Уникальная выставка или глум над умершими? Эксперты оценили «Мир тела»
Выставка «Body Worlds. Мир тела» стала скандальной еще до своего открытия. Дело в том, что экспонаты выставки — скальпированные трупы людей, которым по усмотрению авторов выставки вырезали различные части тела и придали определенные позы, обработав специальным веществом для консервации и отвердения.
12 марта выставка открылась в Москве в одном из павильонов ВДНХ. Перед входом в павильон выстроились очереди.
Организаторы позиционируют выставку в возрастной категории «12+», но добавляют, что прийти может любой — важно лишь купить билет, если ребенку больше 3 лет. Дети до 14 лет должны находиться в присутствии взрослых. Среди посетителей выставки на ВДНХ корреспондент ИА Красная Весна заметил и малышей, которые рассматривали экспонаты, находясь на руках у своих родителей.
ИА Красная Весна собрало высказывания, появившиеся в российском медиа-пространстве в связи с подготовкой и открытием этой выставки. На момент написания статьи в СМИ преобладает резко негативное отношение к выставке.
Так, российский сенатор Алексей Пушков сравнил автора выставки с Ганнибалом Лектером из фильма «Молчание ягнят» и задался вопросом, зачем такую выставку пустили в Россию. По его мнению, выставка покушается на «сакральность человеческой смерти» и является «крайней формой т. н. «современного искусства», «орудием войны против базовых ценностей человеческого общества».
В интервью ИА Красная Весна профессиональный врач-патологоанатом Наталья Салтанова назвала выставку тошнотворной и заявила, что она является «предоставлением „хлеба и зрелищ“, по сути, всем желающим, у кого есть деньги». По ее словам, выставка имеет нулевую образовательную ценность для современной молодежи, которая легко может получить от экспозиции психологическую травму «с вытекающими расстройствами социального и сексуального поведения».
Человек, который имел свои мысли и ценности, умерев, попадает в лабораторию, где с его трупа «снимают кожу, бальзамируют, выделяют органы, вставляют муляжи глаз и выставляют это на всеобщее обозрение зевакам, заплатившим денег за входной билет, и они глазеют на внутреннюю наготу этого человека, на издевательства над телом умершего», — заявила патологоанатом.
По ее мнению, людей, не связанных с медициной профессионально, и тем более детей, не следует пускать на выставку. «Полезность эта выставка может представлять разве что для работников психиатрической службы и МВД — искать маньяков и людей с психическими отклонениями в нашем социуме», — подчеркнула Салтанова.
В беседе с корреспондентом новостного издания «FederalCity.ru» писатель Павел Ганипровский сравнил автора выставки Гюнтера фон Хагенса с Анатолием Москвиным — российским краеведом, журналистом и полиглотом, который, как выяснили следователи, выкапывал на кладбищах трупы, из которых создавал ростовые «куклы» и затем ставил у себя в гараже и квартире. Трупы были обнаружены в 2011 году во время обыска. Москвина освободили от уголовной ответственности, приговорив к принудительному психиатрическому лечению.
«Да, Хагенс — искусный анатом. А Москвин, наверное, замечательный ученый. А повесть французской писательницы Габриэль Витткоп „Некрофил“, с нескрываемым сладострастием описывающая утехи похитителя трупов, написана на высоком художественном уровне. А Юкио Мисима вообще гений японский литературы. Но все это не отменяет того, что эти извращенные люди творили и творят зло», — подчеркнул писатель.
По его словам, «механизм такого падения точно сформулировал митрополит Тихон (Шевкунов), говоря о Николае Аверине, совершившем в 1993 году ритуальное убийство трех оптинских монахов».
Кандидат психологических наук, член Международной психоаналитической ассоциации Лола Комарова в разговоре с корреспондентом ИА Красная Весна провела параллели между выставкой на ВДНХ и публичным убийством и расчленением жирафа Мариуса в зоопарке Копенгагена в 2014 году, «рекламировавшимся как научно-познавательное мероприятие для детей и собравшем большую толпу детей и взрослых». По ее словам, в обоих случаях заявленная образовательная цель является «не более чем маркетинговой оберткой».
Выставка трупов на ВДНХ хорошо вписывается в «активно распространяющуюся подростковую моду на смерть», включающую в себя в том числе украшения в виде черепов, а также «популярные песенки и клипы, создающие по-декадентски красивые образы смерти и самоубийства». Она является продолжением главного тренда современной идеологии постмодерна, заключающегося в «хаотическом смешении всего и вся и разрушении границ между живым и неживым, человеком и машиной, мужчинами и женщинами, выдумкой и реальностью», уверена психоаналитик.
Под влиянием культа смерти подростки, в том числе из вполне благополучных семей, «так легко втягиваются в группы самоубийств и сплошь и рядом занимаются самокалечением». «Действительно, если нет разницы между жизнью и смертью, если и трупы могут играть в футбол и заниматься любовью, а именно этому учат выставки фон Хагенса, то почему бы и не поиграть в смерть. Это же так круто и прикольно», — подчеркнула Комарова.
