Ленин — это Махатма, человек, «обладающий великим духом» — интервью
В преддверии юбилейной даты, 150-летия со дня рождения создателя СССР Владимира Ильича Ленина, корреспондент ИА Красная Весна взял интервью у Георгия Хмуркина — московского исследователя, автора книг «Предчувствие Ленина» (2017) и «Церковь и революционный террор» (2018), в которых обсуждается феномен личности Владимира Ильича Ленина, рассказывается о его отношении к различным вероисповеданиям, Русской Православной Церкви и верующим, а также подробно разбирается вопрос о численности православного духовенства, погибшего в первые советские годы.
ИА Красная Весна: Если бы Вы были президентом России, то что бы Вы считали правильным сделать в день 150-летия Ленина для себя лично и для страны в целом?
— Очень легко, сидя на кухне, в тепле и комфорте, когда ты несешь ответственность только за свою семью, рассуждать о том, как следовало бы поступить человеку, который отвечает за жизнь 140 млн. человек и которому приходится работать, я уверен, в очень непростых условиях.
Все должны трудиться на своем месте и выполнять свою жизненную задачу. Лично мне хотелось бы, чтобы каждая важная дата, связанная с Лениным, приближала население России и других стран к осмыслению этой фигуры. Знаю, что книгами о Ленине интересуются не только у нас, но и за рубежом. Мне кажется, пришло время для более синтетичного восприятия этой необычной личности, складывания каких-то новых форм, в которых будут воплощаться идеи Владимира Ильича.
ИА Красная Весна: Есть ли какой-то эпизод в Вашей жизни, какое-то событие, которое было бы как-то связано с Лениным — его делами, трудами, мыслями? Расскажите о нем, пожалуйста.
— Последние годы я много пишу о Ленине, выступаю с лекциями в разных городах, издал две книги. Одна — о Ленине, вторая — о ленинском времени, точнее, о том, что стоит за рассказами о «геноциде священников», который якобы проводился в первые годы после Октябрьской революции. В общем-то, Ленин — основная фигура в моем научном и публицистическом творчестве.
ИА Красная Весна: Имеет ли фигура Ленина какое-то значение для Вас лично?
— Ленин для меня — это не только видный политик, лидер, общественный деятель, но один из духовных подвижников мирового значения. По историческим меркам он жил относительно недавно, до нас дошли его личные вещи, гигантский архив, масса воспоминаний о нем. А значит, у нас есть возможность почувствовать его, прикоснуться к нему краешком своей души. И это прикосновение очень вдохновляет. Иногда, в трудные моменты жизни, я ловлю себя на мысли: а как бы поступил Владимир Ильич на моем месте, как бы он отнесся к той или иной ситуации, к тому или иному человеку?
Вот вам интересный штрих. Начало 1920-х гг., страна начинает оправляться от последствий гражданской войны, только-только выходит из тисков «военного коммунизма», примеряет НЭП. И в это время Ленин, между прочим, знакомится с деятельностью философа-космиста, калужского изобретателя Константина Эдуардовича Циолковского. Под впечатлением от этого знакомства Владимир Ильич делает распоряжение: «Вы ему обязательно увеличьте субсидии для работы. Обязательно. В его руках ключ к будущему. Как он сказал? „Люди полетят в Космос!“ Замечательно!». 9 ноября 1921 г. Ленин подписывает постановление Совета народных комиссаров о пожизненной усиленной пенсии К. Э. Циолковскому. Вы понимаете, насколько проницательным надо быть, чтобы в полуразрушенной, голодающей стране мечтать о полетах в космос?! Ленин обладал необычным мышлением, заглядывал далеко вперед.
ИА Красная Весна: Как, по Вашему мнению, выглядит Ленин в сравнении с другими правителями России: дореволюционными, советскими и постсоветскими?
— Это был абсолютно бесстрашный и абсолютно самоотверженный человек. Думаю, наиболее подходящее сравнение Ленина — с Петром I. Он так же мудро и взвешено принимал суровые, подчас жесткие решения в очень непростое для страны время, его действиями тоже руководили принципы общего блага и государственного интереса. Встряхнуть страну от спячки, смести отжившие формы, поднять промышленность, армию, флот — всё это, несомненно, отвечало национальным потребностям строящейся, обновлявшейся России начала XVIII в.
