Администрация Байдена готовит специальную комиссию для исследования структуры Верховного суда США. Лидеры республиканцев предупреждают, что это нужно для получения контроля над судебной ветвью власти

Угроза демократов сбывается. Байден расширит состав Верховного суда?

Изображение: Василий Поленов
Право господина. 1874
Право господина. 1874
Право господина. 1874

Во время выборной кампании 2020 года было предсказано, что если демократы сосредоточат в своих руках две ветви власти: законодательную — Капитолий и исполнительную — Белый дом, то они могут взять под контроль и судебную власть — Верховный суд США.

Наиболее радикальные представители от Демократической партии прямо озвучивали такую возможность. Эта задача более сложная, но решаемая в случае получения контроля над двумя другими ветвями власти, что и осуществили демократы, существенно «поработав» над результатами выборов.

Судьи Верховного суда назначаются пожизненно действующим президентом США и утверждаются Сенатом. Судей в составе суда неизменно девять. В настоящий момент трое из девяти судей назначены президентами-демократами и шестеро — президентами-республиканцами. В единственный срок президентства Трампу удалось назначить трех судей Верховного суда. Таким образом, сейчас большинство в Верховном суде за судьями, назначенными президентами от Республиканской партии.

Администрация Байдена, согласно сообщению от 9 апреля, готовит назначение специальной комиссии для исследования структуры Верховного суда США. Судя по информации, комиссия рассмотрит такие варианты изменения состава суда, как увеличение числа членов суда или введение максимальных сроков нахождения судей в составе этого суда. Одной из задач комиссии будет выяснить, нужна ли для таких изменений поправка к конституции или достаточно принятия федерального закона.

В этот же день лидер республиканцев в Сенате США Митч Макконнелл заявил, что такая комиссия создана с очевидной целью получения контроля над Верховным судом со стороны демократов, с ходу отвергнув доводы, что это трезвый и скрупулезный подход с целью необходимого реформирования этого органа.

Макконнелл назвал новость о создании комиссии «прямой атакой на независимость национальной судебной власти». Он подчеркнул, что увеличение числа членов суда отразится на легитимности Верховного суда и станет разочарованием для любого гражданина США независимо от того, либеральных или консервативных взглядов он придерживается. Макконнелл призвал Байдена, который неоднократно призывал к снижению температуры политического противостояния, прекратить поддержку опасной устаревшей идеи, встав на пути у продвигающих ее однопартийцев.

Судья в отставке Кеннетт Старр напомнил, что более 80 лет назад президент Франклин Рузвельт собирался увеличить число судей Верховного суда, но его собственная Демократическая партия ему сказала: «Господин президент, при всем уважении, это плохая идея». «Эта затея была глубоко порочна тогда, поскольку была призвана дать быстрый и очевидный результат. Вот и всё, что тогда его волновало», — сказал Старр, и добавил, что, хоть он не знал Рузвельта, Байден — не Рузвельт.

А 13 апреля на это событие откликнулся Дональд Трамп в «Телеграм». В заявлении он отметил, что «разве не иронично, если Верховный суд США, не нашедший смелости сделать то, что должен был в связи с Великой фальсификацией президентских выборов 2020 года, будет упакован (фактически расширен — прим. ИА Красная Весна) радикальными левыми демократами, которых [судьи] так боятся, и так жалко защищали, отказавшись заслушать дело о мошенничестве на выборах».

Он напомнил, что «19 штатов США подали совместный иск в Верховный суд в связи с фальсификациями на выборах, но им не было разрешено представить дело, как и присоединившемуся к иску президенту США из-за „отсутствия правомочий“ у суда, а не на основании фактов». Трамп подчеркнул, что местные политики и судьи в обход законодателей внесли серьезные изменения в выборный процесс, что является «полностью нарушением конституции Соединенных Штатов».

В условиях резкой поляризации политических мнений в США высказывалась точка зрения, что демократы будут делать всё от них зависящее, чтобы уже никогда не выпускать власть из рук, фактически, превращая двухпартийную политическую систему США в однопартийную. Что смогут противопоставить такой политике республиканцы под руководством Трампа?

За Трампа как действующего президента проголосовало наибольшее количество избирателей в истории США — минимум 74,2 млн голосов по оспариваемым в судах очевидно заниженным официальным данным, что показывает накаленность общественного противостояния.

Несмотря на проигрыш в президентской гонке, популярность Трампа среди республиканцев лишь укрепилась. И понятно почему: скандальные нарушения на выборах, атаки со стороны большинства СМИ, просто откровенная цензура показали избирателям, что в ход пошли все средства, отметены оказались все приличия. На поверхности оказалась простая и ясная цель демократов — победа любой ценой. Для многих республиканцев это стало разрушением представлений о стране, в которой они живут.

Следует отметить, что получив также большинство в Сенате, тоже не без вопросов к чистоте выборов двух кандидатов от штата Джорджия, демократы с трудом удержали контроль над палатой представителей. Более того, к настоящему моменту в палате освободилось пять вакантных мест, поскольку три депутата присоединились к новой администрации, двое умерли. Преимущество демократов составляет всего шесть мандатов. Судьба трех мест из этих пяти решится в течение ближайших трех месяцев в процессе довыборов в состав палаты представителей.

При нынешнем неполном составе для проведения законопроектов в нижней палате необходимо большинство в 216 голосов, то есть вся фракция, за исключением лишь двух демократов, должна поддержать законопроект, чтобы он был принят. При этом не все представители от Демократической партии поддерживают все законопроекты. В частности, представитель от штата Мэн Джаред Голден проголосовал против так называемого Американского плана спасения в $1,9 триллиона — предложенного Байденом плана восстановления экономики после вызванного коронавирусом спада.

После организации так называемого Офиса 45-го президента Дональд Трамп активно включился в выборный процесс, давая свой отзыв по кандидатам от Республиканской партии на выборах разных уровней. Огромная поддержка избирателей позволяет ему сохранять положение самого влиятельного политика в партии, хотя по статусу это положение должен занимать действующий лидер республиканского меньшинства в Сенате Митч Макконнелл. Трамп небезосновательно обвинил его в том, что он не боролся за президента, когда Трамп заявлял о массовых фальсификациях на выборах.

Следующее крупное сражение за власть состоится за контроль над палатой представителей и Сенатом на следующих промежуточных выборах в 2022 году. Сейчас же назревает крупное сражение за контроль над Верховным судом. Причем в Сенате не все демократы поддерживают расширение состава суда безоговорочно.

Поскольку принятие поправки к конституции требует одобрения двумя третями Сената (67 голосов), что невозможно при сложившейся ситуации, остается лишь вариант с федеральным законом. Кроме того, даже федеральный закон должен быть одобрен большинством в 3/5 (60 голосов), в противном случае противники законопроекта, в данном случае республиканцы, применят тактику «филибастера» — когда каждый член Сената будет просить слова для обсуждения законопроекта и внесения своих предложений.

Важным элементом борьбы за власть над палатой представителей может стать включение в состав США трех территорий в качестве новых штатов. Это остров Пуэрто-Рико, Американские Виргинские острова и столичный округ Колумбия, который тоже не обладает статусом штата (в Конгрессе нет представителей с правом голоса).

Если эти территории изменят свой статус, получив представительство в палате представителей и в Сенате, баланс сил изменится в пользу демократов, поскольку население этих территорий в подавляющем большинстве поддерживает Демократическую партию. Это резко увеличит шансы демократов на получение контроля над обеими палатами Конгресса.

Читайте также: Кто натравил Байдена на Россию? Интервью