Дом Циолковского на поле битвы с историей
Сегодня в Рязани готовится к сносу дом № 40 на улице Вознесенской, в котором в детские годы жил великий русский и советский ученый-изобретатель Константин Эдуардович Циолковский.
Циолковский — основоположник теоретической космонавтики. Именно он обосновал необходимость использования ракет для полетов в космос и создал первые чертежи многоступенчатых ракет. Благодаря влиянию Циолковского, популяризировавшего идею постижения космоса среди советской молодежи, этой идеей загорелись будущие ученые и космонавты. Так, Гагарин вспоминал: «Циолковский перевернул мне душу... Меня поразила уверенность, с которой твердо, по-хозяйски вторгалась в космос мысль ученого: «Человечество не останется вечно на Земле, но в погоне за светом и пространством сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе всё околосолнечное пространство».
После развала Советского Союза наше присутствие в космосе было значительным образом свернуто. И вот теперь хотят уничтожить одно из последних мест живой памяти о великом ученом. Так что, космос нам совсем нынче не нужен?
Итак, что за грязная история развернулась вокруг дома Циолковского?
Для начала необходимо сказать несколько слов о рязанском периоде жизни ученого.
Родился Циолковский 17 сентября 1857 г. в селе Ижевское Рязанской губернии в обедневшей дворянской семье с польскими корнями.
В Рязани семья проживала в периоды с 1860-го по 1868 г. и с 1878-го по 1880 г.
В 1860–1863 гг. Циолковские жили в доме матери, сохранившемся до наших дней как жилой дом № 53 (51) по улице Урицкого. Данный дом, несмотря на многократные обращения в адрес Министерства культуры и рязанского правительства, так и не был включен в реестр объектов культурного наследия.
В 1863 г. Циолковские переехали в усадьбу А. И. Колемина — это и есть дом, сохранившийся до наших дней по адресу улица Вознесенская, 40. Здесь семья проживала до 1869 года сначала в деревянном, затем в каменном флигеле, потом в так называемом «большом доме» и, наконец, в еще одной части дома.
Именно с этим периодом жизни в Рязани связана трагическая страница детства Циолковского. В 1866 г., в возрасте 9 лет, Костя, катаясь на санках в начале зимы, простудился, заболел скарлатиной и был при смерти. Он выжил, однако из-за осложнения до конца жизни частично потерял слух, что оказало значительное влияние на его личность и творчество.
Тем не менее, воспоминания Циолковского о Рязани были самые теплые. Он писал: «Корни-то мои в Рязанской земле. В этом краю прошли едва ли не лучшие годы. Чего там только не испытал: и грамоте мать научила, и первые смелые мысли пришли». К этим «первым смелым мыслям», согласно его автобиографическим заметкам, относились и мечты о «полном отсутствии тяжести», о полете.
Именно в это время Костя впервые начинает проявлять интерес к мастерству, что развилось у него затем в изобретательство.
Из Вятки, куда в 1869 г. переехала семья, отец отправил мальчика учиться в Москву. Хотя Константин и не смог поступить в Высшее техническое училище, он упорно занимался самообразованием, ведя крайне аскетичный образ жизни.
В 1877 отец вызвал сына домой в Вятку. А спустя год семья вернулась в Рязань — как писал Циолковский, «на родину».
До 1879 года Циолковский жил вместе с семьей в рязанском доме Трубниковой, ныне сожженном (на его месте построен частный особняк).
Осенью 1879 года, выдержав экзамен экстерном на уездного учителя математики в Первой губернской гимназии, Циолковский получил направление на должность учителя арифметики и геометрии в Боровское уездное училище Калужской губернии. В январе 1880 года он покинул Рязань.
В начале XXI века места памяти Циолковского оказались ненужными и весьма мешающими местным властям.
В 2011 г. дом Колемина был признан находящимся в аварийном состоянии.
