После Второй мировой немецкая идентичность в ее привычном виде получила страшный удар.  Поражение в двух мировых войнах, шок национал-социализма, последующая денацификация, разделение и объединение Германии жестоко меняли немецкое самопонимание. Борьба немцев за свое самосознание продолжается и сегодня. И подчас принимает крайние формы, близкие к саморазрушению.

Rammstein «Германия» — культурная левизна для очередной денацификации

Изображение: Сергей Кайсин © ИА Красная Весна
Rammstein — Deutschland. «Германия» группы Rammstein на фоне традиционного изображения «Германии»
Rammstein — Deutschland. «Германия» группы Rammstein на фоне традиционного изображения «Германии»

28-го марта 2019 года вышел новый клип немецкой рок-группы Rammstein. Причем новое видео еще до выхода в эфир вызвало шквал критики в адрес рок-группы. В первую очередь, крайне критически на опубликованный заранее 30-секундный ролик, показывающий солистов рок-группы как заключенных концлагерей, отреагировала еврейская община, обвинившая группу в неуважительном отношении к жертвам нацизма. Стоит отметить, что такого рода критика не помешала музыкальному видео набрать за одну неделю более 27 миллионов просмотров на YouTube (42 млн просмотров на конец апреля). И понятно почему: кроме высокого профессионализма, музыка Rammstein соответствует какому-то внутреннему запросу существенного количества людей. Но главной в этом клипе остается все же проблема немецкой идентичности. Так что основную причину популярности скандального клипа правильнее всего будет искать именно в этой сфере.

Дело в том, что после Второй мировой войны немецкая идентичность в том виде, в котором она существовала века до этого, практически перестала существовать. Поражение в двух мировых войнах, ужасы национал-социализма, последующая денацификация, разделение и объединение Германии, а также оккупация как американскими, так и советскими вооруженными силами — всё это повлияло на слом понимания того, что есть «немец». И несмотря на значительное экономическое развитие, которого Германия добилась за последние 20–30 лет, внутренние противоречия в этом вопросе сегодня всё еще не разрешены. И это очень бросается в глаза. Обобщу картину — весь миграционный кризис последних лет и рост правых настроений можно грубо свести к страху простых людей потерять чудом уцелевшие малые крупинки своей национальной идентичности.

При этом необходимо сразу подчеркнуть, что вся тема немецкой идентичности в Германии в корне табуирована. Нельзя обсуждать немецкую идентичность, достоинства немецкой культуры без постоянных отсылок к ужасам национал-социализма и извинений на этот счет. Из-за этого многие культурные деятели или совсем не затрагивают проблематику немецкой истории из-за страха кого-то обидеть, или затрагивают ее «слегка», для галочки, без намерения решить внутренние противоречия «сумрачного германского гения». Так что проблема по сей день не разрешена: породив гениальных художников и философов — Баха, Бетховена, Вагнера, Гегеля, Гёте, Канта и многих других, — немецкий народ допустил скатывание в ужасный миф национал-социализма. И именно в этом контексте Rammstein выпускает свой новый музыкальный клип «Германия». До нового клипа Rammstein выходили и другие видео, обращавшиеся к проблеме немецкой идентичности: например, нацеленный на создание национальной сплоченности двухминутный ролик «Ты — Германия!» (ориг. «Du bist Deutschland») в 2008 году. Другой пример — опубликованное на пике миграционного кризиса музыкальное видео популярного телеведущего Яна Бёмерманна «Будь немцем» (ориг. «Be Deutsch») с подзаголовком «Немцы на подъеме». В этом четырехминутном клипе Бёмерманн делает акцент на том, что в новом безумном мире Германия будет светом в темном туннеле, а новый подъем будет основываться на принципах «любви, толерантности и открытости» в противовес тому, что было сделано в ХХ веке.

Само музыкальное видео было создано в стиле тяжелого рока, схожем с музыкой группы Rammstein. Такая «тяжелая» музыка, наряду с явно позитивным, легким содержанием (немцы, мол, сегодня вместо производства оружия ездят на велосипедах и вообще не хотят никому мешать), набрала на YouTube на момент написания этой статьи почти 8 млн просмотров. Многие журналисты считают, что именно это видео воодушевило группу Rammstein создать свою версию музыкального клипа о Германии.

