Что-то очень странное творится с немецкой музыкой: все больше поднимаются темы, связанные с будущим страны и мира, однако направления для их развития нет. Курс один — на саморазрушение.

«Каменное сердце». Как современная немецкая музыка осмысливает судьбу Европы и Германии — не только Rammstein

Изображение: Сергей Кайсин © ИА Красная Весна
Немецкая музыка осмысливает судьбу Европы
Немецкая музыка осмысливает судьбу Европы

Начать хочется с недавнего события — выхода в свет клипа Rammstein «Deutschland» («Германия»). На данный момент он набрал уже больше 57 миллионов (!) просмотров. Безусловно, это о чем-то говорит, во многом авторы смогли показать, что немцы (да и весь мир) неравнодушны к проблемам, связанным с самоопределением и историей.

Читайте также: Rammstein «Германия» — культурная левизна для очередной денацификации

Rammstein предъявили больную точку. Однако помимо них в этом жанре есть и другие исполнители. И почему-то именно сейчас, за последние несколько лет, тяжелая музыка в Германии стала настойчивей поднимать именно политические вопросы, замалчиваемые раньше.

В статье мы рассмотрим связанное с такими темами творчество популярных рок-коллективов, поющих на немецком языке. Как мы увидим дальше, коммунистическая символика стала популярным атрибутом у людей, которые к этому делу никакого отношения даже близко иметь не могут.

Одной из самых известных «deutsche Rockband» являются Oomph!. Всегда имевшие к политике очень косвенное отношение, в вышедшем в январе 2019 года альбоме они смогли удивить своих слушателей. Последний альбом под названием Ritual («Ритуал») стал № 1 во многих немецких чартах — через неделю после выхода он занял первую строчку как лучший альбом в Германии.

Изображение: Oomph!
Обложка альбома
Обложка альбома «Ritual»

Клип на песню из этого альбома Tausend Mann Und Ein Befehl («Тысяча человек и один приказ») набрал почти миллион просмотров.

Про что же они поют? Текст песни вроде как направлен против войны — высмеивается готовность бездумно подчиняться приказам, и смысл песни можно уместить в одну фразу — Nie wieder Krieg! («Не надо больше войны!»). В видеоряде мелькают военная хроника и дети, прячущиеся от похожих на киборгов военных. Но, что интересно, один из них держит в руках красное знамя.

Изображение: Oomph!
Цитата из клипа
Цитата из клипа «Tausend Mann und ein Befehl», 2019

Но к этой теме мы вернемся позже, а пока предлагаю ознакомиться с текстом самой яркой песни альбома. Она называется Europa и в некоторых моментах перекликается с «Deutschland» Rammstein.

У Oomph! Европа, когда-то сильная и прекрасная (stark und schön), предстает умирающей, распростертой на земле, окровавленной, на последнем издыхании. «Твои глаза пусты» (Deine Augen leer), — поется в песне, — «Смотри, стервятники уже кружат. Давай уже покончим с этим» (Schau, es kreisen schon die Geier, Komm schon, lass doch endlich los).

Припев является прямым обращением к Европе, это призыв. Но не к воскрешению, не к борьбе, нет. Это призыв к смерти:

«Европа, умирай медленно. Европа, не спеши. Европа, приготовься. Европа, не спеши с гибелью».

(Europa — Stirb langsam! Europa — Stirb langsam! Europa — Sei bereit! Nimm dir Zeit! Nimm dir Zeit für den Untergang!)

Текст песни ставит вопрос: нужна ли кому-нибудь Европа? И тут же на него дается ответ — нужна, но только мертвая: «Будут ли тебя оплакивать?» (Wird man um dich Weinen?) — «Конечно, твои поминки пройдут с размахом» («Deine Trauerfeier Wird gewiss ganz groß).

