Увидят ли жители Кузбасса «Матильду»?
Еще не вышедший на экраны фильм Алексея Учителя «Матильда» стал причиной большого шума в СМИ, усиленной работы правоохранительных органов и разных надзорных ведомств, и даже привлечения внимания президента России Владимира Путина. Не первый месяц Наталья Поклонская «хочет силой, аль обманом, лишь бы справиться» с Учителем — запретить показывать фильм по всей стране. СМИ сообщают, что в нескольких республиках Северного Кавказа фильм не попадет в прокат. Уже подан иск в суд от вдовы племянника Николая II, адвокатом которой выступает Поклонская.
На этой неделе ТАСС сообщил, что и в Кузбасе якобы не покажут «Матильду». Эту же новость подхватили другие новостные агентства, и вчера еще публиковались заголовки наподобие «Еще один регион запретил показ „Матильды“».
Информация о таком запрете была опубликована на сайте департамента культуры и национальной политики, где глава департамента Лариса Зауэрвайн ответила на призыв «Азановой О. М., домохозяйки» (так подписано обращение) не показывать фильм на территории области: «„Кузбасскино“ не планирует к показу в муниципальных кинозалах Кемеровской области фильм А. Учителя „Матильда“». Перед этим она сформулировала очень важный тезис: «Процедура выдачи прокатного удостоверения предусматривает анализ картины на предмет отсутствия в фильме сцен или действий, оскорбляющих религиозные и патриотические чувства людей». Это важно зафиксировать: фильм, по мнению государства, не содержит оскорбления чего бы то ни было. У каждого человека может быть свое мнение на счет фильма, но мнение государства зафиксировано самим фактом выдачи прокатного удостоверения.
Но что означают громкие заявления СМИ «регион запретил» и «в области не покажут» для потенциальных зрителей? Всего в области 109 кинотеатров, из них 88 находятся в ведении «Кузбасскино». 88 из 109 — это хороший аргумент, это много. Но количество кинотеатров не всегда находится в прямой зависимости с качеством. Основной показатель, на который стоит ориентироваться при оценке «весомости» кинотеатра — посещаемость. По данным того же «Кузбасскино», за 2016 год в 88 муниципальных кинотеатрах по всей области киносеансы посетили более 300 тыс. человек.
А сколько людей посещают 21 частный кинотеатр?
По данным Института статистики UNESCO, в среднем в России на одного человека в год приходится 1,2 билета. Если экстраполировать эту статистику на Кузбасс, то получается сумасшедшая цифра в 3,24 млн посещений в год.
По информации «Фонда Кино», за 2016 год в России посетили кинотеатры 191,5 млн человек. Экстраполируем это на Кузбасс, и получится 3,5 млн посещений в год. Эта цифра схожа с полученной по экстраполяции цифр UNESCO.
При сравнении общей посещаемости частных и муниципальных кинотеатров в регионе (более 3 млн и 300 тыс.) становится очевидно, что ознакомление жителей Кузбасса с современными фильмами — это заслуга, в основном, частных кинотеатров. Соответственно, и оценки наподобие «Кузбасс запретил показ фильма» — не имеют ничего общего с реальностью.
А вот информационная кампания против фильма, который еще не видели ни депутат ГД РФ Наталья Поклонская, ни подавляющее большинство противников этого фильма, налицо. Фильм еще не видели — но он уже прославился на всю страну! Вне зависимости от качества продукта, а также и уровня истории (которая ведь ни масштабностью, ни глубиной не блещет).
И вот теперь в этой кампании активно начинают участвовать чиновники Кемеровской области. Это не ограничивается запретом показа фильма в муниципальных кинотеатрах. 27 августа в Ленинске-Кузнецком был открыт памятник Николаю II, который никогда не был в этих краях, но который был полноценным их хозяином. Это были кабинетные земли императорского дома. И почему нужно было именно сейчас именно Николаю II установить памятник — не до конца понятно.
И если факт участия в информационной кампании против фильма очевиден, то причины принятия таких решений — это вопрос открытый.