А в 2013 г. были опубликованы планы о расселении и сносе этого дома, а также о строительстве «высококачественного жилищного фонда с необходимой инженерной и социальной инфраструктурой» на освободившейся территории.
Тогда же общественными активистами, краеведами, историками и архитекторами было отмечено, что и сам дом, в котором жил Циолковский, и многие из зданий, оказавшихся в черном списке вместе с ним, являются историческими достопримечательностями Рязани и памятниками зодчества. И что очевидная мотивация властей — корыстное извлечение прибыли из продажи земли застройщикам.
Интересно, что этим летом идея сноса исторических и культурных объектов была вынесена на межрегиональный уровень. Так, 3 июня этого года на прошедшем в Орле заседании Совета законодателей Центрального федерального округа председатель Костромской областной Думы Алексей Анохин озвучил инициативу об исключении объектов культурного наследия (ОКН) регионального и местного значения из единого государственного реестра. По мнению костромских законодателей, такой шаг просто-таки необходим для упрощения и сокращения процедур согласования по использованию таких объектов. Утверждалось, что многие ОКН попали в реестр в советские годы «согласно революционной целесообразности». Что они-де «не имеют высокой архитектурной и культурно-исторической ценности», а содержать и охранять их якобы «очень дорого» — да, как подразумевается, и не нужно. А посему предлагалось «передать регионам право определять историческую значимость того или иного объекта»... Само собой, при этом произойдет изменение их количества в сторону резкого сокращения. В первую очередь, за счет советских памятников культуры, «не имеющих высокой ценности», но и не только.
Очевидно, что гораздо большую ценность для местных властей, нежели память о великом прошлом, имеет земля под застройку в исторических центрах городов Центральной России. Приходящими в аварийное состояние и «случайно» сгорающими объектами культурного наследия ведают местные власти. И запрос на коммерциализацию этих площадей — огромен.
Вспоминаются бессмертные слова Маяковского: «Если звезды зажигают — значит — это кому-нибудь нужно?»
Причем в данном случае речь идет отнюдь не о мечте великого ученого о постижении межзвездного пространства... Если кому-то нужно, чтобы исторический центр города освободил свои земли под застройку — значит, история должна сгореть или прийти в аварийное состояние. Вероятнее всего, именно такая подоплека и лежит в основе войны, ведущейся вокруг дома Циолковского в Рязани.
Осенью 2016 года из дома детства Циолковского на Вознесенской улице расселили последних жильцов.
А 6 ноября группа неравнодушных граждан, в которую входили местные градозащитники, историки и краеведы, совершила прогулку к дому, предназначенному под снос. Специалисты высказали единодушное мнение, что здание вполне возможно спасти, будь на то воля местных властей. Активисты установили табличку, указывающую, что в данном доме жил К. Э. Циолковский.
Сюжет попал в СМИ. 10 ноября местная «Новая газета» опубликовала статью кандидата исторических наук, заведующей отделом развития Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника (РИАМЗ) И. Кусовой о сносе дома Колемина.
В ответ власти явно форсировали проект сноса. 15 ноября на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок появилась информация о закупке № 0859300019616001086. Объект закупки: «Выполнение работ по сносу аварийных многоквартирных домов в г. Рязани: ул. Вознесенская, д. 40, ул. Чкалова, д. 48А». Дата аукциона была назначена на 28 ноября.
Но дело оказалось уже не так просто замолчать.
21 ноября местное телевидение ГТРК «Ока» опубликовало репортаж о готовящемся сносе дома Циолковского.
В тот же день Общественный комитет в защиту историко-архитектурного музея-заповедника «Рязанский кремль» направил обращение в прокуратуру Рязанской области.
Тогда же журналисты получили ответ — а точнее, формальную отписку — от начальника Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Рязанской области О. Василькина по этому и по другим случаям уничтожения архитектурных и исторических памятников: «Дома, расположенные по адресам: г. Рязань,... Вознесенская, 40 — выявленными объектами культурного наследия не являются. Заявлений об установлении историко-культурной ценности данных домов в адрес Инспекции не поступало. В настоящее время в Инспекции находится заявление об установлении историко-культурной ценности объекта — дома, расположенного по адресу: Урицкого, д. 53».