Еще показательной песней с этого альбома является вышедшая синглом песня Kein Liebeslied («Это не песня про любовь»). Название говорит само за себя, чего-чего, а любви в этой песне точно нет:

«Это не песня о счастье. Это не песня о надежде. Это не песня о мире и радости. Это песня о тебе!» (Dies ist kein Lied über Glück. Dies ist kein Lied über Hoffnung. Dies ist kein Lied über Frieden und Freude. Dies ist ein Lied über dich! ).

Вся песня — манифестация ненависти, авторы пытаются высмеять и оспорить Библию, противопоставляя Каина и Авеля, они встают на сторону первого убийцы:

«Света не бывает без тени. Поэтому возненавидь ближнего своего как самого себя… Не хлебом единым жив человек, и Каин хотел быть похожим на Авеля, поэтому он ненавидел брата как самого себя».

Das Licht nicht ohne Schatten sein. Darum haße deinen Nächsten wie dich selbst… Der Mensch lebt nicht vom Brot allein und Kain wollte wie Abel sein darum haßte er den Bruder wie sich selbst.

Однако вернемся к политическим темам в немецкой музыке. Популярная группа Eisbrecher («Ледокол»), чей последний клип на песню Was ist hier los? («Что тут происходит?») набрал уже не один, а три миллиона просмотров. И он действительно хорошо снят.

Изображение: Eisbrecher
Цитата из клипа «Was ist hier los?», 2017
Цитата из клипа «Was ist hier los?», 2017

В клипе нам показывают съемку новостной передачи. Мы видим двух несколько напыщенных телеведущих, которые с улыбкой рассказывают о злободневных событиях мира. Спектр событий выбрали широкий.

Прежде всего режиссер сделал упор на ядерное оружие, экологические проблемы и на жестокое обращение с животными. Ближе к середине нам показывают солянку из всевозможных трагедий. Чего только тут нет: и полицейский произвол, и голод в Африке, и Майдан в Киеве, и беженцы, и неонацисты, и бомбардировки. Для контраста режиссер утрировано показывает праздник на телестудии — с сигарами, конфетти и шампанским.

Изображение: Eisbrecher
Цитата из клипа «Was ist hier los?», 2017
Цитата из клипа «Was ist hier los?», 2017

На фоне кинохроники ведущие и вся съемочная группа выглядят монстрами, она изображает «власть имущих», которые и заваривают все показанные в видеоряде катастрофы.

Текст песни не сложен, как и мелодия — «Что здесь происходит? Что случилось?» (Was ist hier los? Was ist passiert?). Ответы даются примерно такого содержания: сначала строим, потом разрушаем, сначала грешим, а потом размышляем о морали.

А вот как выглядит обложка одноименного сингла на эту песню.

Изображение: Eisbrecher
Обложка сингла «Was ist hier los?», 2017
Обложка сингла «Was ist hier los?», 2017

Последний альбом Eisbrecher называется Sturmfahrt («Плыть в шторм»). Что любопытно, в одноименной альбому песне описывается не просто опасное морское путешествие, а кораблекрушение. Ясно, что под плаванием в тексте подразумевается нечто большее. Плыть в шторм — это риск, опасность, испытание, в этом есть проявление отваги.

Но в песне поется отнюдь не про сражение со стихией. Сражения тут нет, а есть, опять же, тяга к смерти и разрушению, море воспевается как всепожирающая стихия хаоса.

«Волна разбивается, мир тонет, жестокое, прекрасное, безжалостное море пожирает нас. Последний салют, последний взгляд, другого пути нет. Ты же тоже хочешь этого, что тебя останавливает?»

Die Welle bricht, die Welt versinkt so grausam schön erbarmungslos das Meer, das uns verschlingt. Ein letzter Gruß, ein letzter Blick von dieser Reise gibt es kein Zurück. Du willst es doch auch. Was hält dich noch auf?

