Вероятность наступления Украины на Донбасс выше, чем когда-либо. Интервью
2 декабря ФСБ России были пойманы два украинских шпиона и один диверсант. В ведомстве уточнили, что задержанные занимались сбором секретной информации и подготовкой теракта на территории трех регионов РФ. Следствие подчеркнуло, что все необходимые доказательства, подтверждающие подготовку фигурантов к теракту, получены. По данным ЦОС ФСБ, украинцы собирали информацию о российских стратегических объектах и занимались подготовкой теракта. Угрозу участившихся случаев шпионажа на территории России украинских спецслужб обсудил с ИА Красная Весна военный эксперт, редактор журнала «Арсенал Отечества» Алексей Леонков.
ИА Красная Весна: Украина активизировала свою разведывательную деятельность на территории России и республик Донбасса. Провокации со стороны Украины были и раньше, но сейчас это происходит на фоне общего обострения вдоль всей западной границы России, а также Белоруссии. Как Вы видите ситуацию?
Леонков: Вы правильно заметили, что такого рода деятельность не прекращалась. То есть мы таких вот «товарищей», которые работают на СБУ или на их управление разведывательное, ловили и раньше и, наверное, будем ловить и дальше.
Вопрос, совпадает ли это с какими-то событиями? Да. Сейчас разворачивается определенная цепочка событий, которые прежде всего давят на Россию. Это и события на польско-белорусской границе, это и события, происходящие в Закавказье. Все это места, которые можно назвать горячими точками.
В США есть некоммерческая организация, которая выполняет функции стратегического исследовательского центра, которая называется Rand Corporation. В одном из отчетов они говорили, что такие точки будут постоянно «дергать» Россию для ее сдерживания. Одной из таких точек является польско-белорусская граница, куда со стороны Польши стянута серьезная группировка войск. Это происходит после саммита министров иностранных дел в Риге, где Польша поднимала вопросы, связанные с мнимой агрессией со стороны Белоруссии и России.
Кроме того, ситуацию на Украине подогревают зарубежные СМИ, которые кричат, что «Россия стянула войска и не сегодня-завтра нападет». Даже назывались времена года, месяцы — декабрь, январь и даже февраль. Говорится, что будет зимняя кампания против Украины. Публикуются какие-то карты.
На что наша Служба внешней разведки ответила, что на самом деле войска стягивает не Россия, а Украина, прежде всего в Донбассе, вдоль линии боевого соприкосновения. Участились провокации. Стреляли и раньше, но сейчас огонь ведут интенсивнее. Усилилась работа диверсионно-разведывательных групп, попытки захвата бойцов Луганской, Донецкой республик. Летают беспилотники, которые сбрасывают на головы защитникам Донбасса и мирных граждан боеприпасы. То есть все это идет по определенному сценарию.
Руководство Украины постоянно ездит на консультации в европейские страны и США, заручается всякими видами помощи и поддержки. На этом фоне Блинкен высказывается о враждебном настрое России по отношению к Украине. И, наконец, сумасшедший Зеленский, который обещал, что 1 декабря его попытаются убрать в результате госпереворота. Зеленский власть свою сохранил, однако в своих высказываниях в отношении России и якобы российской агрессии стал еще резче.
ИА Красная Весна: То есть разговоры о госперевороте в начале декабря нужны были для нагнетания общей предвоенной обстановки?
Леонков: Да, сразу по нескольким направлениям идет обострение обстановки, которое заставляет Россию реагировать тем или иным образом. А главная цель, они надеются, что удастся спровоцировать наше политическое руководство на действия, которые они хотят получить, т. е. специально поднимаются ставки. Ведь речь идет о политических уступках на переговорах между президентами России и США.
ИА Красная Весна: Грубо говоря, речь идет не о подготовке серьезных боевых действий, а о нагнетании, поигрывание мускулами, демонстрирование силы и обозначение угрозы, что вот если не будете слушать нас, то обязательно будет хуже?
Леонков: Вы фактически процитировали Блинкена. Блинкен говорил, что если что, то Россию накажут. Но нужно вспомнить, что перед этими событиями министр обороны США Ллойд Остин объехал страны, такие как Украина, Грузия, Молдавия, дальше он там по южным странам блока НАТО проехался. И я думаю, что это турне было не просто так. После этого состоялись внеплановые учения США, которые наше Министерство обороны назвало опасными.
Я думаю, что скорее всего «бон вояж» связан с тем, чтобы выбрать ту страну, с территории которой можно сделать военную провокацию.
Грузия особенно желанием не горит, у нее там сейчас плотные политические процессы идут, Саакашвили все пытаются осудить и посадить. Но воевать с Россией они не очень хотят. И в риторике их политиков требования вернуть Южную Осетию и Абхазию последнее время не звучат.
