Целые отрасли итальянской сельхозиндустрии оказались ориентированы на США

Во что обойдутся американские пошлины итальянской экономике?

Эдуард Дамборгез. Торговка сыром. Конец XIX в.
Эдуард Дамборгез. Торговка сыром. Конец XIX в.

Качественная сельхозпродукция из Италии: от знаменитого итальянского вина до сыров, оливкового масла и знаменитых макаронных изделий, легковые и грузовые коммерческие автомобили, рынок моды, сектор металлообработки — именно эти отрасли итальянской экономики рискуют больше всего пострадать от 20-процентных пошлин, введенных накануне администрацией США на товары, экспортируемые из Европы.

По данным ряда исследований, наиболее пострадавшими регионами от торговых войн, развязанных президентом США Дональдом Трампом, могут стать Сардиния, Молизе и Сицилия — из-за удара по цепочкам переработки энергии. Так, по данным анализа Cia-Agricoltori Italiani, наиболее пострадавшими территориями являются Сардиния и Тоскана из-за высокой зависимости экспорта сельхозпродукции от американского рынка.

Пока неясно, какие контрмеры предпримет руководство Евросоюза, а также попытается ли итальянское правительство во главе с Джорджией Мелони пойти по пути сепаратных переговоров с США. Однако экспертные оценки возможного воздействия на итальянскую экономику говорят о том, что эффект от ввода пошлин будет настолько тяжелым, что фактически может почти свести на нет прогнозируемый рост ВВП Италии в 2025 году.

По прогнозам исследовательского центра Confindustria, итальянский ВВП в 2025 году продемонстрирует почти такой же рост, как и в 2024 году — 0,6%, с гипотезой восстановления ВВП до +1% в 2026 году. Кумулятивное влияние последствий введенных пошлин на ВВП Италии составляет -0,4% в 2025 году и -0,6% в 2026 году.

Однако, согласно прогнозам консалтинговой компании Ernst & Young, ВВП Италии может вырасти всего лишь на 0,4% в 2025 году и 0,7% в 2026 году, в то время как общее влияние протекционистской политики Соединенных Штатов может составить от -0,5% до -1,0% в 2027 году.

Другими словами, негативное влияние от повышения тарифов может нивелировать значительную часть ожидаемого роста.

Более всех от высокой зависимости от экспорта в США в Италии пострадает сектор производства продовольственных товаров. Стоимость цепочек поставок составит почти €500 млн (46,5 млрд руб.) только для вина, еще около €240 млн (22,5 млрд руб.) для оливкового масла, €170 млн (16 млрд руб.) — для макаронных изделий, €120 млн (11 млрд руб.) для сыра.

В самом эпицентре торговой войны оказались: знаменитый итальянский сыр Пекорино Романо (90% которого производится на Сардинии) и используется, прежде всего, для придания вкуса и аромата картофельным чипсам. При введении пошлин на уровне 25% процветающий американский сектор производства чипсов и закусок (общей стоимостью в €2,5 млрд (235 млрд руб.)) будет вынужден переключиться на другие молочные продукты, возможно, менее вкусные, но более доступные по цене.

Пошлины отразятся не только на вкусе чипсов, но и на кошельках. По оценкам итальянской ассоциации производителей сельхозпродукции Колдиретти, из-за пошлин на продукты питания, произведенные в Италии, американским потребителям придется дополнительно потратить на еду около €2 млрд (185 млрд руб.) в год.

В Тоскане 28% экспорта агропродовольственной продукции отправляется в США. Цепочки поставок оливкового масла и вина являются одними из наиболее уязвимых: 42% масла и 33% тосканских вин, продаваемых за рубежом, попадают на американский рынок.

Итальянские регионы Лацио, Абруццо и Кампания также могут пострадать из-за больших объемов макаронных изделий, выпечки и вин, экспортируемых в США. Итальянская федерация промышленных производителей, экспортеров и импортеров вин, спиртных напитков, ликеров, сиропов, уксусов и аналогичной продукции Федервини напоминает, что только итальянский сектор производства вина, спиртных напитков и уксуса экспортирует в США продукции на более чем €2 млрд, в нем задействовано 40 тысяч компаний и более 450 тысяч работников.

Что касается такого чувствительного сектора как мода, то в 2024 году экспорт в США продукции обувной, кожевенной и меховой отраслей, хотя и несколько снизился по сравнению с предыдущим годом, но в итоге достиг почти €3 млрд.

Как отмечают аналитики, до сих пор торговля между Италией и США процветала. По данным исследовательского центра Confindustria, в 2024 году объем продаж итальянских товаров в США составил около €65 млрд (6,05 трлн руб.), что дало торговый профицит Италии в размере около €39 млрд (3,65 трлн руб.). Несмотря на спад в прошлом году, продажи на американском рынке внесли самый большой вклад в рост итальянского экспорта, начиная с доковидного периода.

Как бы то ни было, итальянский экспорт в большей степени ориентирован на рынок США, чем на европейский рынок: 22,2% итальянского экспорта происходит за пределами ЕС. 19,7% итальянского экспорта распределяется внутри Евросоюза. Из-за своей экспортной направленности наиболее подверженными риску оказались производство напитков (39%), автотранспортных средств и других транспортных средств (30,7% и 34,0% соответственно) и экспорт фармацевтических препаратов (30,7%).