1. Экономическая война
  2. Борьба с бедностью
Перевод ИА Красная Весна /
Социальное неравенство растет и подпитывается властью корпораций, 1% самых богатых людей владеет 43% всех мировых богатств

Почему богатые становятся всё богаче, а бедные всё беднее? Отчет Oxfam

Леонардо Аленса и Нието. Раздача супа
Леонардо Аленса и Нието. Раздача супа

Социальное неравенство сегодня является одной из самых серьезных проблем человечества. Разрыв между богатыми и бедными нарастает: кто-то купается в роскоши в то время, как огромная часть населения живет за чертой бедности и оказывается лишенной самого необходимого.

Ситуация не становится лучше — напротив, она усугубляется с каждым годом. Объединение благотворительных организаций Oxfam представило очередной ежегодный доклад, посвященный теме социального неравенства. ИА Красная Весна приводит краткое содержание данного доклада.

Богатые богатеют, а бедные становятся еще беднее

С 2020 года пять богатейших людей в мире увеличили свое состояние более чем вдвое, в то время как почти 5 млрд человек стали беднее. Если бы каждый из пяти богатейших людей каждый день тратил по $1 млн ежедневно, им потребовалось бы 476 лет, чтобы потратить всё.

В это время миллионы людей вынуждены выполнять тяжелую работу, получая за это низкую заработную плату. При этом инфляция не стоит на месте.

«Цены во всем мире опережают заработную плату, и сотни миллионов людей видят, что их зарплата с каждым месяцем сокращается, и их перспективы на лучшее будущее исчезают», — отмечается в докладе.

Между тем миллиардеры продолжают богатеть. И сегодня они на $3,3 трлн, или на 34% богаче, чем они были в начале этого кризисного десятилетия, причем их состояние растет в три раза быстрее, чем уровень инфляции.

Так, к примеру, состояние основателя интернет-компании Amazon Джеффа Безоса, который в 2017 году был признан самым богатым человеком планеты по версии Forbes, с 2020 года увеличилось с $167,4 млрд еще на $32,7 млрд. Миллиардер слетал в космос за $5,5 млрд.

«Мы обнаружили, что 1% самых богатых людей владеет 43% всех мировых финансовых активов. На Ближнем Востоке 1% самых богатых людей владеет 48% финансового состояния; в Азии 1% самых богатых владеет 50% богатств; а в Европе 1% самых богатых владеет 47% богатств», — говорится в отчете.

При этом возросло и глобальное неравенство — между Глобальным Севером (к нему относят страны Европы и Северной Америки, Австралию, Японию, Израиль) и Глобальным Югом (Индия, Китай, Бразилия, Мексика, африканские страны и др.) Так, на Север приходится 69,3% всего мирового дохода и 74,2% доходов миллиардеров. При этом в этом регионе проживает всего 20,6% населения земного шара.

Другими крупными богачами, которые продолжают наживаться даже в период кризиса, являются глобальные корпорации. Для них два минувших десятилетия оказались необычайно прибыльными. Особенно это относится к последним годам: крупнейшие фирмы получили скачок прибыли на 89% в 2021 и 2022 годах, а 2023 год, по предварительным оценкам, побьет все рекорды.

Мир под пятой корпораций

Резко растущее богатство миллиардеров и раздувающаяся власть корпораций и монополий — явления, которые тесно взаимосвязаны. Самые богатые люди являются не только крупнейшими выгодополучателями в глобальной экономике, но и осуществляют значительный контроль над ней.

Семь из десяти крупнейших корпораций в мире имеют миллиардера в качестве генерального директора или основного акционера. Миллиардеры способны наращивать власть корпораций за счет усиления монополии и концентрации рынка, причем это поддерживается правительствами. В результате акционеры получают всё большую прибыль, и это делается за счет остального населения.

В докладе описываются различные способы, с помощью которых крупные корпорации подпитывают неравенство. В частности, они используют свою власть для снижения заработной платы работникам, перераспределяя прибыль богачам.

