1. Война идей
  2. Веганизация
Юрий Носов / ИА Красная Весна /
По линии потребления продуктов животноводства идет достаточно ожесточенная схватка, которая растянулась между многими странами и включает в себя участников самого высокого политического уровня

Не хотите отказаться от мяса? К вам применят гипноз и рекламу

Давид Тенирс Младший. Пейзаж с пастухом и стадом (фрагмент). 1650-е
Давид Тенирс Младший. Пейзаж с пастухом и стадом (фрагмент). 1650-е

Уже несколько лет необычайную активность проявляют различные активисты и группы, которые ставят перед собой цель полностью упразднить животноводство. В качестве обоснования своей цели они заявляют о вреде животноводства для экологии, о сострадании по отношению к животным, опасении болезней и прочем.

Великобритания является страной, в которой этот конфликт проявился особенно отчетливо. Это происходит потому, что именно в ней было основано Веганское общество, и одновременно это — страна с сильными животноводческими традициями.

Веганы наступают

Так, в Великобритании есть популярное шоу, которое ведет известный телеведущий Джереми Кларксон, ранее он вел культовое шоу «Top Gear». В своей новой передаче он пытается самостоятельно управляться с животными и землей на ферме. Сериал транслируется платформой Amazon Prime. Автоэксперт нашел этот опыт «феноменально сложным», вызывающим у него «экстраординарную сердечную боль».

Кларксон оказался в фокусе внимания британских веганов, которые обрушились на него с критикой в связи с тем, что он содержит животных в неволе и убивает их ради еды, делая свое шоу. Впрочем, ведущий не растерялся и прокомментировал данный инцидент следующим образом.

«Никто не любит убивать животных, — сказал он. — Ты не можешь сказать: „Мне нравится убивать животных“ — ты был бы невменяемым или социопатом».

«Значит, тебе это не нравится, ты должен это делать, это бизнес. Мы все любим жаркое», — рассуждает шоумен.

«В общем, в наши дни я ценю, что некоторые люди едят семена и сорняки. Но нормальные люди едят мясо, и им нравится воскресное жаркое», — говорит Кларксон.

Данный случай был не единственным и в целом хорошо иллюстрирует бытовой уровень проблемы, когда некие активисты обращаются с критикой к известным медийным личностям, политикам и корпорациям.

В частности, сеть ресторанов McDonald’s оказалась под ударом экологических активистов, которые в ходе своих акций вторгались в залы, занимали имевшиеся столики и потребляли принесенную с собой веганскую еду. Таким способом активисты стремились создать трудности для сети ресторанов, чтобы вынудить ее исключить продукты животноводства из меню и полностью перейти на растительные продукты.

Веганские активисты вообще ведут себя крайне агрессивно, применяют весьма широкий спектр приемов в своей борьбе с животноводством.

Так, Foodtech-компания Raging Pig сформировала схему быстрого перехода людей к растительному питанию. Несмотря на то, что потребители мяса имеют доступ к информации о полезности вегетарианства, люди не могут отказаться от мяса «достаточно быстро», считает основатель компании Raging Pig Адам Миккельсен.

В результате компания запустила акцию, в ходе которой для граждан доступны три бесплатных сеанса управляемой гипнотерапии, во время которых клиентов вводят в «измененное состояние сознания». Каждый из сеансов длится 20 минут и уводит участников в «путешествие открытий».

Миккельсен заявил: «Животноводство — одна из самых больших экологических проблем, и это факт. Однако для нас, сложных существ, фактов недостаточно, чтобы изменить наше поведение».

Помимо психических воздействий, активисты регулярно обращаются к международным структурам с требованием присоединиться к борьбе против животноводства. Швейцарская организация Beyond Cruelty утверждает, что 17 целей устойчивого развития ООН не достижимы без приверженности нулевой эксплуатации животных.

«Ни одна из ЦУР даже не упоминает о 70 миллиардах наземных животных и, возможно, 1 триллионе морских животных, убиваемых каждый год с целью потребления человеком», — заявила Клэр Смит, президент Beyond Cruelty.

