Выставка, открывшаяся к 350-летию со дня рождения Петра I, рассказывает об истории русской армии конца XVII — первой четверти XVIII веков, неотделимой от деятельности первого российского императора.

Выставка «Петр Великий и русская армия» в Петербурге. Фоторепортаж

Жан—Марк Натье. Портрет Петра I в рыцарских доспехах (фрагмент). 1717
Жан—Марк Натье. Портрет Петра I в рыцарских доспехах (фрагмент). 1717

История Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи тесно связана Петром Великим. Как подчеркивал директор музея Валерий Крылов, именно по личному указу Петра I в 1703 году было начато строительство Цейхгауза для хранения русских и трофейных орудий, которые легли в основу собрания музея.

Изображение: © ИА Красная Весна
Трофейные и русские орудия XVII века, выставленные во дворе Военно-исторического  музея  артиллерии, инженерных войск и войск связи. Санкт-Петербург
Трофейные и русские орудия XVII века, выставленные во дворе Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи. Санкт-Петербург

Заместитель директора по учету и хранению Светлана Успенская сообщила, что в ходе подготовки к юбилею первого императора России, были выявлены и изучены практически все предметы из коллекции музея, связанные с петровской эпохой, а также с личностями, которые служили в то время или были причастны к деяниям императора.

Изображение: © ИА Красная Весна
Витрина, посвященная гетману Мазепе, который пользовался доверием Петра I, но предал его
Витрина, посвященная гетману Мазепе, который пользовался доверием Петра I, но предал его

На выставке «Петр Великий и русская армия» представлено 20 мемориальных предметов, которые принадлежали лично Петру I. А всего в зале выставлено около 350 экспонатов с интересной историей, от потешного барабана царевича Петра до штуцера, из которого, по преданию, был убит Карл XII.

Изображение: © ИА Красная Весна
Потешный барабан царевича Петра
Потешный барабан царевича Петра

В дальнейшем планируется выпустить альбом объемом около 800 страниц, чтобы широкий круг любителей военной истории мог увидеть итоги проведенной работы. Как отметил автор выставки, заместитель директора музея по научно-просветительской и выставочной деятельности Сергей Ефимов, было невозможно перенести в зал осадные орудия, отсутствуют условия для экспонирования русских и шведских знамен, гарантирующие их сохранность. Все эти и многие другие предметы, связанные с темой выставки будут представлены в готовящейся к публикации книге.

Изображение: © ИА Красная Весна
Выставка «Петр Великий и русская армия»
Выставка «Петр Великий и русская армия»

Среди личных предметов российского императора посетители могут увидеть маленькую пушку, которую подарил юному царевичу Петру его отец Алексей Михайлович. Таких пушек было две. Царевич, приобщаясь к военному делу, стрелял из них пареной репой, мочеными яблоками, горохом. Позже эти пушки стояли на вооружении потешного войска Петра, а затем были переданы в бомбардирскую роту Преображенского полка, где хранились как ценные реликвии.

Изображение: © ИА Красная Весна
Пушка, подаренная юному царевичу Петру его отцом Алексеем Михайловичем
Пушка, подаренная юному царевичу Петру его отцом Алексеем Михайловичем

Стены выставочного зала украшены гравюрами и живописными полотнами. Одно из них — батальное полотно Александра Коцебу «Битва при Нарве», на котором изображено много разных эпизодов этой кампании 1700 года — от сдачи шведам в плен немецких офицеров, стоящих на русской службе, до сражающихся солдат Семеновского и Преображенского полков. В частности, в выставленных экспонатах вживую можно увидеть детали, изображенные на картине.

Изображение: © ИА Красная Весна
Шапка гренадерская нижних чинов (Швеция, начало 1700-х годов) на картине А.Е.Коцебу «Битва при Нарве» и на выставке «Петр Великий и русская армия»
Шапка гренадерская нижних чинов (Швеция, начало 1700-х годов) на картине А. Е. Коцебу «Битва при Нарве» и на выставке «Петр Великий и русская армия»

За подвиг Преображенского и Семеновского полков в битве при Нарве Петр I наградил офицеров низшего и среднего звена, которые, взяв на себя командование после сдачи в плен или гибели старших офицеров, сохранили боеспособность русской армии. Этот коллективный знак отличия носился на шее.

Изображение: © ИА Красная Весна
Знак шейный (горжет) офицерский (адьютанта)лейб-гвардии Преображенского и Семеновского полков обр. 1701г. с отличием в сражении при Нарве 19.11.1700г.
Знак шейный (горжет) офицерский (адьютанта)лейб-гвардии Преображенского и Семеновского полков обр. 1701 г. с отличием в сражении при Нарве 19.11.1700 г.
Изображение: © ИА Красная Весна
Знак шейный (горжет) офицерский лейб-гвардии Преображенского и Семеновского полков обр. 1701г. с отличием за сражение при Нарве 19.11.1700г.
Знак шейный (горжет) офицерский лейб-гвардии Преображенского и Семеновского полков обр. 1701 г. с отличием за сражение при Нарве 19.11.1700 г.