При этом в СМИ было отмечено, что государственную историко-культурную экспертизу в отношении выявленных объектов культурного наследия аттестованные эксперты проводят «на возмездной основе». В среднем экспертиза одного объекта обходится в 100 тысяч рублей. Поэтому, как следует из ответа начальника госинспекции, «работа с выявленными объектами культурного наследия ведется поэтапно в рамках имеющихся средств».
В тот же день представитель Рязанского отделения ВООПИиК А. А. Петруцкий получил из Государственного Архива Рязанской Области архивную справку, подтверждающую исторический факт проживания семьи Циолковских в доме Колемина.
И уже на следующий день Петруцкий доставил в Госинспекцию по охране ОКН Рязанской области необходимый пакет документов для установления историко-культурной ценности дома № 40 на Вознесенской улице.
В. А. Толстов, кандидат исторических наук, доцент Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина отправил обращение на имя президента РФ В. В. Путина. В ответ в тот же день пришла информация о том, что обращение направлено в правительство и прокуратуру Рязанской области.
23 ноября к защите дома подключились активисты Рязанского регионального отделения движения «Суть Времени» и «Родительского Всероссийского Сопротивления». Было направлено открытое письмо в адрес главы администрации города О. Е. Булекова (копии — губернатору Рязанской области О. И. Ковалеву и министру культуры РФ В. Р. Мединскому) в защиту дома Циолковского. Подписанты предложили остановить снос дома Колемина, организовать общественные слушания с привлечением экспертов и только по результатам этих слушаний принимать какое-либо решение. Отметим, что на настоящий момент среди подписантов письма — такие серьезные специалисты, как доктор философских наук, профессор, председатель регионального Совета «Российского комитета защиты мира» Р. Я. Подоль, заведующий кафедрой «Космические технологии», проректор по науке Рязанского государственного радиотехнического университета, доктор технических наук А. И. Таганов и др. Сбор подписей ведется одновременно в Рязани, Москве, Санкт-Петербурге, Калуге и других городах России.
В тот же день известный специалист по русскому космизму А. Г. Гачева — доктор филологических наук, старший научный сотрудник Института мировой литературы им. А. М. Горького РАН, главный библиотекарь Музея-библиотеки Н. Ф. Федорова — создала онлайн-петицию на сайте change.org. Петиция призывает остановить снос дома Колеминых, организовать общественные слушания о придании зданию статуса объекта культурного наследия и основать в нем в год 160-летия Циолковского музей или мемориальный центр, посвященный основоположникам отечественной космонавтики и космизма.
С этого же дня начался цикл практически ежедневных статей на сайте ИА REGNUM, отражающих актуальное состояние борьбы за дом Циолковского. На момент написания этих строк опубликовано уже девять статей.
24 ноября активистами «Сути времени» создается крупная группа по защите дома Циолковского в социальной сети ВКонтакте. Благодаря этой группе удалось быстро и широко распространить информацию о готовящемся сносе дома Циолковского.
В тот же день на сайте рязанской политической интернет-газеты «В ракурсе» вышли публикации, пытающиеся очернить защитников дома Циолковского. Якобы Циолковский в доме № 40 на Вознесенской никогда не жил, сам дом был построен в 1917 году (дело тут в том, что многие дореволюционные дома имеют по документам БТИ такую датировку), а информация якобы «вброшена в медиапространство с целью дискредитации деятельности властей Рязанской области и города Рязани по обеспечению сохранности памятников истории и культуры»...
Тогда же стало известно, что президент Ассоциации музеев космонавтики Российской Федерации летчик-космонавт В. А. Джанибеков направил письмо министру культуры Мединскому с просьбой разобраться с происходящим в Рязани. В эту Ассоциацию входят все музеи, связанные с космонавтикой и именем Циолковского: калужский, ижевский и московский.
