Белорусские политики будут допущены в новую конкурентную среду для решения только второстепенных вопросов

Власть в Белоруссии поделят Россия, Китай и ЕС — интервью

Станислав Ленц. Забастовка (фрагмент). 1910
Станислав Ленц. Забастовка (фрагмент). 1910

Политический кризис в Белоруссии оказался глубже, чем можно было предполагать. За считанные дни политическая борьба перенеслась с «улицы» в большие промышленные предприятия. Судьба страны оказалась в руках простых рабочих. Кого они поддержат и как белорусскому народу отстоять свои права, не уничтожив страну по сценарию «майдана»? На эти вопросы ИА Красная Весна ответил председатель Витебской областной организации Республиканской партии труда и справедливости (РПТС) Александр Лукашок.

Что, на Ваш взгляд, привело к массовым протестам в стране? Чего в протестах больше: накопленного недовольства населения, ошибок власти в период выборов или международного вмешательства?

— Протесты в Белоруссии — это смесь внутренних и внешних факторов. Но ключевым всегда остается внутренний. Стране, где нет политического противостояния элит с народом, сильная экономика и внятные проекции будущего, цветные революции не страшны. Если уж подходить строго математически, то я бы разделил так: 30% — это накопленное недовольство населения, 30% — ошибки власти ДО и ПОСЛЕ выборов и 10% — международное вмешательство. Остальные 30% я бы отнес к экономике. Это ее закредитованность без должной эффективности. Ситуацию усугубило многовекторное шарахание.

Как вы оцениваете сформированный противниками Александра Лукашенко Координационный совет? Насколько объективно он представляет протестующих? Будут ли ему доверять рабочие, чья роль в протестах в какой-то момент стала ключевой?

— Координационный совет представляет скорее националистическое протестное крыло. Пока рабочие на драйве, за неимением других органов идут за ним, но там нет людей, представляющих интересы людей труда.

Изображение: (сс) Melirius
Протестующие в Минске
Протестующие в Минске

Есть ли у протеста левое крыло? Возможен ли сценарий, при котором левые «оседлают» протест, опираясь на активность трудящихся?

— Мы на это рассчитываем и верим в определенные результаты. Перетянуть хотя бы часть протеста из националистического поля в нейтральное — наша задача. И прежде всего в интересах людей труда и бюджетников. Мы отказались от флагов, лозунгов и шариков, так как это, по нашему мнению, отпугнет людей и может вызвать реакцию власти и обвинения в некоем кукловодстве. При этом длительное время находясь в спячке, настоящие левые разучились работать в «поле», имеют малую численность и плохо готовы к технологическому противостоянию.

Что сегодня делать рабочему? Что делать его руководителю, при условии, что он хочет сохранения государства и госпредприятия?

— РПТС выступила с обращением к руководству страны с четырьмя пунктами. В четвертом пункте трудовым коллективам рекомендуется создать независимые стачечные комитеты или провести открытые перевыборы в действующих структурах профсоюзов, а также предоставить время властям всех уровней для исполнения этих требований, не останавливая производство.

Этот пункт адресован скорее не властям, а самим трудовым коллективам. Профсоюзная форма консолидации рабочих гораздо более высокая, чем стачечные комитеты, которые уже взяты под контроль.

Другое дело, что управление в профсоюзах по сути принадлежит работодателю. Именно поэтому эффективной формой сейчас может являться направление протеста не на создание новых комитетов, а на скорейшее инициирование перевыборов в профсоюзных ячейках на местах. Это не требует каких-то согласований сверху и потому может массово практиковаться инициативными группами.

Изображение: (сс) Zelyoniy.anton
Забастовка у ОАО «СветлогорскХимволокно»
Забастовка у ОАО «СветлогорскХимволокно»

Что вы думаете о митингах в поддержку Лукашенко? Удалось ли ему переломить процесс? Сможет ли он вернуть доверие народа после нынешнего кризиса?

— Лукашенко — серьезная фигура на политическом поле. Охранители не признают, что это уже не тот президент, который гарантировал справедливую социально-экономическую модель, а правитель, любыми средствами стремящийся сохранить трон. Они помнят все его безусловные достижения, но не хотят признать, что его многовекторное шарахание и неэффективное управление экономикой привели к кредитной ловушке, из которой банковские и промышленные корпорации Китая, России и Евросоюза уже не позволят выйти живым и невредимым. Доверие народа Лукашенко уже не вернет, хотя для многих останется в истории положительным.

Чучхе по-белорусски не получится из-за давления внешнего долга и открытости всех институтов страны. Потому мы вынуждены признать, что Белоруссия из социально-ориентированного госкапитализма шагнет в рыночный или даже олигархический. Задача и левых, и ура-патриотов — как можно быстрее перестроиться с поддержки уходящей эпохи на защиту общества от монополизации политического поля националистами и либералами и хотя бы успеть занять место в оппозиции.

Как Вы относитесь к обещанию Лукашенко изменить конституцию и провести досрочные выборы? Возможен ли сценарий, при котором лидеры протестующих и Лукашенко придут к компромиссу путем переговоров?

— Любые отсрочки на выполнение конституционных и прочих переходов минское политбюро попытается использовать для того, чтобы не отдавать власть. На это нужны минимум полгода, а договоренности в Брюсселе не дают ему времени и резкий обвал экономики наступит уже в сентябре.

Единственным реальным противником Лукашенко сейчас является слабая экономика. Включение дефолтного сценария не позволит ему удержать кредитную лавину. А отдав рычаги управления в экономике, ему придется попрощаться и с креслом политика.

У белорусских спецслужб и президента всё же еще есть козыри для снижения градуса протестов. Это находящийся в СИЗО КГБ блогер Сергей Тихановский и несостоявшийся президент Светлана Тихановская.

Если власти удастся искусно разыграть эту карту, появится шанс даже в условиях экономической катастрофы переключить градус недовольства с политического на экономический и социальный. Но даст ли это поддержку Лукашенко? Непонятно.

Изображение: president.gov.by
Митинг на площади Независимости в Минске в поддержку Александра Лукашенко
Митинг на площади Независимости в Минске в поддержку Александра Лукашенко

Протестующие используют герб и флаг, под которыми много лет до этого выступали прозападные и антироссийские силы. Как вы считаете, что нужно Белоруссии: сближение с Россией, сближение с Западом, усиление суверенитета? Почему?

— Мы выступаем за то, чтобы меньше зомбировать население различными отвлекающими атрибутами, как это делают националисты и русофобы. Мы выступаем за крепкие экономические отношения с Россией, пусть и в новом формате. Более 50% внешних заимствований белорусского государства и предприятий приходятся на Россию. Производственная кооперация также ориентирована на восток. Потому глупо даже говорить о каком-то развороте. Ну, а о суверенитете речь уже не идет. Потеряв экономический суверенитет, политический падет очень скоро, хотя внешне страна может остаться независимой. Власть в Белоруссии будет распределена между промышленными и банковскими группами России, Китая и ЕС, а белорусские политики будут допущены в новую конкурентную среду для решения только второстепенных вопросов.