«Они также игнорируют многие другие крайне вредные аспекты животноводства, включая неэффективное использование ресурсов, количество выброшенных парниковых газов и отходы, отравляющие реки», — жалуется Смит.

«Вертумн» - Джузеппе Арчимбольдо (1590 г.)
«Вертумн» — Джузеппе Арчимбольдо (1590 г.)

Применяются и другие методы воздействия. Финские веганы были замечены в применении наработок Михаила Бахтина, суть которых в воздействии через карнавальную культуру. Местное сообщество сформировало образ веганства как лихое, веселое, неумеренное в потреблении. Это достаточно радикальное отличие от британского подхода, которое ставит своими целями освобождение животных от эксплуатации человеком и умеренное потребление .

Читайте также: Невыносимая легкость веганства. Как скромники стали оторвами

Действуют веганы и через юридические инструменты. Например, Веганским обществом была раскритикована деятельность Совета по развитию сельского хозяйства и садоводства (AHDB) и его недавняя рекламная кампания стоимостью 1,5 миллиона фунтов стерлингов «Мы едим сбалансированно».

Реклама вышла в эфир в начале 2021 года и продемонстрировала публике преимущества употребления мяса и молочных продуктов как части сбалансированной диеты.

Эта кампания стала очень важной для отрасли, поскольку она была организована в партнерстве со всеми секторами по производству свинины, говядины, баранины и молочных продуктов.

Но Веганское общество подало жалобу, заявив, что реклама «послала неправильный сигнал» тем, кто «рассматривает растительную диету».

В частности, общество, наряду с другими организациями растительного толка и группами по защите прав животных, заявило, что сообщение, заявленное в ходе кампании о том, что только мясо и молочные продукты содержат витамин В12, «представляло собой ложное повествование».

Директор по маркетингу AHDB Кристин Уоттс сказала: «Наши фермеры работают по одним из самых высоких стандартов в мире».

«Эта кампания направлена на то, чтобы сбалансировать негативные комментарии по поводу сельского хозяйства, а также важность употребления красного мяса и молочных продуктов как части сбалансированного и здорового питания».

Фермеры перехватывают инициативу

Возвращение кампании произошло после того, как британский наблюдательный орган по рекламе (ASA) отклонил жалобы многочисленных веганских групп на то, что реклама вводила общественность в заблуждение.

Николай Кузнецов. Стадо свиней. 1886
Николай Кузнецов. Стадо свиней. 1886

В постановлении, принятом в августе, ASA указала на собственные рекомендации правительства по здоровому и сбалансированному питанию, которые включают мясо и молочные продукты.

Кристин Уоттс отметила, что AHDB были «в восторге» от решения и были «благодарны за тщательное рассмотрение всех поднятых вопросов».

«Для британского сельского хозяйства это важный день, поскольку мы можем продолжать сообщать о преимуществах потребления красного мяса и молочных продуктов в рамках сбалансированной диеты».

«Мы упорно работаем над тем, чтобы наши кампании были надежными и основанными на фактических данных», — сказала она.

Другие сельскохозяйственные организации и инстанции Великобритании, кажется, не высказывали явной и публичной поддержки AHDB, тем не менее предприняли нечто сходное, поддерживая животноводство.

Британский Сельский альянс (Countryside Alliance) призвал общественность поддержать фермеров, купив британские стейки вместо «потакания эго» активистов группы «Восстания умирающих» (XR).

«Вместо того, чтобы помогать им еще больше укрепить свой статус одной из самых раздражающих, жаждущих рекламы организаций в Великобритании сегодня, вы можете помочь внести свой вклад в нашу окружающую среду, вместе с этим оказав поддержку британским фермерам».

«Конечно, наслаждаться вкусным великолепным британским стейком лучше, чем потакать самолюбию Восстания вымирающих» — заявили в альянсе.

В Департаменте по вопросам окружающей среды, продовольствия и сельских районов (Defra) предложили изменить маркировку продуктов животноводства, чтобы улучшить отношение к ним.

Департамент объявил призыв к сбору доказательств для изучения общественного мнения о системе маркировки после Брексита. В ходе сбора доказательств будет собрана информация о потенциальной сфере применения, регулировании, формате и применении новой схемы маркировки.

