Какие силы будут бороться на парламентских выборах в Ливане 15 мая. Обзор
15 мая в Ливане пройдут парламентские выборы. Кандидаты поборются за 128 мест, разделенных между 11 религиозными группами в соответствии с системой разделения власти, которая учитывает необходимость представления всех религиозных групп в парламенте.
Голосование проходит на фоне экономического коллапса, который начался в 2019 году и усугубился после одного из самых мощных неядреных взрывов — в порту Бейрута 4 октября 2020 года. МВФ считает текущий кризис самым серьезным со времен гражданской войны в Ливане 1975–1990 годов. Правительство никак не может согласовать меры, необходимые для получения кредита МВФ, необходимого для поддержания экономики.
80% населения находится за чертой бедности. Национальная валюта упала более, чем на 90%. Из страны бегут врачи, учителя, студенты. Армия Ливана по специальной программе получает продукты питания от Катара. В стране огромные проблемы с обеспечением электроэнергией, государственные электростанции подают ее в дома лишь по нескольку часов в день. В подобных условиях выборы в стране проходят впервые.
ИА Красная Весна приводит перевод статьи Reuters «Кто баллотируется на выборах в Ливане?» об основных политических силах в стране и связях между ними.
Аналитики отмечают, что в тяжелейшей экономической ситуации у новых политических лидеров оппозиции шансы как никогда высоки. Однако многие ливанцы все равно привержены традиционным партиям.
Кроме того, предстоящее голосование бойкотирует самый известный суннитский политик Саад аль-Харири.
Вот основные игроки:
«ХЕЗБОЛЛА»
Имеющая сильнейшее вооруженное крыло шиитская организация «Хезболла» является самой мощной группировкой Ливана. Основанная в 1982 году иранской революционной гвардией, «Хезболла» считается террористической организацией в некоторых западных странах, включая США.
Военный потенциал «Хезболлы» вырос с тех пор, как она вступила в сирийскую войну в поддержку президента Башара Асада. Политическое влияние группы дома также расширилось с 2018 года, когда вместе с союзниками она получила парламентское большинство.
Влияние на государственные дела проявлялось по-разному, в том числе через контроль над министерством здравоохранения, которое имеет один из крупнейших государственных бюджетов, с 2018 по 2021 год.
«АМАЛЬ»
Шиитское движение «Амаль» возглавляет 84-летний Набих Берри, который является спикером парламента с 1992 года. Берри был одной из самых влиятельных фигур Ливана со времен гражданской войны 1975–1990 годов, в которой Амаль был главным комбатантом. Известные как «шиитский дуэт», «Хезболла» и «Амаль», долгое время двигались в политическом направлении, доминируя в шиитской политике.
«Амаль» рассматривает оружейный арсенал «Хезболлы» как актив Ливана и встал на сторону группы в конфликтах с ливанскими противниками, которые хотят ее разоружить.
Внешние связи «Амаля» с Сирией и Ираном схожи связям «Хезболлы», хотя связи «Хезболлы» с обоими гораздо глубже.
СУННИТЫ
Бойкот Харири перевернул суннитскую политику с ног на голову. Движение «Будущее», созданное его отцом — убитым бывшим премьер-министром Рафиком аль-Харири, — десятилетиями доминировало в суннитской политике.
Премьер-министр Наджиб Микати — еще один суннитский тяжеловес и миллиардер-магнат — тоже не баллотируется. Некоторые будущие члены партии покинули партию, чтобы баллотироваться.
Ястреб Фуад аль-Синьора, бывший премьер-министр и будущий член партии, поддерживает кандидатов, но не баллотируется сам.
У «Хезболлы» есть многочисленные союзники-сунниты, которые могли бы извлечь выгоду из раскола суннитской политики. К ним относится движение «Ахбаш», имеющее исторические связи с Дамаском.
СВОБОДНОЕ ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ (СПД)
СПД было основано маронитским христианским политиком Мишелем Ауном, бывшим командующим армией, который возглавлял одно из двух конкурирующих правительств в последние годы гражданской войны и был президентом с 2016 года.
