1. Война идей
  2. Казачество
Владимир Колдин / ИА Красная Весна /
Казачество играло и играет важную роль в истории России. Важно это понимать и развивать казачество в позитивном русле, исключив разрушающие компоненты

Что представляет собой казачество в современной России? Интервью

Карл Эрнст Гесс. Русские казаки в походе. XIX
Карл Эрнст Гесс. Русские казаки в походе. XIX

Казачество является важной составляющей русской традиции. Казаки веками совершали ратные подвиги, защищали Россию. Однако, на протяжении нашей истории казачество неоднократно использовалось недружественными странами против России. Во время Великой Отечественной войны часть казаков поступила на службу нацистской Германии. А рейхсминистр восточных оккупированных территорий Альфред Розенберг взял на вооружение миф, что казаки являются не славянами, а «арийцами — потомками древнегерманских готов», чтобы убедить их воевать против своей страны.

Для обсуждения различных граней казачества и его важности для России в современных условиях корреспондент ИА Красная Весна побеседовал с кандидатом исторических наук Константином Скибой.

ИА Красная Весна: Есть группы, которые продвигают идею о геноциде казачества в СССР. Может ли быть такая формулировка корректной?

Константин Скиба: Такую формулировку не поддерживает никто из представителей российской академической научной школы. То есть российские ученые — исследователи истории казачества не пользуются этим термином, не принимают его, отвергают. Этот термин был рожден в различных сомнительных, околонаучных и политических, точнее, политиканских кругах, которые использовали этот вопрос ради своих личных амбициозных целей. Сам по себе факт геноцида подразумевает уничтожение только по этническому признаку, что людей убивают только за то, что они принадлежат какому-то народу или общности.

Что касается гибели, потерь, связанных с казачеством, там никогда не было такого, чтобы уничтожали только за принадлежность к казачеству. Если брать репрессивные меры против «белоказаков», то одновременно советская власть поддерживала так называемое «трудовое казачество». В конце концов, существование красных казаков — это факт. Они приняли советскую власть и воевали за нее.

Однако ошибочно будет считать, что все воевавшие за белых казаки были представителями зажиточных слоев, потому что и зажиточные казаки, и бедные казаки были в стане и у красных, и у белых. Разлом происходил по очень сложной линии, многие из них этот лагерь меняли, достаточно вспомнить героя Михаила Шолохова — Мелехова, который побывал и у белых, и у красных. Это достаточно распространенная была схема в то время. Казачество активно участвовало в Революции и Гражданской войне на всех сторонах.

Нельзя забывать и про так называемых казачьих самостийников, автономистов и федералистов, которые ни к белым, ни к красным себя не относили. Они говорили о своем особом третьем казачьем пути, плюс категории, которые условно можно назвать бандитствующими элементами. Одним словом, нет никаких оснований утверждать, что советская власть хотела полностью искоренить казачество только за то, что оно казачество.

Если, например, упоминать так называемый «циркуляр Свердлова» (циркулярное письмо Оргбюро ЦК РКП (б) от 24 января 1919 года «Об отношении к казакам» приписывалось главе ВЦИК РСФСР Якову Свердлову. — Прим. [hyper]), то в нем речь шла о мерах в основном в отношении зажиточных казаков, поддерживавших белых. При этом такая политика была распространена только на территории Верхнего Дона (другие казачьи территории были на тот момент под властью Белого движения), а через полтора месяца эту директиву отменили.

А в 1920 году, например, сдавшуюся Кубанскую армию практически целиком отпустили по домам. Освободили 60 тысяч человек, ничего с них не взяв, кроме подписки, что, если они опять начнут воевать против советской власти, им грозит расстрел. Советская власть надеялась на достижение гражданского мира, умиротворение, на окончание Гражданской войны.

ИА Красная Весна: Можно ли оценить убыль казачества за годы Гражданской войны? Порой называют невероятные цифры.

Скиба: Точной, проверенной статистикой никто не занимался вообще, таких исследований нет. Но сразу хочу заметить, никаких миллионов погибших казаков в результате событий Революции и Гражданской войны не было. Если брать, например, статистику по территории Кубани, Кубанского казачьего войска, то, можно использовать данные, собранные перед Революцией в 1916 году о численности населения, в том числе казачьего (казаков было 42–44% от общего населения Кубани). Потом была советская перепись населения 1926 года, где тоже учитывалось казачество.

