Слабость или возможность? Как мир отозвался на неудавшийся мятеж в России
События 23–24 июня в России завершились договоренностью Кремля с главой ЧВК «Вагнер» Евгением Пригожиным при посредничестве белорусского лидера Александра Лукашенко. «Вагнер» остановил марш на Москву и вывел силы из Ростова. Большого кровопролития удалось избежать, а сам Пригожин, по словам пресс-секретаря российского лидера Дмитрия Пескова, теперь сможет уехать в Белоруссию.
Этот день надолго останется в памяти как день мятежа, предпринятого ЧВК «Вагнер», день, когда стремительно возгорелись надежды врагов России на резкую дестабилизацию в стране, которой многим очень хотелось бы воспользоваться. Как отреагировали в мире на события 24 июня в России и их развязку?
Политические лидеры, за редким исключением, пока молчат, а вот заявления некоторых крупных СМИ и отдельных центров и аналитиков уже можно увидеть.
Так, западные СМИ практически в один голос отмечают, что события 24 июня стали самым большим и опасным вызовом российскому лидеру Владимиру Путину за более чем двадцатилетний период его пребывания у власти. При этом по поводу итогов неудавшегося мятежа на Западе всячески стараются подчеркнуть, что и мятеж, и договоренности, его остановившие, якобы показали слабость Путина.
В статье «Непродолжительный мятеж в России проливает свет на власть Путина» в The New York Times известный журналист Питер Бейкер пишет, что «даже с очевидным прекращением непосредственной угрозы, исходящей от мятежной армии наемников Евгения Пригожина, недолгое восстание показало, что власть Путина более шаткая, чем когда-либо».
Он также отметил, что упоминание Путиным в своем обращении событий 1917 года якобы только усилило образ лидера, теряющего контроль над страной и над исключительным применением силы на территории России.
Бывший посол в России при президенте США Дональде Трампе Джон Хантсман-младший выразил обеспокоенность, что теперь Путин может стать еще более непредсказуемым.
Курт Д. Волкер, бывший посол в НАТО и специальный посланник по Украине, сказал, что мятеж Пригожина якобы означает «начало окончания войны и пребывания Путина у власти даже с учетом сделки, которая привела к остановке похода на Москву».
В подобном духе представляет произошедшее и Bloomberg, заявляя, что «даже если Путину удалось избежать конфликта, драматический вызов Пригожина пошатнул представление российского президента о тотальном политическом контроле».
Американский Институт войны в своем отчете по событиям 24 июня отметил: «Российские источники поспешили подчеркнуть, что вооруженный мятеж „Вагнера“ не повлиял на российские силы на Украине, но действия „Вагнера“ продемонстрировали отсутствие резервов у России в тыловых районах».
«Кремль сейчас сталкивается с крайне неустойчивым равновесием. Соглашение, заключенное Лукашенко, является краткосрочным решением, а не долгосрочным решением, и мятеж Пригожина выявил серьезные недостатки Кремля и российского министерства обороны», — считают аналитики института.
Президент американского Совета по международным отношениям Ричард Хаас так прокомментировал произошедшее:
«История показывает, что автократы выживают, когда сохраняют самообладание и лояльность со стороны основной массы сил безопасности. Это может измениться, но пока Путин, похоже, сохранил и то, и другое».
Экс-глава Генштаба Великобритании Ричард Даннатт выразил беспокойство тем, что Пригожин отправляется в Белоруссию.
«Если он отправился в Белоруссию и сохранил вокруг себя эффективные боевые силы, то он снова представляет угрозу для ближайшего к Киеву украинского фланга. (…) Хотя может показаться, что вопрос закрыт, я думаю, что он далек от закрытия, и подземные толчки будут ощущаться еще довольно долго», — заявил он.
Главный секретарь британского казначейства Джон Глен заявил, что напряженность в России «вызывает беспокойство», но предостерег от вмешательства Британии во внутрироссийские события. Напротив, британский политик Лиза Нэнди заявила, что союзники по НАТО должны выступить «полностью единым фронтом» против «расколовшихся российских сил».
Среди лидеров стран своим комментарием отметился польский президент Анджей Дуда. После заседания Бюро национальной безопасности Польши 24 июня он заявил журналистам: «Всё указывает на деэскалацию в России, а повышенного риска для безопасности Польши нет».
При этом премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий предположил, что на границе Польши с Белоруссией возможна «возросшая напряженность», сообщило агентство Reuters.
Британское электронное издание Middle East Eye, специализирующее на событиях Ближнего Востока и Северной Африки, увидело другие проблемы в связи с событиями в России 24 июня. Мятеж ЧВК «Вагнер» против российского государства может иметь серьезные последствия для операций группы на Ближнем Востоке, считает доцент кафедры исследований в области безопасности в Королевском колледже Лондона Андреас Криг.
