«СОС-городки» не хотят вмешательства в процесс обучения, не хотят надзора государства. Разумеется... такое желание объясняется в первую очередь заботой о детях...

Эксперт: «СОС-городки» в Дании хотят независимости

Изображение: (cc)Daria Fedorova
Детская деревня-SOS Кандалакша, Россия
Детская деревня-SOS Кандалакша, Россия
Детская деревня-SOS Кандалакша, Россия

Совершенно неожиданно для себя заинтересовалась темой «СОС детских городков» — так называют в Дании "СОС-деревни".

История создания таких «СОС детских городков» уходит в далекий 1949 год, когда австриец Герман Гмайнер основал первые «СОС-городки» для австрийских детей, оставшихся без родителей во время Второй Мировой войны, с целью обеспечить детей всем необходимым для выживания — питанием, крышей над головой, медицинским уходом и образованием. Воплощая свою идею в жизнь и собирая обездоленных детей вместе, Гмайнер организовал так называемые «СОС-семьи», приемные семьи, чтобы созданная таким образом домашняя атмосфера также помогала детям в их реабилитации.

Моральная же составляющая такого проекта и его создателя хорошо описана Верой Родионовой в ее статье «В поисках ответственных за семейную политику на Западе»

В Данию «СОС-городки» пришли в 1964 году. Тогда не было речи о «детях войны», которые уже выросли к тому времени. «СОС-городки» стали строить для детей, пострадавших в своих биологических семьях, и которых муниципальные власти решили изъять ради сохранения их здоровья и жизни. Как правило, один такой «СОС-городок» состоит из 10-15 домов, в каждом из которых проживает так называемая СОС-мама с 6-10 детьми.

Городок предназначен для жизни детей любого возраста — от 0 до 18 лет (при желании можно оставаться в городке до 23-х лет, для девушек — до их замужества), на его территории находятся не только ясли, детский сад, школа, профессиональное училище, а также крытые площадки для занятий спортом, мастерские, медицинское учреждение, врачи которого следят за здоровьем детей и их развитием и готовы прийти на помощь в любое время суток.

Необходимо отметить, что все работающие в «СОС-городке», включая СОС-мам, проходят обязательные курсы, прежде чем они приступают к своим обязанностям. На курсах, независимо от занимаемой должности, обязательно изучается детская психология.

Стоит особо отметить программу обучения в школах «СОС-городков». Кроме обязательных предметов в программу входят и предметы, развивающие гармоничную личность, а именно: искусство, живопись, хореография, музыка, театр.

Все посещающие «СОС-городки» отмечают необыкновенную атмосферу любви и заботы, которой окружены дети.

На этом месте эмоциональный читатель, обливаясь слезами от умиления, уже готов сам отвести за руку своих детей в приемную семью «СОС-городка». Ведь не найдется ни одной семьи на свете, у которой бы не было тех или иных проблем. А если семья с детьми, то неизбежно и вовлечение детей в семейные проблемы. И вот, желая оградить детей от всего негативного и желая детям только самого лучшего, такой читатель сам с радостью и благодарностью отдаст ребенка в приемную семью. Что, собственно, датчане и делают, наивно доверяя всему, что пишут и о чем говорят в СМИ. Но не всё так просто и безоблачно.

Хоть выкладываемая в открытый доступ информация и призвана нарисовать читателю этакую пасторальную картинку всеобщего благоденствия, тем не менее, начав поглубже изучать эту тему, остается ощущение недосказанности. Может быть оттого, что копаясь в этом море слащавых статей, рассказывающих о том, как хорошо жить в «СОС-городках», нет-нет да и наткнешься на неудобную поклонникам таковых информацию? И начинают возникать вопросы.

Например, промелькнула маленькая заметочка о преподавателях, работающих в «СОС-городках». Оказывается, на эту должность может устроиться только тот, кто прошел полное обучение в «СОС-городке». И это при том, что в Дании высокий процент безработных среди преподавателей. Понимаете? То есть им не подходят выпускники государственных учебных заведений ни в ясли, ни в детский сад, ни тем более в школу. Они хотят учить (и учат) детей в «СОС-городках» по своим программам и методикам, и в этом процессе им важны их собственные преподаватели.

В других странах обычно дети из детских деревень СОС посещают обычную сельскую или городскую школу. Всё дело в том, что в Дании после реформы образования многие школы позакрывали. Поэтому детям из села разрешили ходить в школы «СОС-городков».

Кто-то может возразить: им это необходимо, так как многие из преподающихся там предметов в обычной государственной школе не изучаются. Но ведь речь-то идет не только о специальных, а об обязательных предметах, таких как математика, физика, химия, датский, природоведение! И даже если речь идет об углубленном изучении данных предметов, почему так важно иметь собственных преподавателей, а ни в коем случае не обычных, «государственных»? Неужели у «государственных» не достаточно знаний, чтобы преподавать свой предмет углубленно? Сложно в это поверить.

Думаю, что ответ на этот вопрос тесно связан с попавшими мне письмами, а именно: письма руководств «СОС-городков» муниципальным властям с просьбой о самоуправлении. Мне попались на глаза три таких письма от трех разных «СОС-городков». Вы понимаете, что это значит? «СОС-городки» не хотят вмешательства в процесс обучения, не хотят надзора государства. Разумеется, в письмах такое желание объясняется в первую очередь заботой о детях, что на месте решить любой вопрос гораздо проще и быстрее, чем ждать решения от муниципальных властей, да и само руководство «СОС-городков» прямо ночей не спит, всё думает, как бы еще улучшить жизнь ввереных ему детей и поэтому в курсе всех их насущных проблем. Муниципальные власти пошли им навстречу. Все, как понимаете, в интересах детей.

Кто даст ответы на найденные вопросы? И нужно ли? Считается, что верно заданный вопрос уже содержит в себе ответ. Может это как раз тот случай?