Здравоохранение в Канаде — мёд или деготь?
«Я считаю медицину Канады отличной! У моего дяди деменция тяжелой степени. Дома его держать нельзя, он требует постоянного ухода, а ухаживать некому — все работают. Поэтому его положили в больницу. Это ужасно дорого, один день обходится госпиталю в тысячи долларов, но для дядиной семьи это бесплатно — за ним же некому ухаживать, поэтому государство за него отвечает. Конечно, он лежит не в отдельной палате, большая комната, человек пять в ней лежит. Но он отделен занавесками от других пациентов. Уход здесь отличный — уйма всяких удобных приспособлений, чтобы ему было комфортно. Кровать специальная — можно и сидеть, и лежать. С кровати на специальной механической тележке его пересаживают в кресло, везут мыться, кушать. Каждый день процедуры, комплексное лечение. Очень о нем заботятся, мы очень им (работникам госпиталя) благодарны»
Это реальная история о канадской медицине. А вот еще одна:
«Расскажу о своем опыте в нашей канадской больнице. Я была на рабочем семинаре, нас там покормили чем-то, после чего я вдруг резко почувствовала себя очень плохо. Вызвала скорую, через десять минут была в больнице. А потом шесть часов ждала в очереди, чтобы меня посмотрел врач. Меня рвало, врачи проходили мимо, но никто не обращал на меня внимания. Рядом со мной сидел мужчина с рваной раной — кровь буквально лилась на пол. Он тоже сидел в очереди, его жена стала просить проходившую мимо медсестру что-нибудь сделать. Где-то через полчаса его отвели в отдельную комнату, но уже через пять минут привели обратно, перевязав по-быстрому рану, и снова посадили на стул ждать очереди. Мне было так плохо, что я плакала. Не знаю, как я все это пережила. Это был ужас.»
Это тоже реальная история из будней канадской больницы.
Какое же оно на самом деле, здравоохранение в Канаде?
Если вы спросите канадца, какая у него в стране медицина, он найдет много недобрых слов, но и на добрые не поскупится. Во всех буклетах о Канаде можно прочитать, что «канадское здравоохранение — одна из немногих сфер, которой по праву гордится государство», и это тоже не будет неправдой.
Официально Канада считается страной, в которой «бесплатная медицина», «медицина — одна из самых эффективных в мире», «то, чем Канада по праву гордится», «по праву считается одной из лучших в мире», в общем, сплошной мёд. Чтобы подтвердить или опровергнуть это, мы решили обратиться к канадским СМИ. Отметим, что мы взяли наугад несколько газет за март 2018 года.
— В начале марта газета The Star сообщает, что в Маркхаме, провинция Онтарио, в родильном доме зафиксировано как минимум три случая стрептококковой инфекции группы А. Одна роженица умерла, еще двоих спасли.
— В это же время CBC News передают, что в провинции Нью-Брансвик умер грудной ребенок после отказа в госпитализации в больнице. Девочка родилась здоровой, но через две недели у нее начался кашель. В больнице сказали, что это временное состояние, последствия кесарева сечения, пройдет само. Состояние девочки тем не менее ухудшалось, и мать опять пошла к врачам. За три недели родители посетили пять врачей, девочке делали рентген и анализы. Оказалось, что у нее RS-вирус (респираторный синцитиальный вирус). На просьбу матери госпитализировать девочку в больнице сказали, что мест нет, госпитализировать не могут. Врач предложил придти на следующий день, но девочка умерла вечером. Вызванная скорая помочь ей уже не смогла.
— National Post сообщает несколькими днями позже, что житель Онтарио умер, не дождавшись места в больнице. 72-летний житель Лондона (провинция Онтарио) заболел воспалением легких на отдыхе в Доминиканской Республике. «Ему пришлось ждать две недели, пока в отделении интенсивной терапии больницы Онтарио освободится койко-место. Но было слишком поздно», — говорится в газете.
— Как пишет та же газета, в этом же месяце «произошел инцидент с другим жителем Лондона (Онтарио). У мужчины случился сердечный приступ, когда он был в США. Страховая компания подготовила все необходимое для перевозки пациента в Онтарио уже на следующий день, однако в провинциальных больницах не оказалось свободных мест».
