В Молдавии сместили председателя КС, чтобы не брать российский кредит
Противостояние оппозиции и власти Молдавии вышло на новый уровень. Оппозиция сумела блокировать соглашение с Россией о предоставлении Молдавии кредита на 200 миллионов евро путем смещения с должности Председателя Конституционного суда Владимира Цуркана.
Пандемия коронавируса вынудила Молдавию ввести 17 марта режим чрезвычайного положения. Некоторые населенные пункты полностью закрыли на карантин, поставив в оцепление полицию и армию.
В республике была приостановлена работа многих предприятий, особенно пострадали сферы общепита, услуг, гостиничного бизнеса и туризма. Их работа полностью была остановлена.
Экономика Молдавии начала испытывать серьезные проблемы, налоговые поступления резко сократились. Экономическая активность снизилась до того, что молдавские железнодорожники объявили о приостановлении грузовых ж/д перевозок.
Министр финансов Молдавии сообщил, что прогнозируемый дефицит бюджета на текущий год составит 16,2 млрд леев (66,9 млрд рублей РФ). Это при том, что бюджет страны изначально приняли с большим дефицитом: доход в бюджет 2020 года без учета коронавирусного кризиса запланировали на уровне 44,1 млрд леев (182,3 млрд рублей РФ), а расход 51,5 млрд леев (212,9 млрд рублей РФ).
Правительство начало лихорадочно искать варианты покрытия дефицита бюджета. Основная сумма должна была поступить через кредиты от партнеров.
Молдавия договорилась с МВФ о кредите в размере 233 млн долларов. Кроме того, была достигнута и договоренность с Россией на предоставление кредита на 200 миллионов евро на срок 10 лет под 2% годовых. 23 апреля парламент Молдавии утвердил условия обоих кредитов.
Представители «проевропейской» оппозиционной группы Pro Moldova в тот же день направили обращение в Конституционный Суд Молдавии. Они попросили проверить конституционность договора, по которому Россия предоставляет кредит Молдавии.
Оппозиционеров возмутил пункт 7.2 договора, в котором говорится, что правительство Молдавии будет отвечать за просроченные долги молдавских компаний перед российскими банками при условии одобрения кредита государством.
Отдельно нужно отметить, что группа Pro Moldova — это депутаты, которые откололись от Демократической партии Молдавии, которая вошла в парламентскую коалицию с правящей партией социалистов.
Группа Pro Moldova — сторонница «проевропейского» развития Молдавии и противница любого сближения с Россией. Эту группу молдавские политологи относят к близкому кругу беглого олигарха Владимира Плахотнюка, против которого в России возбуждено уголовное дело.
В тот же день, 23 апреля, комиссия, состоящая из судей Конституционного суда, в которую вошли Николай Рошка, Домника Маноле, Эдуард Абабей, Любовь Шова, Сергей Цуркан, Владимир Цуркан, приняла решение отстранить Владимира Цуркана от должности Председателя Конституционного Суда.
Не теряя времени, эта же комиссия тайным голосованием выбрала на должность Председателя Конституционного Суда Домнику Маноле.
После смещения Владимира Цуркана с должности, Конституционный суд принял решение о приостановлении соглашения, по которому Россия предоставляла Молдавии кредит на 200 млн евро.
Отметим, что Россия выделила суверенный кредит Молдавии. Это означает, что Молдавия будет тратить его по собственному усмотрению, а не на какие-то обязательные программы. Кроме того, российский кредит дешевле, чем кредит МВФ. Обслуживание российского кредита 2%, а от МВФ 5%.
В период с 2002 по 2005 год Цуркан являлся послом Молдавии в России, а перед тем, как стать председателем Конституционного суда, он был депутатом от партии социалистов, как и президент Молдавии Игорь Додон.
На этом примере видна одна важная особенность молдавской политики: национальная элита больше занята собой, чем страной. Даже в период пандемии, когда гибнут люди, когда экономика разваливается, политическая борьба элитных групп только нарастает.
Вся тяжесть последствий от политических игр ложится на людей и страну в целом. Оппозиция умело использует увеличивающийся дефицит бюджета для атаки на власть.
И то, что блокировка российского кредита больно ударит по населению, оппозицию не беспокоит, главное для нее — дискредитировать власть, ведь на носу президентские выборы.