Триумф, да не тот, или О результатах голосования по поправкам к Конституции
1 июля завершилось голосование по вопросу принятия поправок к Конституции России. Согласно данным ЦИК, представленным после обработки 100% протоколов, поддержали предлагаемые изменения 77,92% от числа проголосовавших граждан, против принятия выступили около 21,27%. Явка составила порядка 65%.
Это сухие факты, которые требуют интерпретации. Как же их интерпретируют? Не иначе как в превосходных степенях: высочайшее доверие, уважение, триумф президента России Владимира Путина.
Так, после окончания всероссийского голосования, в эфире телепередачи «Вечер с Владимиром Соловьевым» ведущий заявил: «Вот сегодняшнее голосование — это не только высочайший знак доверия президенту, это не только высочайший знак уважения к тем людям, которые работали над поправкой к Конституции, но это и оценка деятельности нашего правительства и всей структуры власти в очень тяжелый момент. [Результат голосования] показывает, что уровень доверия такой, что американские, британские, французские и прочие коллеги переживают, но и близко приблизиться не могут».
Далее Владимир Соловьев добавил: «Ведь это оглушительная легитимность». Правда, не уточнил — кого. Видимо, опять же, президента и правительства.
Дальше — больше. 2 июля в Кремле заявили, что они полученные итоги голосования «однозначно считают триумфом. По сути, де-факто состоялся триумфальный референдум о доверии президенту Путину».
Позже это повторил председатель Государственной думы Вячеслав Володин, сказав, что голосование по поправкам фактически стало «референдумом о доверии» действующему президенту.
А мэр Москвы Сергей Собянин добавил: «По сути, голосование по Конституции стало плебисцитом о консолидации общества вокруг президента России Владимира Путина».
Так и просятся на язык строчки Высоцкого: «Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее!»
А если серьезно, то подобные заявления просто приводят в недоумение! Откуда такая поспешность с выводами? Откуда эти фанфары? Ведь если копнуть чуть глубже, то станет очевидно, что результаты голосования свидетельствуют о совершенно иной картине.
Результаты голосования говорят о том, что народ совершенно не поддерживает курс нынешнего правительства — как, впрочем, и предыдущего — и хочет совсем иной политики.
Это ясно видно, если посмотреть не на итоговые результаты голосования, а на поддержку гражданами отдельных поправок. И хотя власть под разными предлогами лишила граждан России возможности голосовать за каждую поправку отдельно, нашлись-таки люди, действительно пожелавшие знать «общество, в котором мы живем». Они провели соответствующее исследование общественного мнения.
Социологический опрос Сергея Белановского и Анастасии Никольской «Общее отношение к плебисциту по поправкам в Конституцию РФ» проводился с 18 по 24 июня 2020 года. В опросе приняли участие 1267 респондентов. По данным исследователей, «статистическая ошибка с вероятностью 95% не превысила 2,8%».
Данное исследование особенно интересно и показательно потому, что оба автора безусловно склоняются в либеральную сторону политического спектра. Однако результаты их исследования являются тревожными в первую очередь именно для либералов.
Оказалось, что граждане в целом поддерживают те изменения, которые закрепляют лево-консервативный курс государства. Консервативный — в смысле отстаивания традиционных ценностей и левый — в смысле повышения социальной защищенности. И совершенно не поддерживают изменение политического устройства государства.
В частности, опрошенные выступили против перераспределения полномочий между органами власти, создания государственного совета, расширения полномочий президента и т. д.
Если же рассмотреть поправки, которые граждане поддержали, становится очевидно, что последние десятилетия власть в России реализует строго противоположные установки. Откровенно пренебрегая пожеланиями народа.
Поправка | За | Против |
Российская Федерация уважает труд граждан и обеспечивает защиту их прав | 91 | 9 |
Государство создает условия для достойного воспитания детей в семье | 87 | 13 |
Государственным языком РФ на всей ее территории является русский язык как язык государствообразующего народа | 85 | 15 |
В РФ создаются условия для устойчивого экономического роста страны и повышения благосостояния граждан | 86 | 14 |
В РФ обеспечиваются сбалансированность прав и обязанностей гражданина | 85 | 15 |
Дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России | 84 | 16 |
Государством гарантируется минимальный размер оплаты труда не менее величины прожиточного минимума | 84 | 16 |
В РФ осуществляется индексация пенсий не реже одного раза в год | 83 | 17 |
РФ обеспечивает защиту исторической правды | 81 | 19 |
В РФ обеспечиваются экономическая, политическая и социальная солидарность (людей) | 81 | 19 |
РФ не допускает умаления значения подвига народа при защите Отечества | 80 | 20 |
В РФ формируется система пенсионного обеспечения граждан на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений | 80 | 20 |
Института брака — это союз мужчины и женщины | 75 | 25 |
Государство создает условия для воспитания у детей патриотизма | 69 | 31 |
РФ обеспечивает сохранение памяти предков, передавших нам идеалы и веру в Бога | 68 | 32 |
Положения (ратифицированных Россией) международных договоров в их истолковании, противоречащем Конституции РФ, не подлежат исполнению | 64 | 36 |
Нет, конечно, действующая власть отвечает на существующий лево-консервативный запрос куда больше либералов из оппозиции. Но суть в том, что общество твердо считает этот ответ недостаточным.
