Отмена бакалавриата в России. Как это изменит нашу систему образования?
Министр науки и высшего образования Валерий Фальков в мае 2024 года объявил о том, что с 2025 года из отечественной системы образования будет исключено понятие «бакалавр». В рамках готовящейся реформы разделение будет происходить на высшее образование и специализированное высшее.
Обосновывается это тем, что специалистов по ряду направлений невозможно подготовить за четыре года. Министр отметил, что таким специальностям, как инженеры, врачи и педагоги, необходимо обучать не меньше пяти лет.
Эти изменения проходят в рамках поручения президента России Владимира Путина о создании в стране собственной системы образования.
Проект реформы высшего образования
Впервые Путин заявил о реформе образования в феврале 2023 года. Тогда президент в послании Федеральному собранию предложил вернуться к традиционной системе подготовки специалистов с высшим образованием. Вслед за этим в апреле 2023 года в Минобрнауки предложили отказаться от бакалавриата, магистратуры и специалитета. Вместо них пообещали представить проект новой системы образования.
В мае 2023 года Путин подписал указ о запуске пилотного проекта по реформе высшего образования в шести вузах страны. В нем предполагалось базовое и специализированное высшее образование, а также профессиональное. Под специализированным понимается то, что раньше называлось магистратурой, а под профессиональным — аспирантура. Эксперимент начали проводить уже во время 2023–2024 учебного года.
В рамках проекта вузы должны направлять в правительство отчеты о работе новой системы и предложения по ее корректировке. А правительство в свою очередь обобщит эти данные и к 30 июля 2024 года предоставит доклад о ходе эксперимента в администрацию президента.
Стоит отметить, что пафос реформы проходит под слова об отказе от Болонской системы, хотя президент и призывает учесть «опыт последних десятилетий».
Болонская система
Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года, а разделение на бакалавров и магистров повсеместно начали внедрять в нашей системе образования в 2007 году после подписания Путиным соответствующего указа.
Болонская система появилась в 1999 году, а имя ей присвоено в честь города Болонья в Италии, где находится старейший университет в Европе. Идея заключалась в том, чтобы выработать внутри Европы единую систему образования. В отличие от России, образование там было децентрализовано. Даже внутри одного государства университеты могли иметь свою учебную программу. В европейских странах поняли, что такая сегментация образования мешает развитию науки. Особенно остро этот вопрос стоял в рамках построения единой Европы в формате Евросоюза.
Но сами европейские страны не спешили менять уже выстроенные у себя собственные системы образования. Тогда была выработана система оценивания знаний, которая могла бы поспособствовать перемещению студентов между учебными заведениями Европы. Мобильность учащихся и преподавателей внутри Европы в принципе провозглашалась одной из главных целей Болонского процесса.
Также был осуществлен переход на двухуровневую систему высшего образования — бакалавриат и магистратура. При этом бакалавриат, ввиду ограниченного количества часов на обучение, создавался в рамках идеи быстрого выпуска узкого специалиста под конъюнктуру рынка. Эта система стала проблемной в Европе уже в те годы, когда наша страна только успела ступить на те же рельсы. Дело в том, что рынок имеет свойство быстро меняться, и бакалавр, будучи узким специалистом, перестает соответствовать запросам работодателей. Это приводило к тому, что человек, получивший диплом бакалавра, после потери работы снова должен был переучиваться, чтобы занять место на рынке труда.
Система оценивания тоже имела свои серьезные недостатки. Были выработаны принципы оценки знаний, но это отнюдь не предполагало построения цельного курса обучения. Принцип заключался в том, что студент зарабатывает баллы, сумма которых показывает, что он изучил некий курс. При этом студент сам выбирает, на слушании каких предметов он зарабатывает эти баллы. А так как Болонский процесс не предусматривает единой программы, то шансы на получения целостной картины по тому или иному профилю оказываются невелики.
Российские учебные заведения присоединялись к европейской системе постепенно и не все полностью перешли на ее стандарты. Но сам по себе переход на Болонскую систему реализовывался в рамках подгонки нашего образования под западные стандарты. Об этом недавно вспоминал президент Российской академии наук (РАН) Геннадий Красников.
«Болонская система возникла по одной причине. Она была связана с тем, чтобы наши дипломы могли приниматься и котироваться за рубежом», — заявил Красников в ноябре 2022 года.
Это при том, что российские дипломы так и не получали автоматического подтверждения в Европе. Но этот процесс соответствовал господствовавшей последние тридцать лет идее вхождения России в Запад.
Добровольный отказ или изгнание?
Разрыву с Болонской системой поспособствовало начало проведения специальной военной операции на Украине в феврале 2022 года. В апреле того же года Болонская группа объявила о решении приостановить представительство России в структурах Болонского процесса. В соответствующем заявлении Болонская группа не только полностью встала на сторону Украины, но и приветствовала тех жителей России, которые участвуют в акциях протеста против спецоперации.
Именно после этого начались разговоры об отказе России от Болонской системы. Уже в мае 2022 года Фальков назвал Болонскую систему «прожитым этапом», а в 2023 году и вовсе заявил, что Россия не может выйти из Болонской системы, потому что «мы туда не входили».
Но если даже говорить о том, что Россия не входила в Болонскую систему, то это не значит, что ее стандарты не вводились в нашей стране. Ведь у нас же были созданы магистратуры, тот самый, отменяемый теперь, бакалавриат и иные атрибуты европейской системы.
«Мы понимаем, что пресловутая Болонская система больше не справляется с задачами ускоренного технологического развития и модернизации экономики России, а значит, не отвечает интересам нашей страны», — заявляет глава Минобрнауки в феврале 2023 года.
