«Ангара» — это повторение пройденного «Энергией» — эксперт
Накануне Дня космонавтики, 11 апреля, впервые с космодрома «Восточный» стартовала ракета-носитель тяжелого класса «Ангара-А5». Этот пуск стал четвертым для «Ангары» и первым для космического ракетного комплекса «Амур».
За комментарием ИА Красная Весна обратилось к доктору физико-математических наук, главному научному сотруднику Института математики, механики и компьютерных наук Южного федерального университета (ЮФУ) Сергею Буйло.
ИА Красная Весна: Сергей Иванович, старт «Ангары» — это ведь новый этап. Что изменится в этом смысле для нашей космической отрасли?
Сергей Буйло: У нас сейчас говорят, что это наша первая модульная ракета, очень удобная. Можно будет использовать от одного блока до нескольких блоков боковых двигателей. Это получается очень мощная ракета, под 100 тонн груза будет выводить на орбиту.
Но на самом деле это вообще-то повторение в какой-то степени пройденного этапа. Вот ракета «Энергия», которая наш «Буран» выводила, она тоже такая же была модульная. У нее были блоки боковые, четыре блока боковых. Эта ракета «Энергия» выводила на орбиту 120 тонн. Еще четыре боковых блока — и это уже должна была быть ракета «Вулкан», где-то 220 тонн должна была выводить в космос.
Так что про первую модульную ракету, в принципе, это не совсем так, хотя это большое достижение. Действительно, можно будет из этих элементов, как из кубиков, собирать нужную грузоподъемность для ракеты.
ИА Красная Весна: А у нашего космоса сейчас есть соответствующие задачи?
Сергей Буйло: Эта ракета делается в основном под полеты к Луне, насколько я понимаю. То есть под полеты к Луне в будущем, а сейчас для сборки нашей космической станции. Применяемая нами ракета «Протон», она все-таки очень вредная для окружающей среды, она же на гептиле работает. А это будут варианты жидкий водород — жидкий кислород, и керосин — жидкий кислород. То есть в принципе она будет относительно безопасной в этом плане.
Собственно говоря, поэтому и прекратили в свое время выпускать ракеты «Протон», так как всё время были трения из-за этого с Казахстаном. Даже если при запуске всё нормально происходит, то эти ступени падают на землю. Ну и Казахстан требовал массу неприятных процедур проводить, возмещать, финансово возмещать и всё это дело чистить, убирать и так далее. Короче говоря, грязная ракета «Протон». А «Ангара» — это будет чистая ракета на керосине и кислороде. Ну, а в перспективе там блоки будут на жидком водороде, жидком кислороде.
ИА Красная Весна: В какой перспективе это может быть? Ведь водородные технологии достаточно сложны.
Сергей Буйло: В принципе, если эти технологии не потеряны, а они вроде бы не потеряны, то воронежское «Конструкторское бюро химавтоматики» (КБХА) будет делать, я думаю, как оно и раньше делало, водородно-кислородные двигатели.
Я думаю, что это в общем-то не совсем всё настолько новое, как нам сейчас говорят. В какой-то степени это повторение того этапа, которого мы уже достигли раньше, но потом всё это было утеряно.
А что касается «Ангары», она действительно полетела очень хорошо. Пусть полетела с третьего раза, но полетела. Она же до этого летала несколько раз с космодрома Плесецк. Там ее запускали, потому что неоткуда было запускать. А нужна была совсем другая стартовая площадка, всё совсем другое. Там сложный комплекс для запуска. И вот теперь на «Восточном» всё это сделали. Поставили наше родное, свое, относительно близко к экватору, теперь на берегу океана, чтобы ступени падали в океан. В принципе, это очень неплохо всё.
ИА Красная Весна: Спасибо! С днем космонавтики!
Напомним, советская ракета-носитель сверхтяжелого класса «Энергия» разрабатывалась с 1976 года и совершила два пуска: 15 мая 1987 года с тяжелым спутником «Полюс» и с орбитальным космическим кораблем-космопланом системы «Буран» 15 ноября 1988 года. Работы по программе «Энергия» были закрыты в 1993 году. Тем не менее разработанный для этой ракеты-носителя маршевый двигатель РД-170 до сих пор применяется и остается самым мощным жидкостным ракетным двигателем в мире.
Игорь Бигаев 12:14 18.04.24
Вот что говорит автор Сергей Иванович Буйло в ответ на замечание Сергея Александрова:
"Сергей Александров просто некомпетентен. Советую ему чаще читать первоисточники. В настоящее время Ангара-А5 выводит на низкую орбиту 24,5 т. Однако уже давно рассматривается возможность замены штатной "керосиновой" третьей ступени с двигателем РД-0124 на более грузоподъёмную "водородную" с двигателем РД-0150. При этом уже более 10 лет в КБХА ведутся проектные работы по анализу, выбору и проработке вариантов исполнения водородно-кислородного двигателя РД0-0150 с тягой, соответственно, в 45, 50 и 77 тс.!!! для тяжелой РН «Ангара-А5». (смотри, например: Годовой отчет АО КБХА за 2014 год. — Воронеж: КБХА, 2015. С. 42. (Архивная копия: https://web.archive.org/web/20180326044556/http://kbkha.ru/?p=97). ОКР по созданию двигателя РД-0150 предусмотрена в проекте ФКП на 2016-2025 гг.
А чем я занимался десятки лет, и какое отношение имел к теме обсуждения можно посмотреть здесь: S.I. Builo et al. Application of the Acoustic Emission Method in Problems of Vehicle Diagnostics, Journal of Physics: Conference Series. 2020. vol. 1636. 012006 (https://iopscience.iop.org/article/10.1088/1742-6596/1636/1/012006/pdf).
С уважением, д.ф.-м.н. Сергей Иванович Буйло. За заслуги перед космонавтикой награждён медалью им. С.П. Королёва."