Ленин был столь же решительным, не боялся брать на себя ответственность за грандиозные процессы. Чего стоит одна только электрификация страны! Но Ленин, прежде всего, взялся за самого человека, за его природу, и тем самым — за воспитание всего человечества. Не зря же в Индии, например, Ленина считают Махатмой, что в переводе с санскрита означает «обладающий великим духом».
ИА Красная Весна: Каков, по Вашему мнению, главный вклад Ленина в историю России и, может быть, всего мира?
— Ленин поставил перед обществом нравственную проблему. Он задал такие вопросы, от которых никто не может уйти: о личном и общем, о соотношении материального и духовного, о том, что такое свобода, и какою должна быть наша страна и мир в будущем. В конечном счете, все эти вопросы сводятся к одному — «кто ты и куда идешь?». Причем не только сформулировал вопросы, это может сделать любой человек. Он начал действовать, тем самым показав, что всякое неподвижное философствование — это пошлость. И Ленин слишком остро, религиозно остро поставил свои вопросы перед человеком. Недаром вооруженная борьба кончилась в середине 1923 г., а в умах она продолжается по сей день — почитайте книгу отзывов любой выставки о гражданской войне!
ИА Красная Весна: Как Вы оцениваете известные мифы о Ленине — будто бы он был немецким шпионом, будто бы он был кровавый палач и пр.?
— В конце 1980-х — начале 1990-х гг. в нашей стране открылись архивы, развернулось свободное обсуждение многих ранее табуированных тем. Признаться, на первых порах знакомства с ленинской темой я был убежден, что в результате этих перемен исследователям действительно открылось нечто совершенно новое, всплыли на поверхность какие-то «страшные тайны» советского времени. Однако по мере моего погружения в материал стало понятно, что ничего подобного не произошло. Общая картина событий, начертанная советскими историками, не изменилась. Конечно, стали известны многие интересные детали, но принципиально ничего нового ни о Ленине, ни о его времени мы не узнали. Для тех, кто хорошо знал биографию Ленина и историю революции по советским трудам, никаких неожиданностей при рассекречивании не оказалось.
Шумиха, поднятая вокруг новых ленинских бумаг, — это просто следствие того, что люди в основном не интересовались историей. Во всех библиотеках страны стояло Полное собрание сочинений Ленина, но кто, кроме историков и философов, его читал? Да мало кто! В итоге в 1990-е гг. в газетах циркулировали некоторые высказывания Ленина из Полного собрания, которые преподносились как сенсационные открытия. И ведь люди велись на это!
Стоит добавить, что вместе с новыми фактами в 1990-е гг. в российском информационном пространстве «активизировалось» множество мифов — про его якобы «шпионство» и т. п. Практически все они имели вековую давность, но ни тогда, ни сейчас историки не нашли им никаких подтверждений. На многие из них специалисты смотрят именно как на мифы, рожденные революционной «смутой», а в массовом сознании весь этот информационный мусор продолжает жить как некая «страшная правда», которую якобы 70 лет от нас скрывали.
Вообще, разрыв между массовыми представлениями и научным знанием (разумеется, обогащенный открывшимися новыми данными) очень удручает. И научное сообщество, на мой взгляд, несет за это большую ответственность. Кому как не историкам бороться за чистоту знания!
ИА Красная Весна: Прокомментируйте, пожалуйста, высказывания Путина об атомной бомбе, которую Ленин, по мнению президента, заложил под Россию, о коммунизме как красивой, но вредной сказке и тому подобные высказывания.
— Понимаете, определенным образом настроенная элита ждет от Путина вполне определенных высказываний, своего рода сигналов: «мы с тобой одной крови, ты и я». Для нашей элиты идеи коммунизма, Ленин, Мавзолей — как кость в горле, она на дух всё это не переносит. Ей органически противно всё, что связано с идеей равенства людей, общинножития, бессеребренничества, настоящего труда в поте лица.
А теперь вопрос. Вот перед нами человек, прошедший все ступени иерархии КГБ-ФСБ. Это же очень серьезная школа воспитания, глубочайшая личностная трансформация. В таких структурах воспитывают абсолютно преданных идее людей, готовых при необходимости и здоровье, и жизнь положить за идею, за безопасность государства и народа. Путин — человек этой системы. И представить себе, что он 2/3 жизни жил одной идеей, а потом резко развернулся на 180 градусов, лично мне не по силам.