Секретарь Defra Джордж Юстис заявил, что британские фермеры производили продукты питания на «исключительно высоком» уровне благосостояния животных и потребители «не ожидали ничего меньшего».

«Этот призыв к доказательствам является первым шагом в обеспечении того, чтобы мы полностью удовлетворяли потребности потребителей и демонстрировали высокие стандарты, которыми славятся наши фермеры», — сказал он.

Национальный фермерский союз (NFU) рекомендовал создать новую целевую группу для содействия росту британского экспорта молочной продукции. Союз опубликовал новую экспортную стратегию, призванную помочь британскому молочному сектору открыть новые возможности на международных рынках.

NFU надеется удвоить поступления от британского молочного экспорта в течение следующих 10 лет. Этот сектор уже экспортирует молочные продукты на сумму более 1,6 млрд фунтов стерлингов в более чем 135 стран Европы, Северной Америки, Азии и Ближнего Востока.

Критике подвергся и предложенный «Налог на мясо». Эта мера обошлась бы экономике в 242 миллиона фунтов стерлингов в год, говорится в исследовании института сельскохозяйственных исследований Rothamsted Research, опубликованном в журнале Scientific Reports.

Тот же налог может также вытеснить пастбищные животноводческие фермы из отрасли, даже если пастбища являются «наиболее разумным использованием земли в данном конкретном месте». И наоборот, экономия в результате сокращения выбросов в атмосферу была рассчитана в районе 100 миллионов фунтов стерлингов в год.

Исследователи приходят к выводу, что налог на красное мясо ради борьбы с изменением климата может принести больше вреда, чем пользы.

Доктор Таро Такахаси, экономист в области сельского хозяйства, который руководил исследованием, сказал, что экономические потери понесут не только животноводы, но и все общество.

Таким образом, мы можем видеть, что веганский блицкриг в Британии захлебнулся, и началась решительная контратака с продвижением продукции животноводства среди потребителей внутри Великобритании и за её пределами.

Линия фронта за пределами Британии

Похожие процессы происходят и за пределами Великобритании. Например, в Испании минувшим летом министр потребления страны Альберто Гарсон вызвал на себя критику правительства и оппозиции одновременно.

Джордж Уэсли Беллоуз. Заброшенная ферма. 1920
Джордж Уэсли Беллоуз. Заброшенная ферма. 1920

«Чрезмерное потребление мяса наносит ущерб здоровью и планете», — написал Гарсон на своей странице в Twitter. По словам министра, 14,5% выбросов парниковых газов приходится на животноводство, а для того, «чтобы получить 1 кг говядины, требуется 15 тыс. литров воды».

Лидер Народной партии Пабло Касадо назвал инициативу министра потребления «чудаческой мерой».

«Сектор животноводства подвергается глубоко несправедливой критике и заслуживает уважения за честную работу, которую делает для нашего питания и нашей экономики», — подчеркнул министр сельского хозяйства, рыболовства, пищевой промышленности Луис Планас в интервью радиостанции «Кадена СЕР».

Премьер-министр Испании, комментируя версию Гарсона, ограничился одной фразой, заявив, что для него «отбивная средней прожарки» ни с чем не сравнима.

Франция тоже не осталась в стороне от этой темы. Согласно новому французскому закону о климате, школьные кафетерии начнут предлагать исключительно вегетарианскую еду не реже одного раза в неделю. Он вступит в силу к 2023 году, и его действие распространится на столовые во всех государственных зданиях.

Лишение мяса раз в неделю окажет значительное влияние на сокращение выбросов индустрии пищевых продуктов в стране, считают законотворцы. В Европе мясомолочная промышленность производит больше выбросов парниковых газов, чем все легковые автомобили и фургоны вместе взятые, согласно анализу Greenpeace.

В конце мая 2021 года, когда законопроект был представлен, предложения вызвали шум и вопли возмущения среди традиционалистов французской кухни, но приветствовались многим молодыми людьми.

Барбара Помпили, министр по вопросам экологического перехода, заявила, что широкомасштабный план страны по достижению чистого нулевого уровня выбросов парниковых газов улучшит здоровье и благосостояние, а также даст большой толчок экономике.

