Выставка «Петр Великий и русская армия» в Петербурге. Фоторепортаж
![Жан—Марк Натье. Портрет Петра I в рыцарских доспехах (фрагмент). 1717](/static/files/9fc3b58b67ac.jpg)
История Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи тесно связана Петром Великим. Как подчеркивал директор музея Валерий Крылов, именно по личному указу Петра I в 1703 году было начато строительство Цейхгауза для хранения русских и трофейных орудий, которые легли в основу собрания музея.
![Трофейные и русские орудия XVII века, выставленные во дворе Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи. Санкт-Петербург](/static/files/bac67af93666.jpg)
Заместитель директора по учету и хранению Светлана Успенская сообщила, что в ходе подготовки к юбилею первого императора России, были выявлены и изучены практически все предметы из коллекции музея, связанные с петровской эпохой, а также с личностями, которые служили в то время или были причастны к деяниям императора.
![Витрина, посвященная гетману Мазепе, который пользовался доверием Петра I, но предал его](/static/files/a82393952777.jpg)
На выставке «Петр Великий и русская армия» представлено 20 мемориальных предметов, которые принадлежали лично Петру I. А всего в зале выставлено около 350 экспонатов с интересной историей, от потешного барабана царевича Петра до штуцера, из которого, по преданию, был убит Карл XII.
![Потешный барабан царевича Петра](/static/files/d8ea6d5ca561.jpg)
В дальнейшем планируется выпустить альбом объемом около 800 страниц, чтобы широкий круг любителей военной истории мог увидеть итоги проведенной работы. Как отметил автор выставки, заместитель директора музея по научно-просветительской и выставочной деятельности Сергей Ефимов, было невозможно перенести в зал осадные орудия, отсутствуют условия для экспонирования русских и шведских знамен, гарантирующие их сохранность. Все эти и многие другие предметы, связанные с темой выставки будут представлены в готовящейся к публикации книге.
![Выставка «Петр Великий и русская армия»](/static/files/330d4ff13c0c.jpg)
Среди личных предметов российского императора посетители могут увидеть маленькую пушку, которую подарил юному царевичу Петру его отец Алексей Михайлович. Таких пушек было две. Царевич, приобщаясь к военному делу, стрелял из них пареной репой, мочеными яблоками, горохом. Позже эти пушки стояли на вооружении потешного войска Петра, а затем были переданы в бомбардирскую роту Преображенского полка, где хранились как ценные реликвии.
![Пушка, подаренная юному царевичу Петру его отцом Алексеем Михайловичем](/static/files/d0a5cb210564.jpg)
Стены выставочного зала украшены гравюрами и живописными полотнами. Одно из них — батальное полотно Александра Коцебу «Битва при Нарве», на котором изображено много разных эпизодов этой кампании 1700 года — от сдачи шведам в плен немецких офицеров, стоящих на русской службе, до сражающихся солдат Семеновского и Преображенского полков. В частности, в выставленных экспонатах вживую можно увидеть детали, изображенные на картине.
![Шапка гренадерская нижних чинов (Швеция, начало 1700-х годов) на картине А.Е.Коцебу «Битва при Нарве» и на выставке «Петр Великий и русская армия»](/static/files/6ef51243dcd6.jpg)
За подвиг Преображенского и Семеновского полков в битве при Нарве Петр I наградил офицеров низшего и среднего звена, которые, взяв на себя командование после сдачи в плен или гибели старших офицеров, сохранили боеспособность русской армии. Этот коллективный знак отличия носился на шее.
![Знак шейный (горжет) офицерский (адьютанта)лейб-гвардии Преображенского и Семеновского полков обр. 1701г. с отличием в сражении при Нарве 19.11.1700г.](/static/files/1d4a08e454ce.jpg)
![Знак шейный (горжет) офицерский лейб-гвардии Преображенского и Семеновского полков обр. 1701г. с отличием за сражение при Нарве 19.11.1700г.](/static/files/89e1c44e48cd.jpg)
Еще одно полотно Александра Коцебу на выставке представляет штурм крепости Нотебург 11 октября 1702 года. На картине подробно в деталях продемонстрированы различные эпизоды штурма. Так, показано, как генерал-фельдмаршал Борис Шереметьев, которого можно узнать по мальтийскому ордену на груди, принимает от шведского парламентера письмо.