Но в свете последовательности событий возникает вопрос — наши чиновники отказались бы от Болонской системы, если бы не само решение Болонской группы? Произносится много речей о проблемах подготовки кадров, но со стороны это выглядит как вынужденная мера в связи с изменившейся политической обстановкой.
Метания властей
Риторика официальных лиц также не показывала какой-либо решимости в изменении системы образования. За последние два года мы слышали множество противоречащих друг другу заявлений.
В октябре 2022 года заместитель председателя Совета безопасности Дмитрий Медведев заявлял, что нынешняя российская система образования работает хорошо, и она отнюдь не была слепо скопирована. Напротив: по его словам, она сочетает в себе традиции советские и дореволюционные.
Примечательно, что отсылка к советскому образованию из уст чиновников звучит при всех описываемых вариантах.
Так, например, премьер-министр России Михаил Мишустин на встрече с фракцией КПРФ в марте 2023 года сказал о необходимости «реализовать все, что нужно, в лучшем виде, переняв традиции профессионального советского образования».
Если сравнить хотя бы эти два заявления, то получается, что нам нужно перейти от советских традиций образования к опять же советским. Как будто «советское образование» — это некая мантра, которую обязательно надо произнести для обоснования любых решений. Словно, при объявлении любых реформ нужно адресоваться к «золотому веку» — риторика в лучших китайских традициях.
Аналогичные отсылки звучат из уст большинства чиновников, хотя и с некоторыми оговорками. Первый заместитель руководителя администрации президента Сергей Кириенко в феврале 2023 года отмечал, что «в этом быстроменяющемся мире опираться только на опыт и наследие, ничего не меняя, не получится».
Причем, какие именно принципиальные изменения ждут нашу систему образования, до сих пор непонятно. До последнего заявления Фалькова даже по вопросу об отмене бакалавриата озвучивались различные позиции. Например, еще в декабре 2022 года в прессе писали о том, что в Минобрнауки считают нецелесообразным полный возврат к специалитету и незамедлительный отказ от Болонской системы. Хотя в пресс-службе ведомства и не подтвердили такую информацию. Зато помощник президента Андрей Фурсенко в феврале 2023 года и вовсе заявлял о том, что дипломы бакалавра будут приравнены к дипломам о полном высшем образовании.
Сложившаяся картина показывает, что для наших властей изгнание России из Болонской системы обрушилось как снег на голову. Противоречащие друг другу заявления говорят о стратегической растерянности наших властей в связи с отменой участия России в западных структурах. И учитывая, что отменять Болонскую систему поручено тем же людям, которые ее внедряли, вряд ли кто-либо заранее грядущие реформы готовил и продумывал.
Развитие без отказа от Болонской системы?
Глава комитета Госдумы по науке и высшему образованию Сергей Кабышев в июне 2022 года писал, что проблема заключается не в Болонской системе как таковой, а «в отсутствии стратегии образования в России, ее государственной миссии».
«Сегодня стоит задача актуализировать национальную систему высшего образования, в том числе с точки зрения усиления ее фундаментальности, направленности на целостное и всестороннее развитие личности. А это, разумеется, не сводится к тому, сколько уровней высшего образования. Куда важнее здесь, полагаю, вопрос о роли педагога, которая должна рассматриваться как форма социального служения, а не какая-то сервисная функция», — считает Кабышев.
О том, возможно ли развитие в рамках имеющейся системы, ИА Красная Весна решило спросить у Ольги Тимофеевой, члена Совета Федерации от Севастополя в 2014–2019 гг.
Она отметила, что модели Болонской системы нарушают сам принцип системного подхода в образовании, что в конечном итоге приводит к узкому пониманию задач, и как следствие, отсутствию заинтересованности в работе и невозможности профессионального становления.
«Разрушение нашей советской страны было связано прежде всего с разрушением системообразующего подхода во всех сферах государственного управления. Система образования не стала исключением», — заявила Тимофеева.
Читайте также: Качественное изменение высшего образования невозможно без отказа от Болонской системы. Интервью с Ольгой Тимофеевой
Что касается последнего заявления министра образования, то бывший сенатор указала на то, что для качественного изменения образования за новой терминологией должны последовать изменения «организационно-управленческой модели, структуры и содержания образования, номенклатуры специальностей».
«Если вопрос суверенитета страны является вопросом нашего выживания как страны и народа, то изменения в системе образования должны быть не имитационно декларативными, а действенными. Как минимум, необходимо возвращать комплексное обучение инженера, умеющего ставить задачи, находить системные решения, создавать прототипы, получать конечный продукт, понимать сферы его использования и механизмы развития», — отметила Тимофеева.
Что дальше?
Если чиновниками так и не будут объявлены существенные изменения, планируемые в рамках реформы, то можно предположить, что анонсированный отказ от бакалавриата является лишь отменой лишнего звена в современном российском образовании без серьезного изменения системы как таковой.
Большинство экспертов говорит о том, что работодатели не понимают, что из себя представляет диплом бакалавра. Из-за этого большинство студентов, получив такой диплом, поступают в магистратуру. Так что решение об отмене бакалавриата логично укладывается и в рамки той системы, которая сложилась на сегодняшний день.
Но так ли это на самом деле, мы, возможно, уже узнаем 5 июня — в этот день запланировано выступление министра науки и высшего образования Валерия Фалькова в Совете Федерации. Ожидается, что его выступление будет как раз посвящено пилотному проекту по изменению уровней профессионального образования. Пока же заявления официальных лиц не могут дать полной картины готовящихся изменений.
(теги пока скрыты для внешних читателей)