Публицист и телеведущий Анатолий Вассерман в разговоре с корреспондентом ИА Красная Весна отметил, что «ущерб даже для тех, кто сдуру на эту выставку пойдет, будет большим, но не поддающимся формальному учету». По его мнению, руководство ВДНХ должно нести ответственность наравне с организаторами выставки, однако в российском законодательстве достаточно «лазеек, через которые эту ответственность можно обойти».
По мнению кандидата наук, психофизиолога и психолога Каринэ Гюльазизовой, выставка стала возможна из-за размытия границ в темах жизни и смерти и нарастания волны десакрализации при переходе к обществу потребления.
«Для меня подобного рода акционизм, называемый искусством эпохи постмодернизма, стоит в одном ряду с „подвигами“ маньяков-расчленителей. Разница лишь в том, что маньяки убивают живых людей буквально, а подобные акционисты убивают метафорически, полагая стандарты разрушения человеческой души», — подчеркнула Гюльазизова, отметив, что «это делается точно не для обучающих целей».
Депутат Государственной думы Виталий Милонов написал заявление в Министерство культуры РФ и МВД РФ с просьбой обратить внимание на выставку. Он охарактеризовал мероприятие как «открыто издевательскую и оскорбляющую человеческое достоинство манипуляцию с трупами», имеющую признаки нарушения ст. 244 УК РФ (надругательство над телами умерших и местами их захоронения).
Телеведущая Анна Шафран заявила, что «выставка расчленённых трупов на ВДНХ» — это позор, который не вписывается «ни в какие рамки морали и нравственности».
Шафран отметила, что мероприятие организовано «в тот момент, когда после карантинов и локдаунов спустя год начинают открываться выставки, театры, музеи». «То есть в первых строках нам в Москве, столице нашей Родины, хотят показать расчленённые трупы, порезанные на кусочки?», — возмутилась телеведущая.
По мнению актрисы Марии Шукшиной, «эта выставка просто плюет в лицо российским людям, перечеркивая добрые традиции выставок шедевров мирового искусства». Она пожелала, чтобы «власти приняли разумные изменения в законе, чтобы вот таким Хагенсам на наших выставках, в наших театрах, на нашем ТВ можно было перекрыть кислород».
Кандидат психологических наук, профессор РПУ Надежда Храмова выразила уверенность, что подобные выставки — «это нагнетание суицидальности, жизнь сразу становится бессмысленной, потому что весь человек, весь его потенциал, он как бы собирается и погружается в одно — в этот окоченевший труп, вот и всё».
«Почему у нас морг не делает выставок? Ведь есть же сакральность в отношении к усопшему. И не случайно это обставляется с максимальным достоинством: гроб, одеяние, покрывало, отпевание. То есть максимальное облагораживание и самого тела, и смысла как перехода. А здесь всего человека, со всем его душевным запихивают в труп. Это приведет к суицидальности не только подростков, но и взрослых людей», — заявила Храмова.
Отметим, хотя большинство экспертов выступают с резкой критикой выставки, у нее находятся и свои сторонники.
Так, бывший пресс-секретарь движения «Наши» и Государственного комитета РФ по делам молодежи Кристина Потупчик заявила в своем Telegram-канале, что «в России, кого родители в детстве в Кунсткамеру водили и кто там скелетики из коллекции доктора Фредерика Рюйша видел, того чучелками фон Хагенса не удивишь». Мнения о том, что выставка «Мир тела» имеет прямую аналогию с нацистскими практиками изготовления изделий из человеческих останков, Потупчик охарактеризовала как «этот некрофильский бред», отметив, что «ужас того, что нацисты делали с трупами, происходит из утилитарности практики».
По ее мнению, христианские мощи «и то пугают больше», чем выставка, и «против выставки высказались только никому не известные региональные «общественники». «Всем рекомендую. И посещать советую непременно с детьми», — в заключение заявила Потупчик.
Директор музея современного искусства «Гараж» Антон Белов заявил, что на ВДНХ «все можно как-то так сделать, чтобы это никого не травмировало». «Многие дети куда спокойнее к этому отнесутся, чем впечатлительные взрослые, которые смотрят телевизор», — отметил Белов.
Сами авторы выставки на ее официальном сайте говорят, что эта «уникальная выставка дает захватывающее представление о сложной структуре тела и объясняет, как взаимодействуют и функционируют системы и органы». По их мнению, посетители «увидят те элементы и процессы анатомии, физиологии и патологии, которые невозможно изобразить в книгах или изображениях».
Противники выставки, включая профессиональных врачей и психологов, отвергают этот тезис, подчеркивая, что никакой образовательной ценности «Мир тела» не имеет. Они отмечают, что подобные экспозиции ведут к разрушению сакральности смерти и размытию границ между живым и мертвым. Видя бессмысленность жизни, люди втягиваются в деструктивные группы, в том числе суицидальной направленности.
Автор выставки Гюнтер фон Хагенс сравнивается с краеведом-полиглотом Москвиным, устраивавшим «выставки» из трупов у себя в квартире и впоследствии отправленным на принудительное лечение в психиатрическую больницу. Учитывая обилие скандалов и судов, связанных с незаконными поставками тел в лаборатории фон Хагенса, данное сравнение представляется как нельзя более точным.