К сожалению, судя по этим примерам, приходится констатировать, что беспроблемной медицину Канады назвать нельзя. Если в системе есть такие сбои, значит она не идеальна, значит что-то не так, и называть ее самой эффективной в мире будет некорректно. Канадское здравоохранение нельзя мазать только черной краской, но и слепо восхищаться им тоже не стоит.
Так же считают и пожилые канадцы. Согласно ежегодному международному опросу в области здоровья (The Commonwealth Fund’s annual International Health Policy Survey) жители Канады старше 65 лет считают, что хотя в системе здравоохранения страны и есть много хорошего, но в целом пенсионеры с каждым годом все больше не удовлетворены ее состоянием.
С оценкой канадской медицины как «самой лучшей» и «самой эффективной» не согласны и канадские врачи. На вопрос, насколько эффективна система здравоохранения страны, многие врачи отвечают: «Нет, совсем не эффективна». Врачи недовольны и самой системой, и нехваткой финансирования.
Поясним, что главным источником финансирования здравоохранения в Канаде являются налоги (местные, государственные и налоги с предприятий). Государственные расходы на здравоохранение почти полностью покрываются из средств общего налогообложения, поступающих в правительство федерального уровня и правительства провинций и территорий. Часть провинций в качестве финансирования использует налоги с продаж лотерей, но это очень небольшая доля от общего финансирования. Налоговая система в Канаде достаточно сложная, достойная отдельной статьи, поэтому назовем здесь грубые цифры — физическое лицо отчисляет от 20% до 50% налога от своей зарплаты, часть из них идет в фонд здравоохранения. Частные предприниматели платят специальный налог на медицину. Поэтому некорректно говорить, что медицина в Канаде бесплатна. К слову сказать, канадские налоги — одни из самых высоких в мире. Но эти высокие налоги позволяют покрывать амбулаторное, то есть визиты к врачам, и стационарное, то есть госпитальное лечение, а также уход за старыми людьми, инвалидами и людьми с психическими отклонениями. Это большой плюс канадской системы здравоохранения, несмотря на то, что за все это, хотя и косвенно, платят сами канадцы из собственного кармана.
То есть в большой степени в Канаде действует система Бисмарка, когда население делает обязательные взносы в фонд медицинского страхования, а государство распределяет эти фонды. При этом врачи — это частные предприниматели на контракте у правительства. Канадские врачи — это бизнесмены, оказывающие услугу, но их деятельность обязана вписываться в систему государственного финансирования и следовать предписаниям правительства. Принимая во внимание, что для бизнесмена его прибыль важнее всего, такое вмешательство государства, естественно, вызывает недовольство канадских врачей. Результат недовольства — отток специалистов из Канады в Америку. Этим можно объяснить непрекращающуюся нехватку профессионалов, и, как результат, переполненные пункты неотложной помощи и ситуации в госпиталях, подобные той, что описана в начале статьи. Добавим к этому длинные листы ожидания на жизненно важные хирургические операции, постоянные задержки диагностических тестов — это в Канаде стало нормой. Канадцы с сожалением констатируют, что гордиться своей системой здравоохранения они давно уже не могут.
С другой стороны, государственная монополия на медицину трудно поддается реорганизации, достаточно неповоротлива, малопрозрачна, что позволяет политикам использовать ее недостатки в своих целях. Популистские игры политиков, делающие и пациентов, и врачей заложниками своих игр, приводят к еще большему кризису медицинской системы.
В целом, называясь бесплатной, медицина в Канаде является услугой, предоставляемой государством, которое, в свою очередь, находится в глубокой зависимости от бизнесменов-врачей, популистов-политиков и налогов самих канадцев. Государство играет роль подрядчика, который на деньги населения нанимает субподрядчиков, предоставляющих этому населению услуги. И очевидно, что такая модель, при всех ее положительных предпосылках, становится все более неэффективной.
Чистая модель «оплаты за медицинскую услугу», когда заключается прямая коммерческая сделка между врачом-бизнесменом и пациентом (иногда представляемым частной страховой компанией) также существует в канадской системе здравоохранения. И по сути, это не улучшает ситуацию с медициной в стране.
Об этом мы поговорим в следующей статье.