По общим оценкам, за годы Первой мировой войны, Революции и Гражданской войны от эпидемии тифа и других всяких инфекционных заболеваний потери составили где-то 250 тысяч человек. И это общие потери населения всей Кубани, а не только казаков.

ИА Красная Весна: В настоящее время есть идеи о казачестве, которые работают на развал государственности?

Скиба: К этому относится конструирование мифа о казачьем этносе, об отдельном от русских казачьем народе. У него свои поклонники, сторонники и активные пропагандисты. Это очень деструктивная идея, крайне опасная вещь. Но эту тему поддерживает часть нынешнего казачества. Хотя еще в 1920–30-х годах многие казаки, ушедшие в эмиграцию, говорили, что этот вопрос не этнографический, а политический. Одним словом, в эмиграции тоже шла активная полемика, там тоже были разные казаки — и самостийники, и единонеделимцы. Но вторых было больше.

А потому зачастую сторонников идеи о казачьем народе в среде эмиграции воспринимали как дурачков. Но они все-таки имели успех в среде казачьей молодежи. Печатали свои вольно-казачьи журналы на деньги, полученные в рамках польского проекта «Прометей» по национальному развалу Советской России. Несмотря на то, что в ходе той, еще эмигрантской, полемики их часто спрашивали: «Что вы делаете? Какой казачий народ? Вы же русские люди, мы вас прекрасно знали всё это время как русских».

А если сейчас спросить представителей этого «вольно-казачьего течения», чего вам надо? Они отвечают: власть, деньги, территории. Надеются, что смогут повернуть всё вспять и устроить на бывших казачьих землях казачью власть, которая будет принадлежать именно тем, кто эту идею о казачьем народе распространяет.

ИА Красная Весна: Что вы можете рассказать о положительной роли казачества в современной России?

Скиба: Слава Богу, далеко не всё казачество у нас вот такое вот, этническо-оппозиционное. Среди казаков много державников, патриотов, которые, например, активно участвуют в специальной военной операции, играют большую роль в сборе помощи для фронта. Также занимаются военно-патриотическим воспитанием молодежи. Современное казачество не единая структура, соответственно, там бродят всякие идеи от откровенного сепаратизма до полной поддержки российской власти, нашей государственности, спецоперации и так далее.

ИА Красная Весна: Что находится в основе идентичности казачества?

Скиба: Проблема в том, что идентичность многие из современных казаков ищут в разных сферах и не всегда находят. Кто-то выступает за возврат в прошлое, то есть уход в архаизацию, считает, что нужно возродить жизнь на казачьих хуторах по прежним традициями. Через знание песен и обрядов, то есть через возрождение казачьего быта, культуры и традиций. Кто-то говорит, что казаки всегда были государевыми слугами, несли военную службу, и поэтому их задача — участвовать в СВО, служить в различных госструктурах.

Например, первый атаман Кубанского войска Владимир Громов, который сейчас находится в негласной оппозиции к казачьему реестру, говорит, что казачество пошло не по тому пути развития, ударилось в служилый компонент, а в основе казачьей идентичности должно быть православие и возрождение казачьей культуры. Он называет казаков нагаечниками, служаками, не знающими ни прежних традиций, ни культуры, никакой связи с прежним казачьим прошлым не имеющими.

ИА Красная Весна: Какие образы нужно использовать для привлечения в казачество молодежи?

Скиба: На данный момент в первую очередь — это герои специальной военной операции и герои Великой Отечественной войны. Единственный нюанс: пока нет казаков из чисто казачьих подразделений, получивших звание Героя России. Но казаков, которые участвуют в СВО и совершают подвиги, конечно, хватает. И есть Великая Отечественная, хотя ее несистемно пропагандируют в казачьей среде. Например, в Кубанском казачьем войске есть поминовения (дни памяти о погибших казаках), они, в основном, посвящены событиям Гражданской войны. Из 15 поминовений только одно касается Великой Отечественной войны, это Кущевские поминовения.

Но детям нужно чаще и больше рассказывать об участии кубанских казаков в различных сражениях той войны. В конце концов, кубанские казаки помогали освобождать и Донбасс, и Одессу. Здесь можно спокойно перебрасывать мостик к современным событиям, но эти все факты мало пропагандируются и малоизвестны среди подрастающего поколения. Это упущение.

