В Пакистане обострилась борьба вокруг изменения закона о выборах
В мае-июне 2023 года власти Пакистана провели массированную операцию по подавлению оппозиционной партии «Движение за справедливость» (ПДС) бывшего премьер-министра Имрана Хана. В результате беспрецедентного давления, формальным поводом для которого стали беспорядки на севере и северо-западе страны 9–11 мая, спровоцированные незаконным арестом Имрана Хана, ПДС покинули многие ведущие руководители всех уровней. В общей сложности было арестовано до 10 тыс. активистов ПДС.
Ударив по главному конкуренту в виде ПДС, правительство Пакистана объявило точную дату завершения полномочий действующих парламентов — 14 августа, после чего должно быть сформировано временное правительство, задачей которого по конституции страны является проведение всеобщих парламентских выборов в течение 60 дней после роспуска парламентов.
Таким образом, политическая борьба вошла в новую фазу, главной линией которой является заявка на масштабное изменение закона о выборах от 2017 года. На этом фоне противостояние правящей партии «Пакистанская мусульманская лига — Наваз» (ПМЛ-Н), возглавляемой бежавшим из страны Навазом Шарифом, а также его давними оппонентами из семейства Бхутто-Зардари, контролирующими вторую по значимости в правительстве «Пакистанскую народную партию» (ПНП), получает новое развитие.
ИА Красная Весна приводит перевод статьи обозревателя одного из крупнейших экономических и политических изданий Пакистана, The Express Tribune, Ризвана Шехзада, в которой автор рассматривает особенности борьбы вокруг поправок к закону о выборах.
28 июля 2017 года Верховный суд Пакистана дисквалифицировал тогдашнего премьер-министра Наваза Шарифа за то, что он не раскрыл в документах о выдвижении на выборы зарплату, которую он получал от компании Capital FZE, расположенной в Дубае и принадлежащей одному из его сыновей.
Хотя Наваз настаивал на том, что он не получал никакой зарплаты от компании, Верховный суд, опираясь на юридический словарь Блэка, постановил, что он был «нечестен», не декларируя «дебиторскую зарплату» в своих документах о выдвижении на выборах 2013 года, как того требует раздел 12 (2) (f) Закона о депутатах.
Теперь комитет, сформированный правительством во главе с ПМЛ-Н, рассматривает предложенную поправку, которая направлена на добавление фразы «дебиторская задолженность» к определению активов, содержащемуся в разделе 2 Закона о выборах 2017 года, чтобы устранить двусмысленность, которая привела к уходу Наваза.
На данный момент Комитет по избирательным реформам провел несколько закрытых заседаний для обсуждения примерно 70 предлагаемых поправок к Закону о выборах 2017 года. Предложения, выдвинутые различными политическими партиями, касаются ряда вопросов, включая задержку с объявлением результатов выборов и введение запрета политической партии.
Камеры наблюдения на избирательных участках
В недавно предложенном разделе 59А (установка камер наблюдения) говорится, что Избирательная комиссия Пакистана (ИКП) должна организовать установку камер наблюдения в каждой кабинке для голосования на всех избирательных участках для записи хода голосования, подсчета бюллетеней и подготовки результатов председательствующим.
В предложении 59А (2) говорится, что камера наблюдения не должна нарушать тайну голосования и неприкосновенность частной жизни избирателя, который заполняет избирательный бюллетень.
По завершении разбирательства в соответствии с подпунктом 3 статьи 90 председательствующий должен опечатать камеру наблюдения с ее записью в пакете, предусмотренном для этой цели, и передать ее вместе с результатом и другими пакетами ответственному представителю Избирательной комиссии Пакистана (ИКП).
В пункте 5 статьи 59А говорится, что запись может быть просмотрена ИКП в связи с осуществлением своих полномочий в соответствии с законом или избирательным трибуналом в связи с рассмотрением избирательной петиции, как это предусмотрено в статье 155.
Копия записи может быть также предоставлена при оплате установленных расходов участвующим в выборах кандидатам.
В разделе замечаний о камерах наблюдения говорится, что если установка камер во всех кабинах для голосования неприемлема на том основании, что она является непомерно дорогостоящей, новый раздел может предусматривать установку камер только на «особо чувствительных» избирательных участках, где имеются основания или подозрения в фальсификации.
Пакистанцы, проживающие за рубежом, не голосуют
Похоже, что пакистанцы, проживающие за рубежом, не смогут голосовать на предстоящих всеобщих выборах, поскольку документы показывают, что формулировка раздела 94 (голосование пакистанцев, проживающих за рубежом) была возвращена к первоначальной формулировке раздела.
