Отвержение советской истории России есть отказ от самих себя. Интервью
В год столетия Советского Союза опыт существования советского государства как альтернативного пути развития становится важен как никогда.
О той роли, которую создание СССР имел для мировой истории, ИА Красная Весна рассказал доктор философских наук, профессор Национального исследовательского Томского государственного университета (ТГУ) Владислав Чешев.
Больше интервью — в сюжете ИА Красная Весна: 100-летие со дня образования СССР
ИА Красная Весна: 100 лет назад было создано государство нового типа — Союз Советских Социалистических республик. Какую роль это событие сыграло в русской и мировой истории?
Чешев: Событие, бесспорно, историческое, оказавшее влияние на весь глобальный мир. Причина влияния — в природе того государства, которое возникло как качественно новая историческая стадия в жизни России.
Российская империя, практически распавшаяся после Февральской революции 1917 года, возвратилась как геополитический субъект и как субъект культурно-исторический. Юридическое оформление нового государства означало, что политическая стадия большевистской революции успешно завершена. Империя воссоздана на новых принципах, противоположных тем, которые привыкла связывать с этим термином западное общество.
Идея братства народов, изначально присутствовавшая в революционном сознании, получала реальное политическое и культурное воплощение. Это главная сторона нового политического субъекта. Новая политическая структура открывала равные возможности для развития всех народов.
Действительно, Советский Союз был большим домом для всех. Для других народов это был привлекательный пример.
ИА Красная Весна: Почему такие радикальные изменения произошли именно в России, а не в других странах?
Чешев: У России своя историческая судьба, обусловленная условиями ее рождения, ее географией и культурной генетикой. В культурном плане здесь важна этика человеческой солидарности, реально признаваемое человеческое братство. Начала этой этики лежат в характере жизни поземельной территориальной общины, с которой начиналась общественная, культурная и затем политическая история ее этносов, сформировавших большой этнос великороссов.
Эти этические принципы закрепила христианская вера, как весьма комплиментарная общинной этике. В ее рамках человек обретает себя как личность через свою причастность целому, причастность миру, выводящую его из круга индивидуального эгоизма и наполняющую жизнь высоким содержанием, обращенным к человеческим началам.
Важный фактор — огромная территория страны, удержание которой невозможно в условиях разобщающего эгоизма, о чем свидетельствует и переживаемые ныне обстоятельства.
Один из русских философов назвал Россию сторожевым служилым государством, выполняющим также функцию испытания вер, и несущим своим существованием замирение народов. Во многом этими обстоятельствами объясняются происходящие у нас общественные процессы.
ИА Красная Весна: Как вы считаете, есть ли преемственность между современной Россией и Советским Союзом? Если да, то в чем она? Что современная Россия из советского опыта оставила, а что отвергла?
Чешев: Современная Россия еще не обрела своего лица. Отвержение советской истории есть отказ от самой себя, от своих культурно-исторических оснований ради мнимого потребительского счастья, которое, если и могло быть, то только предсмертно кратковременным. Этот путь вел и ведет к полному исчезновению России не только как политического, но и как культурно-исторического субъекта.
Осознание этой пропасти, проникающее и проникшее в сознание народа и сознание политической элиты, ставит их перед необходимостью радикальных изменений, которые позволят сохранить ее уникальную субъектность. От степени этого осознания и его воплощения, требующего большого политического искусства, зависит само существование нашего государства и нашего общества.
ИА Красная Весна: Чем может быть полезен опыт СССР современной России?
Чешев: Из советского прошлого можно позаимствовать не всё, но очень многое. Прежде всего заимствовать опыт осуществления большой всечеловеческой идеи, идеи человеческого братства, идеи жизни как самоценности, дарованной всем. Эта идея в ее светском оформлении была глубинным началом советского строительства.
Принято указывать на бесспорные социальные гарантии, как достоинство советского прошлого. Это верно. Но эти гарантии возникли, как осуществление тех фундаментальных принципов, о которых идет речь. Без этих принципов материальный рост превращается в потребительство, убивающие все возвышенное, которое, собственно, творит жизнь человеческую, а не биологически потребительскую.
Но нужна работа мысли, позволяющая избегнуть идейного смыслового провала, ставшего почвой, на которой выросли идеи исторического или, как говорят, метафизического предательства элиты, поверившей в идею «возвращения в мировую цивилизацию».
Эта идея была высказана еще в XIX веке П. Я. Чаадаевым как идея незамедлительного слияния с Европой. Цена уплачена горькая. Еще не поздно остаться самими собой, но путь будет более трудным, чем видится сегодня. Опыт прошлого, точнее, творческое использование опыта СССР, облегчит нам решение задачи.
Читайте также: СССР был невиданным ранее государством. Его опыт спасет Россию — интервью