ИА Красная Весна: Еще основная часть поминовений посвящены битвам, в которых казаки потерпели поражение.

Скиба: Да, побед там мало. В основном, там, ну как бы, поражение, гибель, расстрел и так далее.

ИА Красная Весна: Подросток, вероятно, не захочет становиться казаком, если ему постоянно говорить о поражениях казачества.

Скиба: Да, это не совсем правильный и позитивный подход. Но что удивляться, если эти поминовения начали создавать на волне возрождения казачества больше всего из расчета обосновать и доказать справедливость казачьих обид на советскую власть. Причем эта тенденция шире. Например, есть теперь такой праздник, День Матери-казачки. Его выдают за древний праздник, которому чуть не 200 лет. На самом деле его создали в конце ХХ века, чтобы противопоставить Международному дню солидарности женщин 8 марта. Идеологический конструкт, созданный на основе антикоммунизма.

Одним словом, в поминовениях часто показывают, как страдали казаки от действий советской власти. Но не упоминают при этом, что устраивали белоказаки. Например, никто не говорит о так называемой майкопской резне в сентябре 1918 года. Рабочие окраины Майкопа были буквально были залиты кровью, когда туда вступили белые части генерала Покровского. В городе есть памятник, который этому посвящен, но к нему особо никто не ходит, поминовения не устраивает…

Почему так? Нынешнее казачество часто создавали люди, у которых были соответствующие идеологические пристрастия: православие, антикоммунизм, монархизм, «казачий народ» и так далее. Уже потом в казачество стали вступать разные люди, но изначально посыл был такой. То есть, его основателями были те люди, для которых красное казачество не было близко и понятно.

И, как уже сказали, многие негативные моменты в тогдашней истории в действиях казачества затушевываются. Например, что среди них во время Гражданской войны было много откровенных сепаратистов и, как бы сейчас сказали, русофобов. Или можно взять нынешние заявления, что казаки — это природные монархисты. На самом деле, когда произошла Февральская революция, казачество активно поддержало отречение царя и падение монархии. Казаки не были никакими записными монархистами, как иногда они себя сейчас представляют в общественном мнении.

Так, например, когда на поминовениях о событиях 1920 года говорят, что казаки погибали за веру, царя и Отечество, это полный бред. На самом деле казаки, и белые, и зеленые, часто были социалистами по своим взглядам. Например, эсерами (Партия социалистов-революционеров, созданная на базе народнических организаций. — Прим. ИА Красная Весна) как казачьи офицеры, лидеры антибольшевистского восстания в Лабинском отделе летом 1918 года. По сути многие из них выступали «За Советы без коммунистов».

ИА Красная Весна: Как вы оцениваете роль антисоветских настроений в рамках казачества в условиях, когда Россия проводит спецоперацию?

Скиба: Она порочна, мы же прекрасно видим, как на СВО часто используют патриотические символы советского периода. Берлинское Знамя Победы часто поднимают над взятыми населенными пунктами, бойцы фотографируются перед памятниками погибшим героям Великой Отечественной или Владимиру Ленину, где они еще не были уничтожены и сброшены с пьедесталов.

Конечно же, для среды современного казачества нельзя сказать, что вот этот антикоммунизм остался доминирующим, как было в 1990-е. Тема, конечно, поутихла, но все равно нет спокойного, ровного, сбалансированного подхода к нашим разным историческим эпохам. Если, например, посмотреть казачьи школьные образовательные программы, там огромные провалы, черные дыры в исторических периодах. Например, ничего не рассказывается о казачестве с 1945 по 1990 год, будто казаки на 50 лет куда-то пропали из нашей истории.

Или ничего не рассказывается о положительных аспектах во взаимоотношениях власти и казаков, которые были в 1920–1930 годах. Это были политические кампании «Лицом к казачеству» 1925 года, «За советское казачество» 1936 года, были клубы ворошиловских всадников, было казачье кино («Кубанцы», «Станица Дальняя»). И, наконец, в 1936 году советский полководец Семён Будённый предлагал оказачить все население Северокавказского и Азово-Черноморского края. Всех в казаки записать предлагал. Но эти моменты не пропагандируются, не популяризируются.

Казачество играло и играет важную роль в истории России. Важно это понимать и развивать казачество в позитивном русле, исключив разрушающие компоненты.