Потом, знаете, все эти устойчивые фразы про «заложил бомбу», про «коммунизм как сказку», про «10 тысяч непонятно зачем убитых священников» и т. п. — все они настолько штампованные, что как-то не вяжутся у меня с представлением об образованном, разностороннем человеке, каковым, вне всяких сомнений, является Путин. А вспомните, какие у него любимые фильмы? «Чапаев» и «Щит и меч». Интересно, не правда ли? В одном из интервью его спросили, какое событие стало наиболее значительным в его жизни? Он ответил, что разрушение Советского Союза…
Думаю, наш президент не так прост, как, может быть, выглядит в глазах светских тусовщиков, которые считают себя элитой. Вы, кстати, в курсе, что недавно он подписал специальное постановление о целевом выделении крупной суммы денег на капитальный ремонт Дома-музея Ленина в Кокушкино (Татарстан)? Деталь, а ведь о таких вещах никто не задумывается.
ИА Красная Весна: Как Вы относитесь к тому, что на 9 мая драпируют Мавзолей Ленина?
— Причина здесь, я думаю, того же порядка. Годы идут, а Мавзолей стоит. Годы идут, а на башнях Кремля горят рубиновые пятиконечные звезды. В московском метрополитене масса портретов Владимира Ильича… Объяснять все это неким психологическим маневром, выжиданием, когда уйдет старое поколение, сохранением нашего культурного наследия? Ну да, можно. Но, опять же, мне кажется, причина глубже. Мавзолей — это постоянный молчаливый укор Русского мира тем, кто не является русским по своему мироощущению.
Под Русским миром я понимаю не географическую зону или национальность, а разбросанную по земному шару общность людей, которые являются носителями определенной ценностной системы, связанной с идеей братства народов, способностью отдать жизнь «за други своя», готовностью к трудовому и боевому подвижничеству. Как ни стараются политтехнологи «вычистить» из нашей души это здоровое ядро, а ведь не получается и, я думаю, не получится. Не понимают они наше устройство.
ИА Красная Весна: Как, по-вашему, соотносятся Маркс и Ленин?
— Как Иоанн Предтеча и Христос.
ИА Красная Весна: Как Вы оцениваете утверждение некоторых публицистов о том, что партия предала Ленина в конце его жизни?
— Почему же публицистов? Такое впечатление складывается и из работ вполне достойных профессиональных историков. Они, разумеется, не произносят слово «предательство», это терминология этическая, идеологическая, политическая (а от всего этого историческая наука старается дистанцироваться). Но то, что с Лениным в конце его политической жизни считались все меньше и меньше, «задвигали» его куда подальше, это факт.
С самого начала болезни Ленина в 1922 г. весь ход лечения, все действия врачей согласовывались с Политбюро, причем Троцкий чуть ли не в приказном тоне говорил врачам, лечившим Владимира Ильича, о недопустимости послабления режима для пациента, в противном случае он предлагал выпустить прямое постановление ЦК партии о строгом соблюдении всех режимных предписаний. Другая показательная деталь: Ленин, сам по себе скромный и в быту весьма неприхотливый, отчаянно добивался того, чтобы одного врача-немца отстранили от лечения, и тем не менее Троцкий, Сталин, Зиновьев, Каменев, Томский единодушно отказывались, причем дошло до того, что Ленин в знак протеста перестал соблюдать режим. Сталин, как известно, был ответственным за изоляцию Ленина, недопущение его переписки с сотрудниками.
Новейшие исследования рисуют весьма неприглядную картину: в результате всех этих ограничительных мер партийной верхушке легче было проводить решения, против которых порой очень настойчиво возражал Владимир Ильич. А как вам противостояние Ленина со Сталиным по вопросу об условиях вхождения республик в состав СССР? А вся эта некрасивая история с конфиденциальными письмами Ленина, которые впоследствии вошли в его так называемое «Политическое завещание»?
Ведь часть этих диктовок, по замыслу Ленина, следовало обнародовать после его смерти, но они стали контролироваться и обсуждаться еще при жизни Вождя. В итоге одни диктовки были сокрыты и опубликованы спустя три десятилетия, другие, предназначенные для печати, — были обнародованы тогда же, но их публикация сопровождалась дружным сопротивлением крупнейших партийных деятелей — Сталина, Молотова, Бухарина, Рыкова, Калинина и др.