СПД является крупнейшим христианским блоком парламента с тех пор, как Аун вернулся из изгнания в 2005 году. Он был союзником «Хезболлы» с 2006 года, заявив, что его оружие защищало Ливан.
Движение сейчас возглавляет зять Ауна Джебран Бассиль. Вашингтон ввел санкции против Бассиля в 2020 году, обвинив его в коррупции и оказании помощи «Хезболле» в дестабилизации Ливана. Бассиль назвал санкции несправедливыми и политически мотивированными. Некоторые аналитики считают, что СПД может потерять голоса христиан из-за своей заметной роли в правительстве до и во время финансового краха.
ЛИВАНСКИЕ СИЛЫ
«Ливанские силы» во главе с маронитом христианином Самиром Гиагеа возникли из мощного ополчения гражданской войны с тем же названием. «Ливанские силы» является одним из самых громких противников «Хезболлы».
«Ливанские силы» остались вне правительства с 2019 года, когда тогдашний премьер-министр Харири ушел в отставку во время общенациональных протестов против политической элиты.
«Ливанские силы» имеют прочные связи с Саудовской Аравией и могут извлечь выгоду из любой потери поддержки СПД.
Они поддержали списки выдвиженцев, которые выступают против «Хезболлы» на юге страны, обычно являющейся оплотом «Хезболлы», но кандидаты начали выходить из списков по мере приближения голосования.
Гиагеа возглавлял «Ливанские силы» в последние годы войны после убийства в 1982 году Башира Жмайеля, его основателя. Геагеа — единственный ливанский лидер, отбывающий тюремный срок за насилие в гражданской войне. Остальные воспользовались амнистией.
ПРОГРЕССИВНАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ (ПСП)
ПСП, возглавляемая семьей Джумблат, является самой сильной фракцией друзов в Ливане. Валид Джумблат передал бразды правления партией своему сыну Теймуру в 2018 году, но остается тесно вовлеченным в политику. Джумблатт критикует растущее влияние и арсенал «Хезболлы» и говорит, что Ливан был оторван от своего естественного места в арабском мире.
Джумблат, крупная фигура в гражданской войне, имеет хорошие связи с Саудовской Аравией. ПСП сталкивается с вызовами со стороны нескольких фракций друзов, которые имеют тесные связи с «Хезболлой» и сирийским правительством, включая Талала Арслана и Виама Ваххаба.
ДВИЖЕНИЕ «МАРАДА»
«Мараду» возглавляет христианский политик-маронит Сулейман Франджи, близкий союзник «Хезболлы» и друг сирийского лидера Асада. Франье рассматривается как претендент на замену Ауна на посту президента в конце этого года.
Поддержка «Марады» сосредоточена на севере Ливана, недалеко от родового дома Франджи в Згарте.
«КАТАИБ»
«Катаиб» возглавляет христианский политик-маронит Сами Жмайель, который взял на себя руководство от своего отца, бывшего президента Амина Жмайеля.
Сам Жмайель выдвинулся на первый план после убийства своего брата Пьера в 2006 году во время волны убийств, направленных против противников сирийского влияния в Ливане. «Катаиб» выступает против «Хезболлы» и ее оружия. Его депутаты вышли из парламента после взрыва в порту Бейрута в 2020 году, и партия стремилась создать коалицию, ориентированную на реформы, для участия в выборах.
ОППОЗИЦИЯ
На выборы также выдвигается небольшое количество партий, выступающих против традиционной правящей элиты. Некоторые из них баллотировались раньше, а другие впервые решаются на избирательную политику. Несмотря на многомесячные переговоры, различные группировки не смогли сформировать единую избирательную платформу или коалицию для участия в выборах на общенациональном уровне.
Только одна, светская партия, основанная в 2016 году бывшим министром и известная как «Граждане в государстве», ведет списки под одним знаменем в нескольких округах. Остальные составили списки на районном уровне. В некоторых округах несколько оппозиционных коалиций борются друг с другом, что уменьшает их шансы.