Не менее интересно рассмотреть поправки, которые граждане не поддерживают:
Поправка | За | Против |
Президент может преодолеть вето Государственной Думы, отправив закон на рассмотрение в Конституционный суд, решение которого станет окончательным | 41 | 59 |
На территории РФ могут быть созданы федеральные территории, в которых организация публичной власти будет устанавливаться особым законом | 36 | 64 |
Президент может назначать и освобождать судей Конституционного и Верховного судов, а также прокуроров (с согласия Совета Федерации) | 34 | 66 |
В случае принятия поправок в Конституцию полномочия Президента будут значительно расширены | 30 | 70 |
Для обеспечения взаимодействия (других) органов власти Президент формирует новый орган власти — Государственный совет. Статус Совета будет определяться особым законом | 29 | 71 |
Лицо, занимавшее должность Президента РФ до принятия настоящих поправок, может занимать эту должность еще два срока («обнуление» сроков для президента Путина) | 26 | 74 |
Одно и то же лицо может занимать должность Президента РФ не более двух сроков | 24 | 76 |
После принятия поправок Президент будет назначать большее число членов Совета Федерации (до 30 человек, из них до 7 пожизненно) | 19 | 81 |
То есть граждане считают «обнуление» сроков глупостью, а бесконечные сроки — вполне разумными. Иными словами, общество было бы не против долгосрочного правления президента: зачем его менять, если он проводит правильный, с точки зрения избирателей, курс. Другое дело, что глава государства должен реализовывать именно этот запрос.
Однако примененная на голосовании по поправкам технология: или всё или ничего — поставила граждан перед сложным выбором. В случае поддержки поправок — более-менее управляемый политический процесс, который, как следует ожидать из идеологического характера поправок, будет сдвинут в лево-консервативную сторону. А в случае отвержения поправок — резкое обострение процессов с неясными последствиями, да еще в условиях возрастающей хаотизации в мире.
В этой ситуации граждане поступили в соответствии со словами шекспировского Гамлета: «Мириться лучше со знакомым злом, чем бегством к незнакомому стремиться!» То есть выбрали меньшее из зол.
Результаты опроса Белановского и Никольской верно предсказали явку, но не совпали с итогами голосования. Однако, мы не видим в этом оснований кричать ни о подделанных результатах голосования, ни о негодности проведенного соцопроса. Потому что прочие цифры данного исследования подтверждаются и другими социологическими данными.
Так, крупный социологический опрос АКСИО-8, выполненный агентством АКСИО и посвященный последствиям пенсионной реформы, который проходил с 10 июня по 10 июля 2019 года и в котором приняли участие более 85 тыс. человек, показал, что 72% граждан не удовлетворены отношением власти к народу.
Подавляющее большинство граждан желает изменения политического курса в сторону социализма или социал-демократии (51,3% и 40,6% соответственно). В сумме это практически 92%. Сравните их с 91% поддержки нормы «Российская Федерация уважает труд граждан и обеспечивает защиту их прав» в опросе Белановского и Никольской.
Ведь в расхожем понимании социал-демократия и социализм как раз и представляют собой уважение к труду и защиту социальных прав граждан.
А о какой защите социальных прав может идти речь, когда, согласно тому же АКСИО-8, 52% граждан прямо не считают современную Россию социальным государством, а еще 37% затрудняются с ответом, то есть тоже не готовы назвать ее таковым.
Таким образом, говорить о «триумфе», об «оглушительной легитимности», о «доверии всей структуре власти» категорически неверно — и крайне опасно!
И если представители власти, получив соответствующие результаты голосования, скажут свое излюбленное «всё в шоколаде» и начнут почивать на лаврах, это будет страшно. Потому что такая картина абсолютно не соответствует реальности.
Из неверных предпосылок будут сделаны неверные выводы и предприняты ошибочные шаги. А в текущей острой политической ситуации они могут обойтись стране и гражданам слишком дорого.