Но несмотря на сходство темы, видео Rammstein существенно отличается от предыдущих аналогичных экспериментов. Во-первых, Rammstein не из тех «деликатных» культурных групп, которые боятся поднимать сложные вопросы. Всё творчество группы сплошь наполнено провокациями — и новый клип не стал здесь исключением. Чего стоит уже тот факт, что роль «Германии» выполняет чернокожая актриса из театра имени Бертольда Брехта, в то время как традиционный образ всегда был совсем иным. Помимо этого, в видео есть масса отсылок к крайне существенным историческим событиям.

Коротко о самой группе: истоки группы идут к концу 80-х годов, когда основатель группы Rammstein Рихард Круспе, после эмиграции в ФРГ, в 1989 году основал группу «Orgasm Death Gimmick». На Круспе сильно повлияла американская группа тяжелого рока KISS. И уже в середине 90-х годов на молодежной музыкальной сцене Берлина появляется Rammstein с песнями «Das alte Leid», «Weißes Fleisch», «Du Riechst So Gut». Сама группа в основном играет в стиле индастриал-метал в духе Neue Deutsche Härte (новой немецкой тяжести — прим. ИА Красная Весна). В начале 2000-х группа приобрела мировую известность, в большей степени в США, Мексике, Испании и России.

Итак, музыкальное видео на тему немецкой идентичности. Что же хотели сделать музыканты Rammstein? В первую очередь, конечно же, они хотели спровоцировать немецкое общество на острую реакцию. Именно для этого они опубликовали, еще до выхода видео в свет, короткую сцену с заключенными концлагерей. И провокация удалась: музыкальный клип начали бурно обсуждать, обеспечивая группе все больше узнаваемости и шумихи. Ведь нет ничего лучшего для деятеля искусства в современном мире, чем высокая узнаваемость и ажиотаж вокруг нового клипа. Это всё напрямую отвечает самым разным интересам рок-группы, в том числе экономическим.

Начиная от битвы с римлянами и победы над ними в Тевтобургском лесу в 9 году н. э. (что считается рождением немецкой нации, до этого момента это были лишь варвары), показан и римский период Германии, даны отсылки к Тридцатилетней войне (1618–1648 г.г.) и Веймарской Республике (1918–1933 г.г.). И, конечно же, ни одно видео про Германию не может обойтись без упоминания периода национал-социализма (1933–1945 г.г.) и тайной полиции ГДР Штази (причем упоминается это, как обычно, в стиле теории тоталитаризма). Это видео сделано очень высококачественно. А также показано будущее — какое именно, мы обсудим чуть дальше. В любом случае, высокий профессионализм этого продукта не может не впечатлить.

Но Rammstein идет намного дальше. Если цель — только лишь провокация, можно поднять несколько вопросов и отойти в сторону, предоставляя обществу возможность самому выработать позицию. Rammstein ведет себя иначе. Группа дает свой ответ на «проклятые вопросы». И именно наличие предлагаемого ответа так притягивает зрителей. Но какой ответ дает Rammstein?

Изображение: Сергей Кайсин © ИА Красная Весна
Близость Германии Rammstein с древней богиней Кибелой
Близость Германии Rammstein с древней богиней Кибелой

Начнем с начала. После длительного вступления песня начинается с описания страданий Германии: «Ты много рыдала, духом разъединена, в сердце едина». Что ее разъединяет, от чего она отделена? Некоторые считают, что это отсылка к разделению Германии. Но при чем тут дух? И от какого именно духа отделена Германия? Почему единая в сердце? При этом у Германии «холодное дыхание и сердце в огне». У кого предполагается холодное дыхание? Судя по содержанию, у мертвецов. А «сердце в огне» — это отсылка к страсти. Страсти чего к чему? Слушаем дальше.

Рефрен продолжает тему горящего в огне сердца: «Германия — мое сердце пылает, хочу любить и проклинать тебя». А дальше следует опять отсылка к «мертвому» состоянию Германии: «Германия — твое дыхание холодно, такая молодая и всё же древняя». Вообще, тема смерти в клипе Rammstein постоянно присутствует, это не только «холодное дыхание». Это постоянные сцены насилия, это пиршество клириков на теле Германии и сцены из концлагерей, а также и сугубо безжизненные картины будущего. Частично подобный видеоряд объясняется особенностями жанра тяжелого рока. Но неправильно было бы не учитывать влияния этих картин на зрителя.