Доходило до того, что ленинские предложения просто-напросто дискредитировались — намекалось, что их автор, мол, тяжело болен, не понимает ситуации, положения внутри партии и т. п. А ведь поднимались темы принципиальные, судьбоносные для страны. И таких с трудом проведенных в жизнь, исполненных наполовину или вообще неисполненных заветов Владимира Ильича было немало. Разве это не предательство?
ИА Красная Весна: Продолжил ли Сталин дело Ленина или повел страну другим курсом?
— Сталин для меня — сложная фигура. Он вел страну так, как считал нужным. Но одно несомненно: именно под руководством Сталина СССР победил в войне с фашизмом. Это одно из величайших событий в мировой истории. Сейчас пытаются нивелировать подвиг советского солдата, уничтожить память о войне. Все это часть масштабной информационной борьбы, в ходе которой умы и сердца молодежи активно засеиваются сорными семенами.
Что же мы имеем в итоге? Звериный украинский национализм, граничащий с фашизмом, огульные обвинения со стороны прибалтийских государств в «оккупации», неприятие собственной истории, незнание и непонимание, за что сражались наши деды и прадеды.
Отец моей матери освобождал Латвию, участвовал в «разведке боем» — это когда едешь по открытой местности, в тебя стреляют, а в стороне стоит наблюдатель и определяет координаты вражеских огневых точек, чтобы потом прицельным огнем их уничтожить. Из таких операций почти никто не возвращается. Мой дед вернулся, но здорово обгорел.
Во все танки их колонны попали снаряды, от вспыхнувшего в кабине огня вспухло его лицо — так, что приходилось руками раздвигать заплывшую кожу, чтобы увидеть белый свет, по запястье обгорели руки. Когда экипаж выбирался из горящей машины, взорвался ящик с гранатами, осколком ему поранило колено. Взрывной волной от этого гранатного ящика сдуло танкистский шлем, и волосы сгорели до корней. А когда выбрался, немцы прошлись по нему автоматными очередями, пули задели шею и ребра. Но, несмотря на то, что руки были обожжены, он помог выбраться из машины командиру танка, другие два человека сгорели. Такие вещи нельзя забывать ни нам, ни прибалтийским, ни украинскому народам. Все мы живы благодаря героическому поколению, выросшему в стране, которую заложил Владимир Ильич.
ИА Красная Весна: Какие высказывания о Ленине в последнее время Вас более всего впечатлили?
— Я всегда с большим душевным трепетом читаю и цитирую слова выдающегося церковного деятеля патриарха московского и всея Руси Тихона, который причислен к лику святых. В 1924 г., по случаю кончины Вождя, он сказал: «…Владимир Ильич Ленин не был отлучен от православной церкви высшей церковной властью и поэтому всякий верующий имеет право и возможность поминать его. Идейно мы с Владимиром Ильичем Лениным, конечно, расходились, но я имею сведения о нем как о человеке добрейшей и поистине христианской души».
ИА Красная Весна: Каким способом можно отнестись к фигуре Ленина, чтобы достичь национального единства?
— Насколько я понял, Вы спрашиваете, какую формулировку о личности и деятельности Ленина следовало бы выбрать, чтобы все согласились. Верно? Думаю, это принципиально невозможно. «Проблема Ленина» не решается на уровне логических построений. Либо ты его принимаешь, либо нет. На молекулярном уровне, понимаете?
Ленин — это определенная химия, определенный набор веществ и определенная цепочка химических реакций. Если у тебя так же — ты принимаешь Ленина. Если у тебя как-то иначе функционирует организм, какой-то иной метаболизм — ты не поймешь его, не проникнешься им. Ленин — это определенный склад души, определенное отношение к ближнему. Это, если хотите, мера сострадания к людям и ответственности за общество, страну, планету.
ИА Красная Весна: Нужны ли новые памятники Ленину?
— Конечно, нужны. Любая форма памяти о нем имеет ценность. Но еще нужнее качественные фильмы — и документальные, и художественные о Ленине. И чтобы снимали их порядочные режиссеры с живым сердцем и утонченным умом.
ИА Красная Весна: Как Вы считаете, в ХXI веке имя Ленина будут постепенно забывать или оно будет становиться все более популярным по мере того, как человечество заходит в глобальный тупик?
— Фигура Ленина будет медленно и неуклонно расти. Что бы ни «втирала» нам пропаганда, все-таки здоровый нерв простого трудяги чует, где правда, а где «лукавый притаился». Там, где это здоровое чувство живо, там, где люди могут отдать ближнему последнюю рубаху, там и Ленин жив.