Еще одно полотно Александра Коцебу на выставке представляет штурм крепости Нотебург 11 октября 1702 года. На картине подробно в деталях продемонстрированы различные эпизоды штурма. Так, показано, как генерал-фельдмаршал Борис Шереметьев, которого можно узнать по мальтийскому ордену на груди, принимает от шведского парламентера письмо.

Изображение: © ИА Красная Весна
Фрагмент картины А.Е.Коцебу «Штурм крепости Нотебург 11 октября 1702 года»
Фрагмент картины А. Е. Коцебу «Штурм крепости Нотебург 11 октября 1702 года»

Художник отобразил и тот момент, что лестницы при штурме крепости Нотебург оказались короткими. Это делало невозможным подъем на крепостные стены.

Изображение: © ИА Красная Весна
Фрагмент картины А.Е.Коцебу «Штурм крепости Нотебург 11 октября 1702 года»
Фрагмент картины А. Е. Коцебу «Штурм крепости Нотебург 11 октября 1702 года»

В экспозиции представлена кожаная куртка Петра I. Согласно легенде, царь-плотник работал в этом кожане на Ост-Индских верфях в Амстердаме во время Великого посольства 1697–1698 годов. Сотрудники музея указывают, что в такой толстой куртке очень жарко и тяжело заниматься кораблестроительными работами. Скорее всего, эта защитная куртка была составляющей военного гардероба Петра I. Куртки из толстой буйволиной, воловьей или лосиной кожи использовались кавалеристами с 30–40-х годов XVII века, поверх них одевалась еще кираса.

Изображение: © ИА Красная Весна
Кожан Петра I
Кожан Петра I

На выставке представлены также протазаны Петра I. С одним из них, украшенным французской символикой, он принимал участие в Азовских походах. Позднее, под именем командора Петра Алексеева, царь шел с этим протазаном в колонне Морского регимента во время торжественного вступления русских войск в Москву 30 сентября 1696 года после взятия Азова.

Изображение: © ИА Красная Весна
Слева протазан, с которым Петр участвовал в Азовских походах. Справа - протазан, подаренный Петру I при присвоении ему чина полковника.
Слева протазан, с которым Петр участвовал в Азовских походах. Справа — протазан, подаренный Петру I при присвоении ему чина полковника.

Другой протазан, имеющийся в коллекции музея, был прислан Петру I из Москвы князем-кесарем Ф. Ю. Ромодановским в качестве подарка вместе с грамотой, извещавшей о присвоении чина полковника (старшего генерал-лейтенанта) лейб-гвардии Преображенского полка. Царь был произведен в полковники в 1706 году главнокомандующим русской армией генерал-фельдмаршалом Борисом Шереметьевым.

Изображение: © ИА Красная Весна
Полковничий мундир, офицерский шарф и протазан Петра Первого. К шарфу еще полагались две кисти из золотой нити, но они утрачены
Полковничий мундир, офицерский шарф и протазан Петра Первого. К шарфу еще полагались две кисти из золотой нити, но они утрачены

В центре одной из стен выставочного зала размещен парадный портрет Петра I работы французского художника на русской службе Луи Каравака. Это один из самых больших портретов императора, написанный, по словам сотрудников музея, скорее всего, после заключения Ништадтского мира.

Изображение: © ИА Красная Весна
Луи Каравак. Парадный портрет Петра I
Луи Каравак. Парадный портрет Петра I

Здесь же реконструирован русский артиллерист, стоящий рядом с уникальным орудием — пушкой, на которой отлит герб любимца Петра князя Александра Меньшикова. «Недаром в центре герба было сердце с замочной скважиной, и ключик от сердца хранился у Петра, „mein Herz“, мое сердце, настолько у них были доверительные отношения», — рассказал автор выставки Сергей Ефимов.

Изображение: © ИА Красная Весна
Пушка, на которой отлит герб любимца Петра I княза Александра Меньшикова
Пушка, на которой отлит герб любимца Петра I княза Александра Меньшикова

Петр I увлекался техническими новинками. Когда он узнал, что в Англии юрист Джеймс Пакл изобрел и запатентовал револьверную пушку, то заказал один экземпляр.

Изображение: © ИА Красная Весна
Приобретенная Петром I револьверная пушка, которую изобрел и запатентовал английский изобретатель  Джеймс Пакл
Приобретенная Петром I револьверная пушка, которую изобрел и запатентовал английский изобретатель Джеймс Пакл

Среди экспонатов, напоминающих о Персидском походе Петра I, есть ключ от города Дербента. Его преподнес российскому императору на блюде, покрытом отрезом парчи, наиб (наместник) Имам Кули-бек. Блюдо и парча тоже выставлены в зале.

Изображение: © ИА Красная Весна
Витрина с ключом от города Дербента, преподнесенным Петру I
Витрина с ключом от города Дербента, преподнесенным Петру I

В экспозиции представлено еще много исторических памятников петровского времени. Большинство из них имеют собственную историю и выставляются впервые. Выставка будет работать до весны 2023 года.

Изображение: © ИА Красная Весна
В Санкт-Петербурге в  Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи открылась выставка «Петр Великий и русская армия»
В Санкт-Петербурге в Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи открылась выставка «Петр Великий и русская армия»