Об одной песне Б. Гребенщикова и реальности

Франсиско Гойя. Офорт № 34 из «Капричос»: Сон одолевает их. 1799
Франсиско Гойя. Офорт № 34 из «Капричос»: Сон одолевает их. 1799

Один мой товарищ, который по жизни общается с очень разными людьми, как простыми рабочими, так и бизнесменами, рассказал, что ему и первые, и вторые постоянно цитируют одну из песен Гребенщикова.

Это поганая матерная песня. Ее название можно примерно передать как «Нас с тобою обманули», только последнее слово звучит гораздо грубее.

Послушав эту песню и посмотрев популярный клип с этой песней, я был поражен, насколько она созвучна тому человеческому обмельчанию, о котором Сергей Ервандович говорит в своем цикле передач о коронавирусе.

Привожу небольшую часть текста песни, убрав из нее матерные слова.

Жаль, подмога не пришла,
Подкрепленье не прислали.
Нас осталось только два,
Нас с тобою *****.
Все братушки полегли
И с патронами напряжно,
Но мы держим рубежи,
Сражаемся отважно…

Вот это «нас с тобою *****» постоянно повторяют, что обычные люди, что люди со статусом. Ну и остальная песня ни у кого из них вопросов не вызывает.

У клипа, то ли снятого, то ли наложенного на эту песню, на YouTube 7 миллионов просмотров. То есть никак нельзя сказать, что это что-то типа для «избранных». Это популярная песня, не вызывающая никакого отторжения у большого числа слушателей современной музыки, созвучная их мыслям.

Что же это за мысли? На мой взгляд, они сводятся к следующему: «Мы тут с тобой корячимся, скоро сдохнем, а властям на это наплевать — мы для них пушечное мясо».

Но, во-первых, в песне речь идет о войне, на которой сражаются двое бойцов. А поющие эту песню или поддакивающие ей — ни на какой войне не находятся. Они находятся, например, в бане или на даче, где, соответственно, пьют пиво и едят шашлыки.

Во-вторых, в песне поется о том, что братья-бойцы честно сражались до последнего и сами никого не предавали. Их предала власть — по крайней мере, так говорится в песне.

Но поющие эту песню вслед за Гребенщиковым люди (впрочем, как и сам певец) — сами являются предателями. Они предали своих великих предков, которые погибли в Великой Отечественной войне, спасая свою Родину и мир от фашизма. Поющие эту песню отказались от их завоеваний, от шанса построить новую жизнь, дарующую человеку новые возможности для развития и восхождения… Отказались ради того, чтобы «вкусить потребительских благ западной цивилизации», ездить на дачу, жарить шашлычки, пить пиво и всячески наслаждаться жизнью.

Советский Союз этому их наслаждению почему-то очень сильно мешал. Они видели его как обременение и отказались от него ради каких-то потребительских удовольствий.

Да, надо согласиться с тем, что значительная часть партийной верхушки в СССР 1980-х гг. поступила не лучше и тоже предала своих предков и их деяния. Но речь никак не может идти о том, что поющие эту песню — кристально чисты, а власть такая ужасная и предательская. Ибо большинство простых людей поддержало перестройку-1, а затем вместе со своими потомками приветствовало потребительскую мещанскую жизнь постсоветской России.

В-третьих, в песне идет речь о том, что бойцы, которых предали, готовы принять мученическую смерть.

Поющие же эту песню Гребенщикова (да и сам певец) никакую смерть принять не готовы. Более того, они-то как раз хотят жить, и жить хорошо. А песня эта им созвучна не потому, что они тоже воюют и скоро погибнут, а потому что с ними эта самая «предательская власть» просто не поделилась.

Их претензия в обмане со стороны власти заключается в том, что им просто не дали ту долю потребительского благополучия, которую они хотели получить. И поэтому эта власть является как бы предательской, а не потому, что она бросила людей на смерть.

Я не представляю, как можно всего этого не понимать. Однако песня пользуется бешеной популярностью и никаких противоречий в сознании человека не вызывает.

И так у нас происходит во всем. Человек говорит, что пойдет сражаться, если ты только дашь ему автомат, но на самом деле он ничего не может. А если ты ему этот автомат дашь, то он перепугается и скажет, что это всё его не касается.

Мы живем в каком-то безумии, в котором люди видят себя сражающимся на фронте бойцами, которых предала власть. А в реальности они являются расслабившимися, погрязшими в пороках и потреблении людьми… То есть являются прямой противоположностью бойцам, сражающимся на фронте.

Преодолеть подобное неадекватное состояние могла бы помочь культура. Но, как мы видим на примере песни Гребенщикова, современная российская культура не то что не хочет преодолевать это безумие и неадекватное состояние. Она его напрямую эксплуатирует и усугубляет. Она на этом зарабатывает и делает безумие еще сильнее.

Без преодоления этого безумия ничего сделать нельзя. Ты будешь говорить людям, что надо встать с кровати и за что-то бороться (например, отменить пенсионную реформу), а они будут считать, что и так уже чуть ли не подыхают на различных «фронтах».

В чем же выход?

Сначала человек сам должен увидеть свое плачевное состояние, встретиться с реальностью, ужаснуться и сделать из этого состояния первый, самый трудный шаг. И потом каждый день совершать такие же трудные шаги, опираясь на традиционные ценности, любимых людей, высокий смысл, заключенный в жизни и в истории… И только потом может начаться какое-то восхождение.

А до этого всё будет просто быстрее или медленнее гнить…

И люди, и страна.