Снова виноваты русские? С чем на самом деле связан газовый кризис в ЕС
Цена на природный газ в очередной раз обновила исторический максимум, достигнув $1300 за тысячу кубометров. Таким образом, цена на голубое топливо на нидерландской бирже TTF выросла в шесть раз с начала года.
Такой колоссальный рост не может не сказаться на экономическом состоянии стран-импортеров газа, а также не повлиять на отношения между импортерами и экспортерами.
Тема дорогого газа стала самой обсуждаемой в Европе. Группа депутатов Европарламента уже обратилась в Еврокомиссию с требованием расследовать деятельность «Газпрома» по поддержанию высоких цен на газ. По этому поводу высказались и президент России Владимир Путин, и премьер-министр Франции Жан Кастекс.
«Газпром» и российские власти отрицают обвинения в завышении газовых цен. И если разобраться, то у энергетического кризиса в Европе, действительно, много причин, и заинтересованность России в высоких ценах является далеко не первой.
Спотовые цены трубного газа на европейской бирже неуклонно росли с начала марта. С конца июня 2021 года рост цен незначительно ускорился и к началу августа цены оказались более чем в двое выше, чем в начале года. Это при том, что летние месяцы традиционно являются временем меньшей нагрузки на газотранспортную инфраструктуру из-за меньшего спроса, а оборудование проходит плановые ремонты.
Некоторые эксперты связывали рост цены в первые летние месяцы с тем, что «Газпром» с мая перестал выкупать дополнительные транспортные мощности Украины, ограничившись лишь объемами, предусмотренными российско-украинскими договоренностями (согласно им, «Газпром» обязуется прокачивать 40 миллиардов кубометров газа через Украину ежегодно до 2024 года) и дополнительной прибавкой в 15 миллионов кубометров в сутки (Украина предлагала гораздо больше — около 63 млн кубометров в сутки дополнительных объемов).
Также 3 августа «Газпром» отказался от дополнительных мощностей по прокачке газа через Польшу. Тогда стоимость газовых фьючерсов на лондонской бирже ICE достигала $520 за 1 тыс. кубический метр. А потом случилась авария, которая резко изменила ситуацию.
Пожар на заводе в Новом Уренгое
В ночь с 5 на 6 августа произошла знаменитая авария на заводе «Газпрома» в Новом Уренгое. Это вызвало шестипроцентный рост цен. Оказалось, что прокачка по газопроводу Ямал — Европа была снижена с 2,1 млрд кубометров в сутки до 1,5 млрд кубометров в сутки.
Авария также негативно сказалась на поставках газа на внутренний рынок, так как завод обеспечивал переработку различных вторичных продуктов производства многих предприятий в регионе. В частности, речь шла о первичной переработке газового конденсата и транспортировке его в магистральный конденсатопровод Уренгой — Сургут.
В СМИ прошла информация о том, что «Газпром» не будет ремонтировать поврежденное оборудование, поскольку его и так собирались в плановом порядке заменить в 2022 году. Но это же означает, что до начала зимы поставки по газопроводу Ямал-Европа не будут возобновлены в полном объеме.
31 августа глава финансового департамента компании Александр Иванников заявил, что поврежденное оборудование заменят до конца 2022 года. То есть пока о полном возобновлении поставок по этой ветке можно даже не мечтать.
Цены продолжали расти. Глава «Оператора Газотранспортной системы Украины» (ОГТСУ) Сергей Макогон поспешил обвинить «Газпром» в искусственном снижении количества газа в европейских ПХГ, которые принадлежат Российской компании. Якобы, так русские, выполняя свои обязательства по контрактам, лишь компенсируют невозможность поставить газ через Ямал-Европу, но при этом не задействуют дополнительные мощности Украины и таким образом искусственно создают дефицит голубого топлива в ЕС.
Однако причина избегания «Газпромом» ГТС Украины не политическая, а экономическая. Дело в том, что увеличение поставок газа сверх предусмотренного соглашения оплачивается по более высокой ставке. Поэтому логика «Газпрома» понятна: гораздо выгоднее использовать все возможные альтернативы для выполнения обязательств по контрактам, даже если европейские страны получат свой газ также в обход Украины, позже и по спотовым сделкам.
Сентябрь оказался месяцем ценовых рекордов для голубого топлива. Особенно быстро цена подскочила на фоне сообщений, что и в сентябре «Газпром» отказывается от дополнительных мощностей Украины (за которые нужно отдельно доплачивать) и забронировал только треть объема транзита газа через Польшу. И без того высокая цена за этот месяц удвоилась и достигла тех самых $1200 за тысячу кубометров.
Кто виноват?
В Европе и на Украине быстро нашли виновников энергетического кризиса. Конечно, во всем оказались виноваты русские. 40 депутатов Европарламента заподозрили «Газпром» в особых действиях, которыми компания повысила цены на газ. Но даже в Еврокомиссии признали, что для роста цен есть объективные причины.
Во-первых, выросло потребление энергии по сравнению с прошлым годом — все отмечают рост деловой активности после коронавирусных ограничений.
Во-вторых, в Европе реализуются инициативы по сокращению выбросов углекислого газа, что увеличило цены на европейские экологические квоты (ETC), а газ является наиболее чистым топливом из традиционных источников энергии.
И конечно, стоит отметить, что европейские газохранилища заполнены только на 71%, а ведь даже в 2020 году, когда из-за локдаунов потребление тепла было ниже, ПХГ Евросоюза были заполнены на 82%.
В Еврокомиссии не назвали всех факторов, повлиявших на рост цен, но их список легко можно дополнить.
Так, стоит упомянуть о росте нужды в газе на азиатских рынках. В том числе в связи с тем, что там тоже идет восстановительный процесс в экономике после пандемии 2020 года. Это привело к тому, что США продолжили транспортировать свой сжиженный газ на азиатские рынки, оставив Европу без этого подспорья.
Другим важным фактором стала низкая эффективность альтернативных источников энергии. Например, из-за штиля в Северном море в разы упала выработка электроэнергии на европейских полях ветряков.
Специально ли «Газпром» поставляет меньше газа в ЕС? Едва ли. Даже украинские эксперты признают, что компания приближается в этом году к историческому максимуму по поставкам в Европу трубного газа.
В самой компании говорят, что в этом году, несмотря на аварию, намерены превзойти исторический максимум по добыче газа. Единственное, чего не делает «Газпром», — это не увеличивает поставки через Украину. Чего в этом больше — экономического интереса (нет желания переплачивать за зря) или есть политический (хочется, чтобы ЕС все-таки сертифицировала «Северный поток — 2») — уже не так важно.
Кроме того, холодная зима прошлого года в России сильно сократила собственные запасы страны. А значит, российские ПХГ тоже нужно наполнять. В «Газпроме» отмечают, что март в этом году был фактически зимним месяцем. При этом август по объемам добычи и поставки тоже оказался фактически зимним по нагрузке на оборудование, хотя в этом месяце традиционно должно было проходить техобслуживание.
Поэтому никаких особых излишков газа, чтобы поставлять их по невыгодному украинскому маршруту, нет. Плюс у «Газпрома» остаются обязательства перед теми европейскими странами, которые заключили долгосрочные контракты с ним, и цена газа для которых привязана к цене на нефть (это Германия и Турция).
Цена для этих стран не превышает $400 за тысячу кубометров. Остальным же придется покупать газ по спотовым ценам, сопоставимым с ценами на рынках Азии… Или просить руководство ЕС ускорить сертификацию «Северного потока — 2».
Читайте также: Еврокомиссия не должна влиять на газовый рынок — депутат бундестага