Эксперт: в антимусорном протесте произошла подмена понятий
Уже почти полгода население Русского Севера протестует против ввоза бытового мусора из Москвы и нарушений закона при строительстве соответствующего объекта для приема этого мусора на станции Шиес, что в Архангельской области. Началось все, очевидно, с соглашения действующего губернатора Архангельской области Игоря Орлова с московским правительством, которое в связи с новым законодательством стало испытывать трудности с размещением бытовых отходов.
В связи с этим, по информации в СМИ, РЖД совместно с Минприроды, губернаторами регионов и организациями-операторами по сбору и утилизации отходов стали разрабатывать проект по вывозу ТБО из мегаполисов на полигоны в отдаленных субъектах Федерации железнодорожным транспортом в специальных вагонах.
По планам проектировщиков, одна из таких площадок мусороперерабатывающего комплекса (МПК) должна разместиться недалеко от ж/д станции Шиес Ленского района Архангельской области, что в 30 километрах от поселка Урдома и в 150 километрах от города Котласа. Это вызвало беспокойство местных жителей.
Воды реки Вычегды, рядом с которой планируется новый полигон, впадают в Северную Двину, из которой производится водозабор для нужд Архангельска. Возникли и другие опасения, связанные с воздействием привозного мусора на природу региона. С течением времени тема строительства новых полигонов для хранения ТБО стала общей областной темой для протестов населения. Но произошло смешение нескольких тем: привоз московского мусора в регион, строительство нового полигона под Северодвинском, строительство других полигонов и нарушение законодательства РФ при строительстве конкретного объекта в Шиесе. Коих нашлось не мало.
Это делает выполнение условий протестущих невозможным. Если протестовать вообще против мусора, то ничего не получится кроме «Орлова в отставку». Так и случилось, когда сторонники внесистемного оппозиционера Алексея Навального объявили в области единый день протеста. Митинг в Архангельске освещается в СМИ преимущественно как митинг против первого лица области. Но приблизило ли это нас к решению проблем утилизации мусора?
Мы решили поговорить о проблеме утилизации отходов со специалистом в этом вопросе, посодействовав таким образом распутыванию клубка «мусорных» проблем на Русском Севере.
Василий Львович, вы не понаслышке знакомы с проблемами утилизации твердых бытовых отходов \ТБО\?
Непосредственно организацией экологических мероприятий я занимаюсь 4 года. Цели нашей организации — это популяризация здорового образ жизни и экологическое образование старшеклассников и жителей региона в целом.
За моей спиной нет никаких общественных организаций и политических партий. Никаких спонсоров нет. Это моя гражданская позиция — мы должны жить в экологически чистом регионе, мы должны его беречь.
У меня есть основная работа. Проекты и акции, которые я провожу, я провожу за свои деньги. Например, мы организуем сбор макулатуры среди школьников, которую мы передаем Котласскому перерабатывающему предприятию. На вырученные деньги я организую поставку по взаимозачету полимерно-песчаной плитки, которая также изготавливается на существующих в регионе мощностях по переработке некоторых видов бытового пластика и песка, но уже в Северодвинске. Я отправляю эту плитку школе, которая собирала макулатуру. Таким образом школьники приучаются к ответственному поведению и видят конкретные положительные результаты своей деятельности.
Кстати, оборудование для производства такой плитки очень сложное. Три года назад я участвовал в его установке и настройке. И могу ответственно заявить, что настройка такого оборудования — это очень непростое дело. И не так много специалистов в регионе, которые бы взялись за это.
Известно, что вы также с первых дней участвуете в протестах против строительства полигона для хранения ТБО в Рикасихе, что под Северодвинском.
Я выступал на первом митинге в Северодвинске, позже меня включили в рабочую группу при областном собрании депутатов по вопросу выделения земельного участка для строительства Рикасихинского полигона. Я также присутствовал на общественных слушаниях, где обсуждались проекты технопарка в Шиесе и свалки в Рикасихе. Мне давали слово, но этого было мало, чтобы рассказать о всех возможностях по решению проблемы бытового мусора в регионе. Поэтому я и попросился в рабочую группу.
А как вы относитесь к прошедшим в Архангельске и в других городах области митингам, посвященным тематике хранения и переботки мусора?
Я сам выступал на митинге в Архангельске 2 декабря. Меня поразило практически полное отсутствие конструктива. Множество политических лозунгов. Рядом со сценой было несколько пьяных людей.
Это очень опасно, так как понятно, с каким презрением власть будет относиться к таким собраниям. Это именно презрение.
Я считаю, что существует два вида митингов. Первый вариант — это возможность диалога и выработки решения насущной проблемы. Это как зацепка, платформа для дальнейших шагов. А второй вариант — это возможность «выпустить пар». Я считаю, что митинг в Архангельске, по задумке, был именно для «выпуска пара».
Согласен. Я услышал только одну конструктивную речь. От вас.