Она сказала: «Мы пытаемся вызвать культурный сдвиг для французов — мы хотим, чтобы окружающая среда была рефлексом для людей. Каждый человек во Франции может сыграть свою роль в охране окружающей среды. Речь идет о повседневной жизни людей».

При этом стоит отметить, что министр сельского хозяйства Франции Жюльен Денорманди ранее заявлял по иному случаю, что Франция никогда не откажется от настоящего мяса.

«Это то, чего мы хотим для наших детей, как общество? А я — нет! Я четко сформулирую это: мясо поступает из живого, а не из лабораторий. Можете на меня положиться, во Франции мясо останется натуральным, а не искусственным!» — заявил министр Денорманди 2 декабря 2020 года.

Министр внутренних дел Франции Жеральд Дарманен также выступал в поддержку мяса: «Давайте перестанем скармливать идеологию нашим детям. Давайте просто кормить их тем, что им нужно, чтобы хорошо расти. Включая мясо».

Отголоски схватки слышны в России

Гораздо менее драматично ситуация развивается в России. Рекомендации, пропагандирующие растительное питание, направил Роспотребнадзору и Миздраву России Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) в июле.

Ян Стен. Нападение мародеров на крестьян. 1668
Ян Стен. Нападение мародеров на крестьян. 1668

По мнению СПЧ, в целях сохранения климата и технологической трансформации экономики страны возникает необходимость реализации набора правовых и экономических мер на уровне федерального правительства, федеральных министерств и ведомств.

С учетом этой информации Совет направил Роспотребнадзору и Миндзраву России рекомендации, в которых предложено «разработать рекомендации по увеличению доли использования растительных продуктов в предприятиях общественного питания в государственных и муниципальных учреждениях, проведению „дней без мяса“».

Рекомендации также содержали иные пункты, такие как предложение «разработать меры экономического стимулирования (субсидии, налоговые льготы, льготное кредитование и другие) для производителей растительных продуктов питания (включая растительные альтернативы мясу), а также для предприятий общественного питания, предлагающих преимущественно растительное питание».

По существу, СПЧ представил кальку с французского закона, не проявляя творческого подхода. Подобным путем пошел и спецпредставитель президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития Дмитрий Песков, начавший в августе рассуждать о возможности введения налога на мясо. На эти его рассуждения откликнулись другие политики и чиновники, но никакого значительного энтузиазма это не вызвало. Вскоре сам Песков отказался от этой идеи.

«Налоговая схема возможна для стран, которые являются его экспортерами. Налог будет закрепляться в развитие политики углеродного следа, на уровне торговли квотами. Активное обсуждение в мире — скорее после 2025 года, при быстром росте температуры в мире, которая потребует пересмотра Парижского соглашения», — заявил Песков.

По его словам, чтобы налог на мясо в России не появился, нужно создать модель экономики для сельского хозяйства с минимальным углеродным следом и выстроить компенсирующую отрасль экономики, связанную с использованием белков.

«Крупнейшим мировым производителем мяса по-прежнему остается Китай, на втором месте — Бразилия. Это одна из причин, по которой для России эта тема в данный момент неактуальна», — уточнил он.

Кто победит при правильной игре?

Таким образом, мы можем видеть, что по линии потребления продуктов животноводства идет достаточно ожесточенная схватка, которая растянулась между многими странами и включает в себя участников самого высокого политического уровня.

При этом результат схватки не предрешен, поскольку на сегодняшний день общественное мнение всё еще достаточно крепко держится на стороне продолжения развития животноводства. В России осознанное желание отказаться от животноводства будь то ради экологии или по иным причинам вызывает оживление лишь у довольно узкой прослойки населения.

Впрочем, стоит напомнить, что веганские пропагандисты применяют довольно широкий спектр приемов для внедрения своей идеологии, включая даже гипноз и наработки Бахтина. В этом смысле, если сторонники животноводства не мобилизуют свои интеллектуальные и просветительские возможности, то могут и сами не заметить, как начнут потреблять гороховые бургеры вместо натурального мяса и молочной продукции.