Художник о «Победе», сокрытой брянскими властями от народа
Несколько лет назад монументальная роспись «Победа», украшавшая интерьер Брянского областного театра драмы имени А. К. Толстого, была задрапирована белым полотном, о чем ранее сообщало ИА Красная Весна.
О том, как была создана эта работа, получившая высокую оценку сообщества художников, и о том, как власти Брянской области отнеслись к уникальному образцу культурного наследия, рассказал корреспонденту ИА Красная Весна создатель росписи «Победа», руководитель брянского представительства Международного союза педагогов и художников, профессор, Заслуженный художник России Владимир Волков:
«Роспись «Победа» в Драматическом театре была выполнена мной в 1984 году. В то время я еще жил в Орле, работал в Художественном фонде и этот заказ получил в связи с тем, что делал диплом «Партизаны Великой Отечественной войны».
Где-то примерно с полгода я выполнял эскизы, несколько вариантов. Согласовывалось это всё на уровне обкома партии, Художественный совет Брянского фонда присутствовал при этом. Было много противоречивых мнений, но тем не менее эту тему утвердили, эскизы утвердили, и я за три месяца, летом 1984 года, выполнил эту роспись в технике холодная энкаустика.
Роспись содержит такие элементы, как «Уход на фронт», «Возвращение с Победой» — когда советские войска вступают в Брянск. Я пользовался документальными материалами, фотографиями тех лет. В частности, в роспись введены дважды Герои Советского Союза: Головачёв — кавалерист, Драгунский — танкист и Камозин — летчик. Также изображен там Дмитрий Медведев — координатор партизанского движения на Брянщине, Валя Сафронова, командир дивизии, которая освобождала Брянск, Украинец и ряд других персонажей. Роспись получила в то время большое одобрение, писали и в газетах о ней, и долгие годы она висела в Драматическом театре.
Я нечасто хожу в театр на спектакли. И вдруг однажды прихожу в театр, это было в 2015 году, смотрю — экран висит на росписи.
Естественно, я был в недоумении, думаю, ну может, временно как-то повесили. Пошел к директору, он говорит: «Я не знаю». Я обратился после этого в департамент культуры, к начальнику департамента Кривцовой. Она говорит: «Да, это мы уберем, это не вопрос, сейчас я дам распоряжение». Проходит два месяца, я ходил специально в Драмтеатр, экран висит. Я понял, что там что-то не то. Потом мне посоветовали написать губернатору письмо, что я и сделал. Ответ получил от заместителя губернатора Коробко Александра Михайловича, который написал, первое письмо такое было, что это произведение искусства, да вот сейчас у нас Год кино, общественно значимые мероприятия, мы показываем на этом экране фильмы. Ну, думаю, Год кино пройдет — снимут.
Проходит Год кино — экран висит. Я опять пишу письмо, там ответ был более жесткий. В том плане, что мы вам уже отвечали, но вот теперь снять этот экран — это большие расходы материальные, повредить можно роспись (роспись там никак не повредишь, там рама глубокая), это значит надо потом ремонт делать этой рамы лепной и так далее и тому подобное. То есть самая настоящая отписка. Я был в недоумении, хотя в письме я писал, что у нас есть закон Брянской области о патриотизме и воспитании патриотизма, и что наносится ущерб движению патриотическому, поскольку роспись патриотического содержания.
После этого так получилось, что я познакомился немножко с монументалистом, народным художником, вице-президентом Академии Максимовым и через сына передал письмо с просьбой дать оценку этой росписи. Он прислал на имя губернатора и на имя министра культуры, два письма послал. Отзыв был положительный. Более того, высокая оценка была работе дана.
Кроме того, в промежутке с 1984 по 2015 год эту роспись видели братья Ткачевы, Телин, Харламов — все народные художники. Они очень высоко оценили. Высоко оценена была работа весьма авторитетными художниками известными. Что еще надо? Я не пойму.
Приходит ответ о том, что роспись не входит в свод памятников культуры, и надо Максимову обратиться куда-то там в Москве, что бы ее включили. То есть роспись оказывается так легко закрыть и всё, и ничего не надо больше. Решением чиновников. Чиновников. Каких? Я не знаю, но это явно волевое решение чиновничества — укрыть эту роспись от глаз. Три года она находится под спудом экрана.
У меня лично вызывает это недоумение, поскольку у нас вообще в Брянске такая тенденция прослеживается: вот была роспись Орешина в здании городской администрации — великолепная роспись, темперой выполнена на деревоплите — «Эпос земли Брянской». То есть начиная с Олега Брянского и до наших дней. Роспись стилистически красивая, персонажи, всё там… художественное произведение… печаталось в сборнике «Монументальное искусство СССР». Ее нет! Сняли, демонтировали, не знаю. У нас был музей «Брянский лес», единственный в России такой был музей — сожгли. Музея нет и не восстанавливают. У нас был «Литературный музей» на Фокино. Здание аварийное — надо закрывать. Закрыли, выселили, все эти экспонаты вывезли, сейчас открыли пивнушку. Это всё можно, оказывается — неаварийное. Обещали нам много лет построить на площади Партизан Дом художников, где будет выставочный зал, мастерские, конференц-зал, как в других городах. В Смоленске, например, шикарный Дом художника. До сих пор ничего не делается и не будет делаться, потому что власти, видимо, не заинтересованы расходы нести на культуру.