![Фрагмент картины А.Е.Коцебу «Штурм крепости Нотебург 11 октября 1702 года»](/static/files/b02ea5c115f0.jpg)
Художник отобразил и тот момент, что лестницы при штурме крепости Нотебург оказались короткими. Это делало невозможным подъем на крепостные стены.
![Фрагмент картины А.Е.Коцебу «Штурм крепости Нотебург 11 октября 1702 года»](/static/files/e2a1f89efb03.jpg)
В экспозиции представлена кожаная куртка Петра I. Согласно легенде, царь-плотник работал в этом кожане на Ост-Индских верфях в Амстердаме во время Великого посольства 1697–1698 годов. Сотрудники музея указывают, что в такой толстой куртке очень жарко и тяжело заниматься кораблестроительными работами. Скорее всего, эта защитная куртка была составляющей военного гардероба Петра I. Куртки из толстой буйволиной, воловьей или лосиной кожи использовались кавалеристами с 30–40-х годов XVII века, поверх них одевалась еще кираса.
![Кожан Петра I](/static/files/2c6e75d64ac9.jpg)
На выставке представлены также протазаны Петра I. С одним из них, украшенным французской символикой, он принимал участие в Азовских походах. Позднее, под именем командора Петра Алексеева, царь шел с этим протазаном в колонне Морского регимента во время торжественного вступления русских войск в Москву 30 сентября 1696 года после взятия Азова.
![Слева протазан, с которым Петр участвовал в Азовских походах. Справа - протазан, подаренный Петру I при присвоении ему чина полковника.](/static/files/0f27d4a60299.jpg)
Другой протазан, имеющийся в коллекции музея, был прислан Петру I из Москвы князем-кесарем Ф. Ю. Ромодановским в качестве подарка вместе с грамотой, извещавшей о присвоении чина полковника (старшего генерал-лейтенанта) лейб-гвардии Преображенского полка. Царь был произведен в полковники в 1706 году главнокомандующим русской армией генерал-фельдмаршалом Борисом Шереметьевым.
![Полковничий мундир, офицерский шарф и протазан Петра Первого. К шарфу еще полагались две кисти из золотой нити, но они утрачены](/static/files/9a235de1d727.jpg)
В центре одной из стен выставочного зала размещен парадный портрет Петра I работы французского художника на русской службе Луи Каравака. Это один из самых больших портретов императора, написанный, по словам сотрудников музея, скорее всего, после заключения Ништадтского мира.
![Луи Каравак. Парадный портрет Петра I](/static/files/57990503dbd5.jpg)
Здесь же реконструирован русский артиллерист, стоящий рядом с уникальным орудием — пушкой, на которой отлит герб любимца Петра князя Александра Меньшикова. «Недаром в центре герба было сердце с замочной скважиной, и ключик от сердца хранился у Петра, „mein Herz“, мое сердце, настолько у них были доверительные отношения», — рассказал автор выставки Сергей Ефимов.
![Пушка, на которой отлит герб любимца Петра I княза Александра Меньшикова](/static/files/e2eed7c87ca6.jpg)
Петр I увлекался техническими новинками. Когда он узнал, что в Англии юрист Джеймс Пакл изобрел и запатентовал револьверную пушку, то заказал один экземпляр.
![Приобретенная Петром I револьверная пушка, которую изобрел и запатентовал английский изобретатель Джеймс Пакл](/static/files/5286c5f52722.jpg)
Среди экспонатов, напоминающих о Персидском походе Петра I, есть ключ от города Дербента. Его преподнес российскому императору на блюде, покрытом отрезом парчи, наиб (наместник) Имам Кули-бек. Блюдо и парча тоже выставлены в зале.
![Витрина с ключом от города Дербента, преподнесенным Петру I](/static/files/e0e5a855b0d5.jpg)
В экспозиции представлено еще много исторических памятников петровского времени. Большинство из них имеют собственную историю и выставляются впервые. Выставка будет работать до весны 2023 года.
![В Санкт-Петербурге в Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи открылась выставка «Петр Великий и русская армия»](/static/files/f7b9dc8e6157.jpg)