Тут Rammstein открывает широкое поле для интерпретаций. Высокомерие и чувство превосходства, ощущаемые в стиле видео-продукта, отсылают нас к той части истории Германии, когда в XVIII–XIX веках она задавала культурную повестку для всей Европы, а также занимала лидирующее место в индустрии. Обратим внимание, что эта отсылка дается в крайне негативном стиле, то есть высокая немецкая культура Бетховена, Канта, Гёте и т. д., с точки зрения Rammstein, лишь была почвой для появления немецкого высокомерия и чувства превосходства. Ничего положительного про нее не сказано.

Слова «перенимает, передает» поются на фоне нацистских концлагерей и, скорее всего, являются отсылкой к взятию нацистами власти в 1933 году, в то время как слово «передает» можно понять и в контексте того факта, что народ передал власть нацистам. Также это слово можно перевести и как «блевать», что, несомненно, было учтено авторами. «Застигать и нападать», — конечно же, отсылка к блицкригу и началу двух мировых войн. Самая спорная — последняя фраза, созвучная нацистскому лозунгу «Германия превыше всего». Rammstein здесь использует игру слов. В таком контексте слова «Германия над всеми» звучат более угрожающе, будто Германия есть некий Дамоклов меч, нависающий над головами остальных.

После этого куплета следующий припев меняется. Первая часть остается неизменной, но Rammstein добавляет дополнительную строфу. А именно: «Германия — твоя любовь есть проклятие и благословение. Германия — мою любовь тебе дать я не могу». Проклятие любви Германии — это прямая отсылка к сломленной немецкой идентичности, к ее величию и одновременно к ее разрушающему потенциалу. А главное, тут проявляется личная позиция группы — свою любовь они не могут дать Германии. А кому они будут ее давать? И что это за любовь?

Ответ на эти вопросы мы видим в самом ролике. К этому моменту «Германия» стала беременной. То есть происходит зачатие в отсутствии любви. А какого ребенка может произвести на свет «Германия», если зачатие произошло без любви? И вообще, зачем заниматься любовью без любви? Это не риторический морализаторский вопрос, а прямая отсылка к практике «свободной любви» поколения 60–70-х годов, которое сегодняшним молодым поколением обвиняется в убийстве будущего. Не этим ли занималась группа и продолжает заниматься на поле культурной войны? В самом клипе Rammstein на свет рождается зверь: собака породы леонбергер. Эта порода была практически истреблена в годы Второй мировой войны.

Очень интересно, что Rammstein использовал тему родов в своем клипе. Этот ход не может быть случайностью. Рождение ребенка и ребенок сам по себе всегда считались символами будущего. В немецкой культуре это прорабатывал также великий поэт Вольфганг фон Гёте в своей балладе 1782 года «Лесной царь». В этом произведении описывается смерть ребенка после встречи с лесным царем. Эта же тема возникает и в фильме знаменитого итальянского режиссера Росселини «Германия. Год нулевой».

Напомним, в указанном фильме показана очень тяжелая жизнь 12-летнего мальчика (безусловно, символ будущего постнацистской Германии) и его самоубийство — явная отсылка к тому, как нацистская Германия совершила культурное самоубийство (фильм вышел в 1948 году и снимался прямо в послевоенном Берлине). Rammstein же идет намного дальше. Если и у Гёте, и у Росселлини ребенок всё-таки существует, и есть хотя бы какая-то надежда (пусть и крайне маленькая), что в будущем исход не будет летальным, то у Rammstein ребенка нет вообще, есть только зверь.

Последние новые слова песни только подтверждают этот вывод: «Превосходный, лишний, утомленный сверхчеловеком — кто высоко забирается, тот далеко падает». Высота мысли и культуры, согласно Rammstein, без всякого сомнения всегда приведет к падению, к утомлению, к ужасам сверхчеловека, и, получается, что это всё совершенно не нужно. Мало того, само желание выйти на новые высоты человеческого существования ущербно. Это очень близко по содержанию к теории тоталитаризма, призванной приравнять фашизм и коммунизм, уничтожая при этом само понятие истории, столь важное для немецкой философской мысли и, соответственно, для немецкого народа.