Я говорил и Никите Исаеву (один из выступавших на митинге — прим. ИА Красная Весна) и Пескову (экс-координатор закрытого штаба Навального, один из организаторов митингов 2 декабря — прим. ИА Красная Весна), что, выступая с деструктивными посылами, они как раз «выпускают пар». Я уже на первом митинге в Северодвинске у стадиона «Север» 25 июля 2018 года попросил всех искать варианты взаимодействия с властью. А теперь мы слышим: Орлов, уходи в отставку. Раньше говорили — запретить ввоз московского мусора. А теперь говорят — пошел вон. Произошла подмена понятий. Ведь задача в первую очередь создать живую эффективную систему утилизации/переработки/захоронения отходов. Так об этом и надо говорить.
Проблема свалок в Архангельской области существует. Но, как видим, множество различных сил пытаются на этом сыграть. По-моему ведь всем понятно, что убрать/менять власть, — это тупиковый путь. Есть же закон, его надо исполнять. Придет новый губернатор, он должен будет исполнять закон, и новые полигоны также будут предлагать построить. Да и кто сказал, что придет кто-то лучше Игоря Анатольевича Орлова? Обращение к федеральным властям — это тоже тупиковый путь. Никакой Путин нам не поможет. Решение вопроса только в наших руках. Для меня это очевидно. А обращение к западным структурам — это не только тупиковый, но и позорный путь.
А другие возможности есть?
Конечно. Проблему утилизации мусора можно решить на уже существующей в регионе производственной базе. Есть полноценная программа по использованию существующих предприятий для решения проблемы утилизации мусора.
Мы можем в три этапа решить проблему раздельного сбора и утилизации мусора.
Программа подразумевает первый контур — сбор макулатуры и пластика при школах трех городов: Архангельска, Северодвинска и Новодвинска. Некоторые школы уже являются нашими давними партнерами и согласны участвовать в программе.
Что это значит для простого жителя? К примеру, он считает необходимым разделять мусор. Тогда он получает возможность в тот или иной месяц относить предварительно разделенный мусор к той или иной школе. А мы организуем его доставку к переработчику.
Следующим шагом мы планируем внедрение второго контура. За счет перерабатывающих предприятий мы организуем площадки в каждом дворе по принципу двух контейнеров: полезное — неполезное. Почему двух? Сбор сразу во многие контейнеры пока рано вводить. Мы должны дать людям возможность разобраться в вопросе, понять, что можно переработать, а что переработке не поддается.
Это даст очень серьезный результат. По оценкам специалистов, 60% существующего мусора уже можно переработать. Представьте, поток ТБО из города уменьшится более чем на половину. Это позволит сделать вопрос строительства новых свалок значительно менее острым.
Можно будет разгрузить уже существующие полигоны. Можно будет проводить поэтапную их рекультивацию. Когда мусор вывозится на одну половину территории, а на другой идут работы по рекультивации, облагораживанию.
Третий контур — это создание полноценного сортировочного-перерабатывающего центра. Планируется, что сжигать придется только деревянный мусор. А это значительно снижает остроту претензий экологов. Важно то, что существующие предприятия готовы вложить до 60 миллионов рублей в этот проект. А у одного из предприятий в Северодвинске есть помещение рядом с полигоном, которое можно использовать для этого центра.
В рамках этой же программы мы предусматриваем чтение лекций для школьников и населения. Лекции уже готовы.
А какие препятствия Вы видите для воплощения этого плана?
Если воплощать этот план, то никаких препятствий не будет. Однако для этого нужна политическая воля. А власть колеблется. Нашему проекту появилась альтернатива. Недавно заявило о себе предприятие, которое планирует построить параллельную схему сбора мусора.
Я объяснял мэру Северодвинска, отдельным представителям областного правительства, что новая компания не нужна. Что быстрее и важнее загрузить уже существующие в регионе мощности. Важно дать возможность местным предпринимателям инвестировать в регион. Тем более, что инвестиции подразумеваются не только финансовые. Очень важно то, что высококлассные специалисты готовы инвестировать свой опыт, передать его жителям области.
Мы не видим на предложенном предприятии таких специалистов. Без них даже весьма скромные планы, которые заявляет компания, сложно будет выполнить.
У меня есть основания полагать, что новая компания возникла только потому, что планируется существенно повысить тариф на вывоз мусора. Это будет очень прибыльное дело и, возможно, кто-то из депутатов имеет какой-то интерес в лоббировании нового предприятия.
А чем может показаться ваше предложение более интересным для жителей нашей области?
Если примут наш вариант, мы можем использовать уже существующие свалки. Новая свалка в Рикасихе уже будет не нужна. А на существующих свалках мы сможем постепенно производить рекультивацию без вывода их из эксплуатации.
Я уже записался на индивидуальный прием к депутату Архангельского областного собрания депутатов Александру Владимировичу Дятлову. Идет диалог и с другими депутатами.
Обещайте, что поставите нас в известность относительно реакции чиновников на ваш план.
Обещаю, созвонимся.
Спасибо за интересное, содержательное интервью.