Изображение: Eisbrecher
Обложка альбома «Sturmfahrt», 2017
Обложка альбома «Sturmfahrt», 2017

Обложка у альбома мрачная и вполне соответствует песне. Художник постарался — на тонущем судне даже хорошо виден флаг — черный, со скрещенными кирками.

Впрочем, не будем притягивать за уши. В конце концов, группа называется «Ледокол», что хочет, то на свой флаг и ставит.

С Eisbrecher тесно связана другая немецкая группа — Megaherz.

Изображение: www.wave-of-darkness.de
Группа «Megaherz»
Группа «Megaherz»

Название — игра слов: можно перевести как «мегагерц» и как «большое сердце», что как раз и используется в одной из песен о внутреннем холоде, одиночестве и безнадежности — Herz Aus Stein («Каменное сердце»): «Мое сердце каменное, каменное мега-сердце. Для меня оно слишком большое, а для тебя — слишком маленькое» (Ich hab ein Herz aus Stein, Ein Megaherz aus Stein. Fur mich ist es zu gross, Und für dich ist es zu klein). Интересное совпадение — у группы Eisbreher есть очень похожая песня практически о том же — «Herz Aus Eis» («Ледяное сердце»).

У этих групп один основатель — Александр фон Вейганд, коллективы часто выступают совместно. Последний альбом Megaherz называется Komet («Комета»). Как и Rammstein (но более очевидно), Megaherz заигрывает с «левачеством».

Если не верится, то вот обложка последнего (2018 год) альбома группы.

Изображение: «Megaherz»
Обложка альбома «Komet», 2018
Обложка альбома «Komet», 2018

«Все смешалось в доме Облонских»: космос, «Рабочий и колхозница», красные знамена… Присмотревшись, можно заметить отсутствие серпа и молота — вместо этого пара указывает на звездное небо.

Этот же жест обыгрывается и в клипе одноименной альбому песни.

Изображение: «Megaherz»
Цитата из клипа  «Komet», 2018
Цитата из клипа «Komet», 2018

Сама «deutsche Rockband» не брезгует и тоже охотно снимается на фоне красного знамени. Удивительно, учитывая то, что раньше они любили позировать в основном на фоне обнаженных женщин.

Изображение: www.megaherz.de
Группа «Megaherz»
Группа «Megaherz»

Про что же песня? С кометой в тексте сравнивается женщина, а с помощью «космической терминологии» описывается времяпрепровождение с ней: «Под твоей кожей пульсирует черная звезда… Подойди ближе, пока я не сгорю. Давай сгорим вместе» (Unter deiner Haut pulsiert ein schwarzer Stern… Komm näher, bis ich verbrenne Lass uns gemeinsam verglühen).

Вот уже другая песня из того же альбома — «Опьяненный» (Tiefenrausch): «Опьяненные, мы потерялись, мы все дальше идем ко дну… Страх распространяется так ужасно красиво, датчик глубины ничего не показывает, темнота растет, и мое сердце колотится. Бесконечно глубоко под морем»

(Tiefenrausch, wir sind verloren, Wir sinken immer tiefer… Die Angst greift um sich, so furchtbar schön, der Tiefenmesser zeigt nichts mehr, das Dunkel wächst und mein Herz rast. Unendlich tief unter dem Meer).

Все вышеперечисленные группы связаны с австрийским лейблом Napalm Records.

Napalm Records
Napalm Records

Это крупнейший лейбл, выпускающий диски не только немецких групп, но и американских. Например, он выпустил альбомы таких известных исполнителей, как Hammerfall, Limp Bizkit, DevilDriver, Otep, Hoobastank, The Smashing Pumpkins, W.A.S.P и других.

Napalm Records также связан с Universal Music Group — глобальной американской корпорацией, которую мы в этот раз трогать не будем, о ней можно написать отдельную статью.

Для начала разберем Napalm Records. Его основал в 1992 году Маркус Ридлер (Markus Riedler).