Какую Германию, в конечном счете, представил Rammstein? К чему стремится она, от чего у нее сердце в пламени горит? В самом клипе постоянно мелькают красные лазерные лучи. По этому поводу есть несколько интерпретаций, одна из которых отсылает к немецкому понятию о «красной линии» — связующей нити, соединяющей множество обрывков. А связующая нить немецкой истории, по Rammstein, есть только насилие и стремление к власти. И именно поэтому нельзя отдать любовь Германии. Кстати, саму чернокожую «Германию», как и постоянные отсылки к насилию и стремлению к власти, не зря связывают с культом Великой матери Кибелы. Ведь именно эта часть римской идентичности, по мнению Rammstein, становится постоянной константой немецкой истории. И именно с ней Rammstein осознанно, без любви, завязывает любовные отношения.

Сразу же возникает вопрос — почему нельзя любовью победить злое начало, присущее немецкой идентичности? Даже если Александр Блок писал, что Запад забыл, «что в мире есть любовь, которая и жжет, и губит», можно ведь вспомнить. Почему нельзя опереться на гениальную немецкую классику, бросить вызов этим антиисторическим тенденциям в обществе, а потом и победить их? Почему нельзя освободить «любовь Германии» от того самого проклятия, так профессионально показанного рок-группой? По мнению Rammstein, этого всего сделать нельзя, потому что Германию по определению нельзя любить.

Изображение: Maya-Anaïs Yataghène
Концерт группы Rammstein в 2012 году в Берси, Франция
Концерт группы Rammstein в 2012 году в Берси, Франция

Стоит заметить, что сам клип у большинства немцев отвращения не вызвал, даже наоборот. Популярный исторический видеоблогер «MrWissen2go Geschichte», у которого на YouTube около 200 000 подписчиков (что вполне существенно для Германии), назвал видео Rammstein «обязательным клипом, который нужно показывать во всех школах». Его анализ набрал за несколько недель больше миллиона просмотров и стал самым популярным видеороликом блогера и немецкоязычным разбором клипа. И это с учетом того, что в немецкой общественности по отношению к группе Rammstein царит относительная апатия. Бóльшую популярность группа имеет всё-таки за границей.

Стоит отметить один парадокс самой группы Rammstein. Она сама себя позиционирует как левую, но большинство ее последователей придерживаются правых взглядов. Как такое может быть? Связующим звеном этого противоречия, по мнению некоторых социологов, является пренебрежение к идеалам Просвещения, которое сначала, в конце XVIII века, создало политическую идентичность радикальных правых, а после Второй мировой войны — и левых сил на Западе. Такой поворот был назван «культурным поворотом» и произошел в начале 70-х годов в гуманитарных и социальных науках. И именно из пренебрежения к идеалам Просвещения «леваческая» группа Rammstein выводит свою культурную продукцию.

А раз для них идеалы Просвещения в каком-то смысле абсолютно ненавистны, они и ненавидят высокую классическую культуру Германии того времени, которая насквозь этим наполнена — стоит вспомнить Девятую симфонию Бетховена и знаменитую Оду к радости Шиллера: «Ты волшебно вновь связуешь всё, что делит мир сует: Там мы все — друзья и братья, где горит твой кроткий свет!»

В конечном счете, и сам стиль музыки, и текст, и картины — всё говорит об осознанном выборе группы бороться не за светлую историческую сущность Германии, а констатировать факт победы ее злой сущности. То есть стать клерикальной кастой, восхваляющей эту сущность в стиле неолиберальной культуры. Не зря в конце все преклоняются перед святой «Германией», как будто бы перед новой ипостасью богини Кибелы. Rammstein говорит однозначно, что даже если у Германии есть будущее, то в нем не будет добра, так как само добро есть зло. Возможно, в нем даже не будет людей. Это очень напоминает новую волну денацификации Германии в культурном плане — зачем вообще нужны эти немцы (и люди как таковые) в глобализированном мире? А выходит подобное произведение именно в тот момент, когда в Германии вопрос об идентичности становится крайне актуальным. И потребность в его обсуждении в немецком обществе становится все более острой.