25 ноября на сайте Роскосмоса супруга космонавта О. Новицкого, работающего на данный момент на МКС, разместила обращение в адрес рязанских чиновников: «Неужели мы не сохраним для потомков мемориальный дом, связанный с именем основоположника отечественной, да и мировой космонавтики? Думаю, наши дети и внуки не простят нам подобного варварства...».
В тот же день правнучка Циолковского Е. Тимошенкова, заведующая музеем Циолковского в г. Калуге, дала интервью ТРК «Звезда» в защиту дома своего прадеда.
26 ноября защитниками дома Циолковского был проведен визуальный осмотр внутреннего состояния строения. Осмотр подтвердил архивные свидетельства постройки дома в середине XIX века, а также его пригодность к дальнейшему использованию после ремонта.
28 ноября губернатор Рязанской области О. И. Ковалев дал поручение провести глубокое исследование всех документов, касающихся биографии, научной деятельности и мест пребывания Циолковского в Рязани.
Тем не менее, назначенные на 28 ноября торги на проведение работ по сносу дома Колеминых продолжились, как ни в чем не бывало.
Противники сохранения дома Циолковского приводят самые разнообразные аргументы. Кого-то не устраивает здание как таковое. Кто-то не уверен, что в нем жил Циолковский. Кто-то вообще против музея Циолковского в Рязани. А кто-то — и такие вопиющие случаи встречаются — против самого Циолковского. Но чаще всего в аргументах сторонников сноса проскальзывает одна и та же мысль: зачем сохранять дом, если он такой старый, обветшалый и «некрасивый», если можно построить новый, современный, красивый и технологичный.
Приведем наиболее яркие цитаты из интернет-баталий вокруг дома Циолковского (орфография и пунктуация сохранены):
«И из-за этого его детства сохранять вечно деревянную рухлядь которая в аварийном состоянии?»;
«Если каждое здание, в котором каждый великий что-то где-то был, сохранять, то через какой-то промежуток времени не останется места для строительства новых зданий»;
«Эта деревянная рухлядь — наследие? наследие — это летающие ракеты, это — реализованные и реализующиеся планы, книги в конце концов.
а руины — это не наследие, это каргокульт максимум»;
«Ок, давайте делать музей космонавтики, но деревянный мусор, который в аварийном состоянии, тут при чем?»;
«Этот деревянный мусор становится каргокультом, ибо заняты не реализацией мечты Циолковского, а сохранением каких-то деревяшек».
В общении с новыми варварами неоднократно встречались и высказывания типа «вы бы еще деревенский туалет Циолковского увековечили» и т. п.
В головах молодых людей, писавших сии перлы, явно не присутствует даже тени мысли, что новодел лишен духа истории, памяти места, ее культурной среды. Что человечество не просто так пытается сохранить памятники ушедших дней и эпох. Что именно отношение к истории и культуре отличает цивилизацию от варварства, каким бы технологичным это варварство ни было.
Для Циолковского главной была его мечта о космосе. Нет мечты о космосе — значит, нет желающих не просто работать «на космос», но жертвенно служить ему, в том числе с риском для жизни. А это значит, что через какой-то промежуток времени будет сначала заторможена, а затем попросту свернута вся космическая программа, ведь не будет ясно — зачем всё это. Зачем сохранять культурное наследие великого ученого-самоучки, с дерзкой мечты которого в Рязани начался путь человечества в космос? Зачем покорять космос и выходить из «земной колыбели», когда и тут предостаточно бытовых забот?
К счастью, пока что новые варвары не победили, а дело сохранения наследия Циолковского не оставляет равнодушными множество людей по всей России. Отстоим память о великом ученом — отстоим и его мечту, отстоим и космос. Мы обязаны сделать это — ради нашей истории, будущего наших детей и всего человечества!