В 90-х Ридлер основал фан-клуб, в который входили любители Death-Metal («Смертельный металл», «дэт-метал»). Однако затем ушел в музыкальный бизнес и буквально за пару лет в одиночку смог вырастить лейбл — это получилось благодаря «андеграундной» почтовой доставке дисков таких (малоизвестных, прямо скажем) дэт-метал групп, как Disastrous Murmur, Suffer и Visceral Evisceration. Однако распространение этого контента помогло поймать Ридлеру рыбу покрупнее — Abigor и Summoning. И вот на них-то Napalm Records и раскрутился как следует.

Первый альбом Abigor, выпущенный в 1997 – «Apokalypse»
Первый альбом Abigor, выпущенный в 1997 — «Apokalypse»

Вот что говорит о становлении Napalm Records сам Ридлер: «Конечно, никто вначале не воспринимал меня, но мы живем не в стране визионеров (Land der Visionäre), а в обществе, полном зависти и обиды. Процветание испортило наше мышление. Недоверие в провинции также было связано с тем, что вначале издавались и продвигались блэк-метал группы. После стрельбы и убийства в церкви в печально известной сцене Black Metal в Норвегии этот жанр возымел сомнительную репутацию».

Поясним, что за инцидент имел в виду Ридлер. В начале 90-х в Осло действовала норвежская секта Svarte Sirkel («Черный круг»), состоящая преимущественно из блэк-металлистов. Svarte Sirkel объявила войну христианству — участники этого сообщества подожгли более 50 церквей и совершили несколько убийств.

Секта крутилась вокруг музыкального магазина Helvete («Ад»), которым владел Эйстейн Ошет, также известный как Евронимус — основатель лейбла Deathlike Silence Productions, музыкант известной блэк-метал группы Mayhem, которая существует и сейчас, уже после скандального самоубийства певца и дальнейшего убийства уже самого Ошета.

Он был убит своим же другом — основателем группы Burzum, Варгом Викернесом, правым экстремистом, прямо говорящим о созданной внеземными существами арийской расе. Кстати, после выхода из тюрьмы, в 2009 году, он продолжил музыкальную карьеру.

Но вернемся к Ошету, вокруг которого собирался Svarte Sirkel. Ошет, как ни странно, был членом коммунистической партии Rød Ungdom (норвежская «Красная молодежь»). Однако из-за «слишком умеренной позиции Rød Ungdom» он вышел из партии и создал свою «идеологию», инверсию христианства — безумную смесь из сатанизма Ла-Вея и «мизантропического коммунизма».

Ознакомившись с творчеством разобранных выше групп, можно решить, что мир сошел с ума. С одной стороны, очевидно, что реальность, мягко говоря, у нас не радужная. И в этом у немецких групп есть честность — они не боятся сказать, например, что Европа гниет, а современный человек застрял в одиночестве с «каменным сердцем».

Но с другой, в качестве выхода из сложившейся ситуации они (зачастую под маской коммунистической символики) предлагают саморазрушение. И самое печальное, что реального сопротивления тенденциям саморазрушения уже нет, так как понимание, что такое жизнь, отсутствует.

Ведь в культурном пространстве, где обсуждаются эти глубокие вопросы, существуют практически только такой ответ: жизнь бессмысленна, а единственный выход — смерть. Такой культурный пессимизм начал преобладать в Европе еще со времен Феллини. Реальной альтернативы этим мыслям, смыслов и символов просто нет.

Другой аспект этих музыкальных групп, который часто недооценивают, что такие музыкальные группы являются сегодня уже чем-то схожим со жрецами, а их концерты — некие эзотерические ритуалы. Именно вокруг них оформляются политические группы, как радикального правого толка, так и разного рода евро-леваческого толка. Вокруг них строятся коллективы, из их творчества черпается личная энергия. Это и есть культурная война. И если Россия и остальной мир хочет жить, то он должен также и на этом уровне дать свой ответ.