Он написал музыку к множеству советских и российских фильмов, его произведения звучали на двух Олимпиадах, он работал с Тарковским и Михалковым 

Жизнь не заканчивается. Умер композитор Эдуард Артемьев — некролог

Гюстав Моро. Орфей (фрагмент). 1865
Гюстав Моро. Орфей (фрагмент). 1865

29 декабря в возрасте 85 лет умер советский и российский композитор, народный артист, Герой Труда России Эдуард Николаевич Артемьев. Композитор получил мировую известность за музыку к художественным фильмам Андрея Тарковского, Никиты Михалкова, Отара Коберидзе, Александра Сурина, Карена Шахназарова и многих других.

Композитор родился 30 ноября 1937 года в Новосибирске. В 1944 году, когда фашистские войска уже отогнали от Москвы, переехал жить в столицу к дяде. Там же поступил в Московское хоровое училище, а затем в консерваторию. В возрасте 23 лет Эдуард Артемьев познакомился с Евгением Мурзиным, прочитав объявление в консерватории. В объявлении приглашались на встречу все интересующиеся синтезом звука и работой с электронной аппаратурой. После знакомства с Мурзиным будущему композитору пришлось осваивать программирование, акустику и основы электроники.

Евгений Мурзин был неординарной личностью. Ко времени встречи с Артемьевым Мурзину уже исполнилось 46 лет. По профессии Мурзин был инженером-изобретателем, большим примечанием его биографии является разработка аппаратуры командного пункта наведения и управления истребительного авиакорпуса противовоздушной обороны СССР. Но также Мурзин был изобретателем фотооптического синтезатора «АНС» (в честь композитора Александра Николаевича Скрябина).

«Фотоэлектрический музыкальный синтезатор АНС представляет собой большой интерес для композиторов. Он очень расширяет творческую фантазию и даёт большой простор для творческой изобретательности», — отзывался об аппарате композитор Дмитрий Шостакович. Мурзин основал в 1966 году в Москве экспериментальную студию электронной музыки (МЭСЭМ). В студии в разные периоды работал не только Эдуард Артемьев, но также Альфред Шнитке и другие советские композиторы. В студии бывали и мировые знаменитости — Фрэнсис Коппола, Федерико Феллини, Пьер Булез.

Таким образом, для Эдуарда Артемьева сложилась благодатная почва для творчества. До начала 1970-х годов молодой музыкант экспериментировал в новом авангардистском направлении. В 1966 году появляется первая композиция, которая начала приносить Артемьеву известность, — сочинение «Мозаика». В этом произведении Артемьев отразил видение звуков космоса в бесконечности Вселенной. «Мозаика» с большим успехом демонстрировалась на международных фестивалях электронной музыки, включая фестивали в Венеции и Флоренции. Тогда же композитор написал сочинения «В космосе», «Звездный ноктюрн» и «Этюд».

С 1961 года композитор начал писать музыку к спектаклям, а в 1963 году в фильме «Мечте навстречу» появилась и первая кинокомпозиция Артемьева. Научно-фантастический фильм «Мечте навстречу» запомнился советскому зрителю песнями «И на Марсе будут яблони цвести», «Четырнадцать минут до старта» и «Я — Земля». Музыку к этим песням писали композиторы Вано Мурадели и Оскар Фельцман. Эдуард Артемьев сочинил для фильма электронную музыку космоса, исполненную на синтезаторе «АНС». Работы Артемьева приобретали широкую известность и популярность, и уже начиная с 1967 года на экраны ежегодно выходили фильмы и мультфильмы с произведениями композитора.

По воспоминаниям Эдуарда Артемьева, он очень рано сдружился с семьей Никиты Михалкова и Андрея Кончаловского — в 1970-х годах. Одни из самых известных композиций Артемьева написаны к фильмам Михалкова — «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Раба любви», «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Сибириада», «Несколько дней из жизни И. И. Обломова», «Родня». Артемьев стал крестным дочки Михалкова, а Михалков крестил внуков композитора. В общей сложности композитор написал музыку примерно к 17 фильмам Никиты Михалкова.

Композитор много работал с режиссером Андреем Тарковским — в кино и театре, создавал музыку к культовым фильмам — «Солярис», «Зеркало» и «Сталкер». Как рассказывал композитор, с Тарковским они обсуждали глобальные философские вопросы, вообще не касаясь темы музыки. Тарковский не вмешивался в работу композитора, вспоминал Артемьев. По его словам, самой большой и любимой работой с Тарковским был фильм «Солярис», где композитор посоветовал дополнить природные звуки, окружавшие героя, оркестровой музыкой.

Около 20 лет — с 1964 по 1985 год — музыкант проработал в Московском институте культуры старшим преподавателем. После краха СССР Артемьев не остановил активную работу и написал музыку ко многим известным фильмам — «Утомлённые солнцем», «Сибирский цирюльник», «12», «Солнечный удар» Н. Михалкова, «Одиссея» А. Кончаловского, «Водитель для Веры» П. Чухрая, «Доктор Живаго» А. Прошкина, «Легенда № 17» Н. Лебедева и многим другим. Последнюю работу Артемьев написал к фильму Михалкова «Шоколадный револьвер» в 2020 году.

Музыка Эдуарда Артемьева звучала на двух Олимпиадах — в 1980 году в Москве и в 2014 году в Сочи. На играх XXII Олимпиады использовалась композиция «О спорт — ты вечный прогресс». Под эту музыку проходила также церемония тушения олимпийского огня по окончании соревнований. В 2014 году на церемонии закрытия олимпийских игр в Сочи использовались темы фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих» и фильма «Сталкер».

Артемьев сочинил две оперы, ряд симфоний и ораторий. Ему, в частности, принадлежат оратории: «Я убит подо Ржевом» на стихи Александра Твардовского (написана в 1959 году), «Гимн природе» (1976 г.), «Тепло Земли» (1985 г.) и «Девять шагов к Преображению» (2018 г.) — месса для хора, оркестра, солистов и рок-группы.

В последний год жизни композитор потерял здоровье. В своем последнем интервью газете «Известия», вышедшем 30 ноября, Артемьев касался и темы смерти. «Я уверен, что жизнь на этом не заканчивается, она продолжается. Абсолютно не сомневаюсь в этом», — поделился музыкант.

В декабре 2022 года Артемьев попал в реанимацию, скончался 29 декабря в Москве из-за осложнений от бактериальной пневмонии.