О чем говорит портрет пособника нацистов в историческом музее?
Неделю назад в Москве разразился скандал. Выяснилось, что на выставке «Кубанские казаки. Страницы истории Кубанского казачьего войска XVIII — XXI вв», проходящей не где-нибудь, а в Государственном историческом музее на Красной площади в Москве, выставлены экспонаты, посвященные пособнику нацистов атаману Кубанского казачьего войска в эмиграции Вячеславу Григорьевичу Науменко.
И выставлены они таким способом, что невольно создается ощущение, что Науменко-де никакой не пособник нацистов, а самый что ни на есть обычный (и даже героический) кубанский атаман в эмиграции. И Гитлеру он-де не служил, а просто проживал за границей в Белграде во время Второй мировой. Рядом с портретом и личными вещами Науменко висят портреты советских казаков-героев Великой Отечественной войны. Так, как будто этих казаков-героев и присягнувшего Гитлеру атамана Науменко и вовсе ничего не разделяет.
В экспозиции звучит имя и другого пособника нацистов — атамана Шкуро, ставшего в годы войны группенфюрером СС и казненного по приговору советского трибунала. Шкуро упоминается лишь в контексте Гражданской войны, а про службу у гитлеровцев в Великую Отечественную и последующую казнь — ни слова.
Вдумайтесь: в центре Москвы возле Кремля в центральном государственном музее экспонируются пособники нацистов так, как будто ими нужно гордиться, ведь они «наши» кубанские казаки, часть славной истории Кубанского казачества!
Кому-то это покажется эксцессом, однако случившееся есть просто иллюстрация к двум тревожным тенденциям, оформившимся в последние годы в России.
Сегодня мы поговорим об одной из них.
Разрушение российского самосознания под видом «примирения»
Московская экспозиция с пособниками нацистов есть яркая попытка выстроить «примирительный» культурно-исторический диалог между частями разделенного Революцией и Гражданской войной кубанского казачества. У автора этих строк есть особые причины так трактовать экспозицию, о которых, однако, здесь говорить невозможно.
Выставка явно адресует к теме так называемого «примирения», на которой мы и остановимся ниже.
В преддверии столетней годовщины Октябрьской революции в России активно заговорили о необходимости преодоления столетнего раскола на «красных» и «белых», произошедшего в начале XX века.
Не последнюю роль в запуске этой темы сыграл и президент России Владимир Путин. И, действительно, вопрос давно назрел: спустя сто лет России надо прийти к какому-то консенсусу по поводу собственного прошлого.
Однако у примирения должна быть какая-то база, и наиболее «глобализированная» часть российского правящего класса эту базу тут же предложила:
1. России предложили покаяться за Революцию и советское прошлое вплоть до уравнивания СССР и нацистской Германии с логичным признанием Великой Отечественной войны «борьбой двух тоталитаризмов», то есть двух зол.
2. Соответственно, России предложили «толерантнее» относиться к вермахту и СС, а также принять в объятия, как родную, наиболее предательскую и непримиримую часть белоэмиграции, присягнувшей нацистской Германии в годы Великой Отечественной войны. А вместе с ней прицепом и наиболее предательскую и одиозную часть белого движения.
Эта двухфазная операция длится уже многие годы. В 2011 году Совет при президенте РФ (Медведеве) по развитию гражданского общества и правам человека предложил осуществить масштабную программу десоветизации российского социума, представляющую собой далекий аналог денацификации Германии, которую проводили союзники (США, Англия и Франция) в капитулировавшей и оккупированной стране после Второй мировой войны.
Комплекс мер по десоветизации предлагался под предлогом необходимости увековечивания памяти жертв репрессий.
России предложили всенациональное покаяние с признанием СССР преступным государством, с взятием на себя вины за начало Второй мировой войны. На следующем этапе процесса уже маячил «Нюрнберг-2», только не над нацизмом, а над коммунизмом и принявшей его страной.
Эту программу в 2011 году продавить не удалось, но попытки реализовать на практике ее положения продолжаются до сих пор вопреки массовым патриотическим просоветским настроениям большинства российских граждан.
Очевидно, уравнивание коммунизма и нацизма потребует поругания коммунистических символов: начиная от Мавзолея и рубиновых звезд над Кремлем и заканчивая советской символикой и топонимикой российских городов и деревень. И мы видим каждый день, как нагло навязывается эта расправа над всем советским, включая перезахоронение Ленина.
Вторая фаза «примирения» ярко просматривается по постоянно возникающим скандалам. Это, например, скандалы, связанные с романтизацией образа офицера вермахта/СС, начиная с фильма «Сталинград» Бондарчука и «плясками на льду» в форме офицера вермахта на Первом канале и заканчивая «трогательным» выступлением российских школьников в Бундестаге.
Вспомним и скандалы, связанные с оправданием и увековечиванием в России памяти коллаборационистов (Власов) и служивших Гитлеру белоэмигрантов (Маннергейм, Туркул, Шкуро, Краснов и др.).
Вспомним скандальную активность в России представителей наиболее одиозной ветви Романовых, отметившейся службой Гитлеру в годы Великой Отечественной войны. Также вспомним скандальные попытки установить «памятник примирения» в Севастополе.
Вспомним многочисленные скандалы, связанные с реабилитацией и увековечиванием в российских городах памяти наиболее одиозной части белого движения — белочехов, Колчака и других.
Фактически, России предлагают примириться с теми, кто занимает по отношению к ней и ее истории абсолютно непримиримую, враждебную позицию. А примириться с тем, кто непримирим, можно лишь покаявшись и приняв его «правду».
Именно об этом говорит недавнее заявление правнука Петра Аркадьевича Столыпина Николая Случевского, который является членом правления Международного совета российских соотечественников (Москва), членом попечительского совета «Международного пушкинского лицея» и членом правления Global Society Institute Inc. (Сан-Франциско). Процитируем его целиком:
«В России на каждом шагу можно услышать утверждение: пусть мои предки сражались и за красных, и за белых, или пусть я вовсе не помню, в чьем стане они были, главное — они все сражались за великую Россию! Главное — мир между всеми нами! Даже юбилей Революции российская власть заповедала отметить в этом „примирительном ключе“. Для нас это совершенно неприемлемо. Потому что не может быть никакого примирения без раскаяния, и пока Россия транслирует такую точку зрения, для нас она остается „окаянной“ страной. Пока государство ищет такого „примирения“, где все кошки серы, сталинский миф останется популярным, его не вытравишь ничем», — заявил Случевский, предки которого, однако, не воевали за Гитлера.
Атаман Науменко покаялся за службу нацистской Германии? Нет! Может быть за него покаялась его дочь, вышедшая замуж за офицера ваффен СС? Тоже нет!
Так как с этим можно «примириться»? Как можно выставлять портрет и личные вещи Науменко в центральном государственном музее прямо на Красной площади и отмывать пособника нацистов, умалчивая о его делах?
Это возможно, если признать «правду» таких, как Науменко, если признать их право воевать за Гитлера против собственной страны. Если, в конце концов, отвергнуть строки великой песни «Священная война»: «Как два различных полюса, во всем враждебны мы: за свет и мир мы боремся, они — за царство тьмы».
Так чего же всё-таки хотят авторы выставки в историческом музее? Может быть, они прервут заговор молчания и расскажут о случившемся сами?