По его словам, «Вагнер» за последнее десятилетие создал сеть военных, деловых и политических отношений, которая охватывает Ливию, Сирию, Судан и ОАЭ.
СМИ на Востоке, напротив, не склонны усматривать какой-либо слабости Кремля в связи с произошедшим. Так, советник президента ОАЭ и, по сути, главный аналитик Эмиратов Анвар Гаргаш написал в своем Twitter-аккаунте:
«В свете опасных событий, происходящих в России, потребность в политическом решении украинского кризиса и его последствий становится всё более актуальной, чтобы избавить мир от еще большей напряженности. Политические решения — это уже не вариант, а скорее необходимость во избежание конфликтов и их негативных последствий на пути стабильности и развития в мире».
Президент Казахстана 24 июня провел внеочередное заседание Совета безопасности республики в связи с ситуацией в России. «Касым-Жомарт Токаев приветствовал достижение соглашения o прекращении военных действий», — отметили в пресс-службе главы Казахстана.
Замглавы МИД Северной Кореи Им Чон Иль на встрече с российским послом заявил, что поддерживает любое решение российского руководства по борьбе с недавним мятежом. Он также выразил уверенность, что российская армия «преодолеет испытания и суровые вызовы и героически выйдет победителем в специальной военной операции на Украине».
Но особенно интересным представляется комментарий сербского лидера. Президент Сербии Александр Вучич выразил уверенность, что попытка мятежа в России не обошлась без иностранного участия, однако он не стал называть никаких имен. Он подчеркнул, что произошедшее будет иметь большие последствия как для событий на Украине, так и для внутриполитической обстановки в России. По словам Вучича, теперь у Путина особенно сложная задача: «Он должен поднять мотивацию в армии… Ничто из этого не будет легким».
Он также назвал ошибкой то, что ЧВК «Вагнер» ранее были предоставлены такие возможности.
«Как только они получают в свои руки миллионы, они думают, что могут управлять миром. Они думают, что сделали всё это без помощи государства. (…) Вопрос обороны — это вопрос государства. Боюсь, что россияне повторили многое из девяностых», — заявил он.
Вадим Воробьёв 18:06 30.06.23
Некоторое время назад, ещё за пару десятков дней до мятежа Вагнера, Яков Кедьми сказал, что ничего не знающий и ничего не понимающий о вас враг - это самое лучшее, что можно желать, и у России такой враг в лице Западного мира есть, и это чудесное преимущество. Удивительны слова Макрона, обобщившие западную точку зрения, о проявившейся слабости России. Причём, никакого такого мнения нет в оставшихся частях мира, о чём может свидетельствовать обращение от суданского правительства за помощью к России в разрешение вооружённого конфликта между силовыми структурами страны, озвученное на встрече с С. Лавровым только что. Суданцы почувствовали силу России, вновь и ярко проявленную, и навык государственного решения, лежащий в основе такой силы как один из составляющих, и захотели использовать его для выхода из своего кризиса, какими-то элементами сходного с нашим. Отдельный вопрос, почему западники не могут видеть того, что видит остальной мир, нам же сейчас значимо, что на основании этой своей неполноценности они смогут усугубить свою ошибку нашей недооценки, приведшую к затяжной войне на истощение, о чём говорил Сергей Кургинян, то есть, они сделают ещё одну такую ошибку. Выход же из Кризиса 24 июня показал невероятную силу и устойчивость всего: и государственности, и текущей политической системы и наученной элиты. Кризис 1991 года закончился геополитической катастрофой, по выражению Владимира Путина. Кризис 1993 годы был очень тяжёлым, но дальнейшего развала не последовало. Кризис 1996 года - избавление от А. Лебедя - показал возможность, до этого призрачную, договорного решения тяжелейшей ситуации, когда в основе сплочения лежит только неприятие одной личности и ничего более, но уставшая политическая элита и контрэлита смогли это сделать. Следующий кризис 2003 года - избавление от Ходорковского - был просто успешной достаточно гладкой спецслужбистской операцией. По мере исторического движения, научения и опыта преодоления снижалась напряжённость и катастрофичность принимаемого вызова. Следующий кризис рубежа 2011 - 2012 годов был решён не узко, как два предыдущих, а с народом. В этом была некая противоположность кризису 1991 года. Следующий - нынешний кризис 2023 года явился, прямо таки, проверкой всей последовательности предыдущих уроков и выходов после каждого на новую ступень. Проверка прошла прямо таки блистательно. Цепочка горестей научает. А до 1991 просто очень долго не было потрясений, и "люди расслабились, потеряли бдительность", как сказала Р. Грановская на одной из летних школ. Свершившиеся события вскрывают целый перечень явлений и запускают целую цепочку долгих последствий весьма положительного порядка. Но это уже иной разговор. Разумно заметить, перефразируя Вольтера, если бы мятежа Вагнера не было, его бы следовало придумать.