«ИКП может осуществить пилотные проекты по голосованию пакистанцев, проживающих за рубежом, на дополнительных выборах, чтобы убедиться в технической эффективности, секретности, безопасности и финансовой осуществимости такого голосования… [Оно] должно поделиться результатами с правительством, которое должно в течение пятнадцати дней с момента заседания правительства после получения отчета представить его обеим палатам парламента», — говорится в первоначальной формулировке.
Предлагаемая поправка гласит, что ИКП должна поделиться консолидированными результатами вместе с рекомендациями в форме отчета правительству, которое представит их в парламент и организует обсуждение по ним с последующим принятием соответствующего законодательства.
Расходы на выборы
Было предложено увеличить максимальный лимит расходов на выборы в федеральный парламент с 4 млн рупий (1,32 млн руб.) до 10 млн рупий (3,3 млн руб) из расчета на одно место в парламенте. Для места в провинциальной ассамблее максимальный предел расходов на выборы должен составлять от 2 до 4 млн рупий.
Финансирование избирательных кампаний
Предлагаемая поправка к разделу 211 гласит, что финансирование избирательной кампании политической партии, список жертвователей и суммы должны быть более четкими в терминах, уточнив, что «сумма учитываемых взносов должна быть равна или превышать 1 млн рупий (330 тыс. руб.), а не 100 тыс. рупий, как было до этого».
Иностранное финансирование
Предлагаемая поправка к статье 213 гласит, что «если политическая партия признана виновной в иностранном финансировании, члены указанной партии в Национальном собрании и провинциальном собрании перестают быть таковыми».
Роспуск политической партии
Комитет отказался от предложения превратить парламент в высший орган власти по вопросам, связанным с запретом партии или аннулированием членства депутата. Выступая перед СМИ после заседания комитета на прошлой неделе, министр юстиции Азам Назир Тарар подтвердил, что отказался от этого предложения.
Передача результатов
Что касается системы передачи результатов (RTS), то в предлагаемых поправках говорится, что председательствующее должностное лицо должно немедленно сделать снимок результата подсчета и отправить снимок в электронном виде или с помощью других соответствующих технологий соответствующим органам.
В случае, если подключение к Интернету отсутствует или практически невозможно отправить результаты в электронном виде, «председательствующее должностное лицо немедленно приступает к физическому ознакомлению с результатами представителя ИКП».
Одновременно ИКП размещает на своем веб-сайте снимок результатов подсчета, полученный от сотрудника.
Население
Что касается населения избирательных округов, формирующих парламент или орган местного самоуправления, то было предложено, чтобы не было необходимости строго придерживаться существующих границ округов. Однако министр торговли Сейид Навид Камар, среди прочих, предложил, чтобы ИКП не вело строгого учета границ округов при проведении разграничений.
Другие нормы
Путем замены в статье 35 было предложено, чтобы после каждого пересмотра в соответствии со статьей 23 ответственное должностное лицо публиковало обновленный список избирателей по каждому избирательному округу.
Это должно осуществляться тогда, когда он убедится, что все граждане в возрасте от 18 лет, которым были выданы электронные национальные удостоверения личности (CNIC) в соответствии с информацией, предоставленной Национальным органом регистрации баз данных (NADRA), были внесены в список избирателей этого района.
Помимо возбуждения дисциплинарного разбирательства, новый подраздел статьи 55 уполномочил ИКП возбуждать уголовное преследование в отношении соответствующего должностного лица, ответственного за проведение выборов, и государственного служащего или любого другого лица, находящегося на госслужбе, которое препятствует проведению выборов.
Новый пункт статьи 59 предлагает, чтобы в одном здании было расположено не более двух избирательных участков.
Как видно из написанного, одним из основных пунктов для изменения является норма, препятствующая Навазу Шарифу, лидеру правящей партии ПМЛ-Н, вновь возглавить партию на выборах.
Кроме того, запрет на голосование пакистанцев, проживающих за рубежом в совокупности с правилами запрета политической партии является прямой атакой на уже упомянутую ПДС, которая имеет обширную поддержку из числа экспатов Пакистана, и которую ИКП уже обвинила в получении «иностранного финансирования».
Также необходимо отметить очевидное напускание тумана по поводу учета голосов на избирательных участках. «Ослабление» контроля за границами округов очевидно может дать богатейшую почву для махинаций, вроде «каруселей» и прочих «выборных технологий».
(теги пока скрыты для внешних читателей)