации БиГ. Не оставил без внимания и оппозицию в Республике Сербской.
На этом, пожалуй, стоит остановиться подробнее. Сразу после введения закона Инцко (поправки в Уголовный кодекс БиГ о запрете отрицания геноцида) фактически все политические силы Республики Сербской, включая и оппозицию, выступили единым фронтом против этого закона. Однако вскоре две крупнейшие оппозиционные партии — Сербская демократическая партия с лидером Мирко Саровичем и Партия демократического прогресса с лидером Браниславом Бореновичем — начали резко критиковать действия Додика и его партии «Содружество независимых социал-демократов» (СНСД). Наиболее яростно оппозиция критиковала блокаду государственных учреждений БиГ, которую совсем недавно они горячо поддержали.
Как оказалось, причиной столь резкого изменения позиции оппозиционных партий в этом вопросе стали закрытые телефонные переговоры с Эскобаром, о которых он сам же рассказал во время отчета перед Конгрессом США. Впрочем, оппозицию обнародование факта их сговора с США ничуть не смутило, и они до сих пор продолжают критиковать власти Республики Сербской за блокаду госучреждений БиГ.
Не менее активно действует в Боснии и Герцеговине и посол США Эрик Нельсон, который также совсем недавно прибыл в страну. Тот же Габриэль Эскобар перед тем как начать переговоры с представителями БиГ, провел встречу с Нельсоном, о чем и было официально заявлено 7 ноября.
А 15 ноября в БиГ прибыл еще один спецпредставитель США, советник Госдепартамента США Дерек Чолле. И, хотя время пребывания этого персонажа в Боснии было недолгим, всего два дня, он успел за это время встретиться со всеми значимыми политическими силами страны. Как писали СМИ региона, приезд советника — это еще одно напоминание всем политическим силам о том, что США на страже и в случае чего не замедлят вмешаться в неправильно, по их мнению, идущий политический процесс.
Но и это еще не все. Дважды за один месяц в БиГ приезжал специальный посланник США Мэтью Палмер, отвечающий за реформу избирательной системы БиГ.
В Боснии и Герцеговине, как уже было сказано, объединены три народа, не испытывающих особых симпатий друг к другу. Во время подписания Дейтонского соглашения всем трем народам были даны равные права. Соответственно, и в органах власти каждый народ имеет равные с другими двумя народами права. Верховным органом исполнительной власти в БиГ является Президиум БиГ, состоящий из трех членов, по одному от каждого государствообразующего народа. Так же устроены и другие органы власти. Естественно, и выборы проводятся с учетом этнического признака кандидатов на ту или иную выборную должность.
Например, одним из самых серьезных противоречий между хорватами и боснийцами является избранный якобы от хорватов член президиума БиГ Желько Комшич. Суть конфликта как раз и состоит в особенностях построения избирательной системы. Федерация БиГ — это образование, в котором проживают преимущественно боснийцы и хорваты, а поэтому от ФБиГ выдвигаются кандидаты на два места в президиуме, в то время как от Республики Сербской на одно место.
И если от Республики Сербской кандидат это серб, то от ФБиГ одно место должен занять босниец, а другое хорват. Голосование же в ФБиГ проводится всеми жителями этого образования. А поскольку боснийцев в ФБиГ значительно больше чем хорватов, то и пост члена президиума БиГ от хорватов уже много лет подряд занимают кандидаты, выбранные боснийцами.
Такая ситуация очень не нравится хорватам, поэтому они выступают за реформу избирательной системы, только не за такую, какую хотят протолкнуть США и ЕС. В чем же проблема? США и ЕС предлагают убрать этнический признак от фамилий кандидатов и при этом ссылаются на решение ЕСПЧ по делу Сейдича и Финчи от декабря 2009 года. Дерво Сейдич и Якоб Финчи (цыган и еврей) пожаловались на то, что в БиГ право баллотироваться на пост члена президиума БиГ имеют только боснийцы, хорваты и сербы. Естественно, суд усмотрел здесь нарушение прав человека и вынес решение о внесении поправок в закон о выборах и Конституцию БиГ.
По мнению хорватов, реформа, предлагаемая США, приведет к тому, что боснийцы будут занимать в стране господствующее положение, этой же точки зрения придерживаются и сербы. А потому переговоры Мэтью Палмера пока существенных подвижек в реформировании избирательной системы не принесли. А всем участникам этих переговоров хочется успеть провести реформу к следующим выборам в президиум БиГ, которые состоятся в октябре 2022 года.
В итоге четыре представителя США проводят интенсивные переговоры с различными политическими силами в БиГ, но каких-то значительных прорывов пока не заметно.
Впрочем, от США не сильно отстает и Евросоюз, от имени которого на политиков БиГ воздействуют: полулегальный верховный представитель Кристиан Шмидт, спецпредставитель ЕС по Западным Балканам Мирослав Лайчак, комиссар по расширению ЕС Оливер Вархели, верховный представитель Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель, ряд депутатов Европарламента и прочие. Список этот можно продолжить.
Отметилась здесь и Великобритания, где премьер-министр Борис Джонсон назначил специального представителя по Западным Балканам Стюарта Пича. Данный политик ранее занимал должность председателя Военного комитета НАТО.
Кроме того, целый ряд различных форумов, проходивших в ЕС и на Балканах, в той или иной степени затрагивали тему о политическом кризисе в БиГ. И везде мы слышим только одно — войны в Боснии и Герцеговине не будет, Додик виноват, надо наложить на него санкции, поддержка целостности и суверенитета БиГ и так далее. Среди последних заявлений — требование главы МИД Германии Анналены Бербок о введении персональных санкций против Додика за его «политику отделения».
Рассматривая всю картину событий прошедшего месяца, можно сделать вывод о том, что весь этот политический кризис был тщательно спланирован. Сербов явно ведут по пути эскалации напряженности, пресекая любые попытки хоть как-то выйти из этого щекотливого положения. Неоднократные заявления Милорада Додика о нежелании вооруженного конфликта разбиваются о заявления боснийских, европейских и американских политиков, обвиняющих его в агрессии.
Не менее странно смотрятся заявления тех же политиков о пагубном влиянии России на ситуации на Балканах, которая, по их мнению, сеет семена раздора. Честно говоря, хотелось бы, чтобы Россия вела себя на Балканах хоть чуть-чуть поактивнее. За все четыре с лишним месяца политического кризиса в БиГ со стороны России было лишь несколько высказываний о роли и значении верховных представителей и недавняя встреча Додика с президентом РФ Владимиром Путиным, прошедшая в закрытом режиме.
Так чего же хотят закулисные режиссеры этого кризиса? Новой балканской войны с русским следом или просто задушить сербов в тесных объятиях, обещая им любые экономические преференции за сдачу все еще сопротивляющегося Додика и его команды? Тем более что желающие на роль предателей уже выстроились в очередь, громко скандируя, что Додик «агрессор», Додик «уже все проиграл и его не поддерживает народ».
А пока ситуация в Боснии и Герцеговине как была напряженной, так и остается такой.
(теги пока скрыты для внешних читателей)