Ссылаясь на собственный анализ, авторы доклада утверждают, что 791 миллион трудящихся столкнулись с тем, что их зарплата не поспевает за инфляцией В результате они за последние два года потеряли $1,5 трлн.

Кроме того, корпорации используют свое влияние для противодействия тем мерам, которые направлены на поддержку интересов работников. К примеру, это может быть продвижение реформ, подрывающих права трудящихся, сопротивление повышению минимальной заработной платы, политические ограничения на создание профсоюзов и т. п.

Корпорации и их богатые владельцы также усиливают неравенство, уклоняясь от уплаты налогов. Они ведут весьма эффективную борьбу с налогообложением. Установленная законом ставка корпоративного подоходного налога в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) снизилась более чем вдвое с 1980 года.

По сути, это еще одно снижение налогов для богатых. К тому же это лишило правительства по всему миру, и особенно на Глобальном Юге, триллионов долларов США, которые можно было бы использовать для сокращения неравенства и искоренения бедности.

«Каждый уклоняющийся от уплаты налогов доллар — это медсестра, которую никогда не наймут, или школа, которую не построят», — говорится в докладе.

Еще одним способом является приватизация. Во всем мире власть корпораций безжалостно вторгается в госсектор, превращая его в товар. В том числе, это касается сфер образования, здравоохранения, ЖКХ. Приватизация подрывает способность правительств предоставлять населению высококачественные государственные услуги.

При этом Всемирный банк и другие организации, от которых зависит распределение финансовых потоков, ставят в приоритет предоставление частных услуг. То есть, как утверждается в статье, они «используют государственные деньги для обеспечения прибыли корпораций, а не прав человека».

Приватизация может стимулировать рост неравенства в жизненно важных областях. Богатые имеют доступ к качественным медицине и образованию, а бедные нет. И этот разрыв увеличивается. К примеру, представителям касты неприкасаемых в Индии оказываются не по карману расходы в частном секторе здравоохранения и образования, они сталкиваются с открытой дискриминацией в этих сферах.

«Мы переживаем новую эру монопольной власти. Небольшое число постоянно растущих корпораций обладают исключительным влиянием на экономику и правительства», — подчеркивается в докладе.

Реально ли побороть социальное неравенство?

Авторы доклада предлагают «радикально повысить уровень равенства в мире на национальном и глобальном уровнях». Утверждается, что эта цель должна быть самым неотложным приоритетом человечества, и правительства всех стран должны разработать конкретные планы по сокращению неравенства.

Авторы подчеркивают, что общий доход 10% самых богатых людей не должен быть больше общего дохода 40% самых бедных. Для этого правительства должны организовывать сбор высококачественных данных о доходах, и даже самые богатые люди не должны иметь возможности избежать учета. Кроме того, странам следует проводить ежегодные оценки влияния проводимой там политики на повышение благосостояния всех граждан и сведение к минимуму неравенства.

В докладе особое внимание уделяется обузданию власти корпораций. Для этого предлагается «оживить государство», то есть сделать его сильным, способным формировать рынок, противостоять корпорациям, регулировать частные предприятия и в целом управлять экономикой.

Также утверждается, что необходимо создать другую структуру бизнеса, которая будет преследовать двойную цель — финансовую устойчивость и социальную направленность. В качестве примеров приводятся рабочие кооперативы, социальные предприятия и компании, которые принадлежат работникам и управляются в их интересах. Собственность на таких предприятиях не сконцентрирована, поэтому прибыль распределяется более справедливо. Правительства, со своей стороны, могут поддержать подобный альтернативный бизнес.

Политических лидеров призывают «прислушаться к своим гражданам, которые требуют более справедливой и процветающей экономики для всех». Сегодня доминирующим является бизнес, который служит капиталу, поддерживаемому монополистами и финансистами.

Но при этом есть и альтернатива — «та, в которой преобразующая государственная власть XXI века перепрофилирует нашу экономику». В такой модели бизнес будет служить не только избранным, но учитывать интересы всех трудящихся.

«Этот выбор, прежде всего, должны сделать правительства, а граждане всего мира должны объединиться, чтобы выступить за то, чтобы это стало реальностью», — резюмируется в отчете.