Молдавия как бы прикусила язык, потому что когда стоял вопрос, встретят ли они зиму с газом или без газа, и понимая, что если они будут поддерживать антироссийскую политику, то останутся без газа — они выбрали газ.
Единственное, кто остался с желанием попробовать осуществить какую-нибудь крупную провокацию — это Украина, которая не собирается выполнять ни один из пунктов Минских соглашений.
При этом Зеленский все время настаивает на диалоге с Россией. Но Россия не видит, с кем договариваться на Украине. Потому что Зеленский недоговороспособен и несамостоятелен. То есть надо договариваться не с ним, а с тем, кто его дергает за нитки, как марионетку. Эти нити тянутся далеко, даже не Европу, а в Вашингтон.
Европа тоже хочет поучаствовать в игре и направляет на Украину военную миссию Европейского союза, которая обсуждает вопрос о создании постоянной военной миссии. Для этого они уже направили на Украину представителей своих сил специальных операций. Свой кусочек хочет урвать и Швеция, которая тоже туда направляет военных представителей.
Вокруг Украины такая истерия создается для того, чтобы Россия даже не шевелилась в сторону Украины, пока она будет решать вопросы, связанные с зачисткой Донбасса.
ИА Красная Весна: Когда может произойти наступление со стороны Украины? Какие сценарии развития событий возможны?
Леонков: Будем говорить о том, что если мы имеем в виду вероятность полномасштабного наступления со стороны Украины, то по сравнению с апрелем этого года и предыдущими годами, даже когда Порошенко вводил военное положение в прифронтовых областях с Луганской и Донецкой Народными Республиками — сейчас вероятность очень высокая. Выше, чем когда-либо.
Потому что сейчас подведены войска, проведены все, какие возможно, разведывательные полеты, начерчены все карты, планы, войска заняли позиции. Все готово к началу крупномасштабной военной операции.
Проведена прекрасная информационная кампания, чтобы отбить всякое желание России оказать помощь Донбассу в случае наступления украинских войск. В последнее время в США и европейских странах шли циклы передач по национальным телевидениям, в которых транслировалась одна мысль — Россия — это агрессор, которая хочет захватить большую часть Украины.
То есть по всем признакам видно, что Украина готовится к войне. Я бы подчеркнул, что есть множество сценариев, если их объединить, оперативно-тактические операции, то главная задача, стоящая перед Украиной — это выйти на границу с Россией. То есть расчленить республики, сделать это как можно быстрее, чтобы отсечь их от возможности получить военную помощь со стороны России. Это самый оптимистичный сценарий, в который они верят и при котором Украина в случае успешного выполнения действительно получит реальную помощь со стороны Запада.
На линии соприкосновения в Донбассе уже присутствуют британские бойцы сил специальных операций, которые могут оказаться в горячей точке. Их гибель в случае вмешательства России может стать основанием для применения пятой статьи блока НАТО. То есть НАТО может стать полноценным участником конфликта.
Однако они должны понимать, что Россия — это ядерная держава, и одно дело — грозить нам с какой-то высокой трибуны, а воевать — это совершенно другое. Поэтому НАТО будет занимать выжидательную позицию.
Второй сценарий, наиболее вероятный, при котором Украине не удастся достичь даже частичного успеха. Она военной агрессией спровоцирует Россию на ответные действия, в результате которых потеряет то, что имела до этого. Как дальше будет развиваться ситуация, то есть остановится ли народная милиция на административных границах Луганской и Донецкой областей, не пойдет ли она дальше, это вопрос открытый.
Если это произойдет, Украину конечно будут поддерживать, в основном на словах, России будут грозить санкциями. При этом санкции будут прежде всего касаться «Северного потока — 2». Сейчас ведь борьба идет вокруг него. Зима уже началась, а сроки сертификации «Северного потока — 2» находятся как раз в районе января. Поэтому кураторы из США пытаются любыми способами сорвать сертификацию «Северного потока — 2». Для этого годятся любые методы и провокации.
Произойдет ли она на польско-белорусской границе, на Украине, в Приднестровье, или в Закавказье, например, активизируются протурецкие элементы, которые контролируются со стороны британских спецслужб — не важно.
Как мы знаем, сейчас Турция находится в экономическом кризисе, из-за этого у них идут протесты с требованием отставки правительства и Эрдогана. В Турции «неожиданно» грянул экономический кризис, хотя об этом говорили в течение последних двух лет. Но грянул он именно сейчас. В то же время Эрдогану для спасения экономики Турции со стороны Запада может поступить предложение, от которого он отказаться не сможет и его придется отрабатывать. Видимо поэтому Эрдоган хочет стать «посредником» в переговорах России с Украиной, но мы знаем, чем такое посредничество заканчивается на примере войны в Нагорном Карабахе.