Лапта: история русской народной игры. Дореволюционная эпоха
Лапта — русская народная игра, в которой на небольшой травяной площадке две команды сражаются за победу с помощью мяча и биты. Существует множество отечественных разновидностей лапты, среди которых можно выделить круговую, «город за городом», донскую, пляжную и мини-лапту. И если новые варианты придуманы в наши дни и продолжают появляться, то основные игровые принципы уходят на глубину в несколько веков.
Правила лапты. Как здесь побеждать?
Если не вдаваться в детали различных вариантов правил, которые до сих пор время от времени подвергаются изменениям, общая картина противостояния двух команд выглядит следующим образом.
Площадка — прямоугольник размерами 40–50 на 30–40 метров. Лицевая сторона называется «домом» («городом»), противоположная — «коном». Инвентарь — деревянная бита круглого сечения длиной 60–110 см и небольшой резиновый мяч. Участники — две команды (партии) по 6 человек, которые всегда делятся по ролям на защитников и нападающих.
Игроки команды нападения, стоя перед линией «дома», по очереди ударом биты должны отправить мяч в поле, пробежать за линию «кона» и вернуться обратно. Так они зарабатывают победные очки. Команда защиты в полном составе находится в поле, и ее задача — поймать мяч и попытаться осалить им перебежчиков нападения, чтобы вывести их из игры.
Игра не обходится без множества тактических и командных решений. К примеру, забежав за «кон», игрок нападения может не спешить возвращаться «домой», а ждать для этого подходящего момента. Также не обязательно начинать перебежку сразу после удара по мячу: можно остаться на линии «дома», дожидаясь следующего удара товарищей — и бежать до «кона» уже группой из нескольких человек.
Команды меняются местами в тот момент, когда защита выбивает всех игроков нападения. Существуют правила, при которых смена команд происходит после того, как защите удается поймать выбитый мяч с лета, не дав ему после удара битой коснуться земли.
Лапта, как и всякая командная игра, требует от игроков не только хороших физических данных — быстрый бег, выносливость, внимательность, ловкость, меткость, — но и находчивости, правильного расчета, тактического видения, чувства локтя и непреодолимого желания победить. Ведь только за счет этого можно подготовить всесторонне развитого спортсмена.
Русский бейсбол или американская лапта?
Часто лапту сравнивают с американским бейсболом, ведь у этих игр действительно много общего. И хотя некоторые считают, что прародительницей бейсбола была русская лапта, скорее всего, к ней намного ближе «rounders», или так называемая «английская лапта», известная по историческим хроникам с XVI века и породившая ближе к XIX веку такие игры, как townball и british baseball. Именно так считают американские исследователи Ким Юхазе и Блэр Рубл.
Стоит отметить, что в переходный период от средних веков к новому времени во многих странах оформилось огромное количество игр с битой и мячом, из которых позже вышли английский крикет, румынская ойна, немецкий шлагбаль; подобные развлечения существовали даже у североамериканских индейцев. Многие из этих игр упоминались и даже подробно описывались у европейских авторов XIV–XVII вв.
Антрополог и педагог Петр Францевич Лесгафт, создавший научную систему физического воспитания школьников, в 1909 году указывал на существование самых разных видов лапты: простая, швейцарская, немецкая, французская, итальянская и американская.
Очевидно, что под собирательным термином «лапта» подразумевались игры многих народов с битой и мячом, хотя у себя на родине они имели собственные названия. Поэтому можно не удивляться разнообразию версий происхождения каждой из них.
Впрочем, связь с нашей лаптой полностью отрицать не следует. Можно предположить, что у всех этих игр некогда был общий «предок» или даже их целое семейство; также нельзя сбрасывать со счета вероятные заимствования, которые могли породить локальные подвиды каждой из игр. Окончательную точку в этом вопросе поставит только серьезное историческое изыскание.
История лапты с древности до начала XX века.
Как считает советский исследователь Мария Федоровна Литвинова, лапта получила свое название от одноименной плоской палки, похожей на лопатку; по другой версии, лапта — это древнеславянское название мяча для игры. Как писал исследователь Александр Юрьевич Костарев, во многих источниках игра и ее разновидности носили названия «шибка», «битка», «хлопта», «сговорка», «матки на выкуп», «кошамаран», «тулуфбози», «уральский мяч», игра «в беглые» и «в шара».
При раскопках Великого Новгорода в слоях XII–XIV вв. археологи обнаруживали биты и мячи, предположительно, для игры в лапту. По словам исследователей, мячи сшивали из двух кожаных заготовок, для упругости их набивали конским волосом, шерстью или мхом, а потом сшивали кожаной лентой; встречались и войлочные мячи. В середине XIX века начали появляться литые резиновые мячи диаметром до 6–7 см.
Советский и российский фольклорист, исследователь самобытных игровых традиций Владимир Михайлович Григорьев заявлял, что упоминание лапты встречается в памятниках древнерусской письменности, но не уточнял, в каких именно.
Примерно та же ситуация с упоминанием лапты как средства подготовки солдат и офицеров Семеновского, Преображенского и Шевардинского полков при Петре Великом — факт повсеместно известен, но первоисточник нигде не указан. Можно допустить, что Петр играл в лапту в детстве, но было ли что-то потом — вопрос к историкам.
Тем не менее, лапту все же перечисляли на рубеже XIX–XX вв. среди прочих игр, в которых упражнялись военнослужащие и учащиеся народных школ. Также, по многочисленным воспоминаниям, именно лапта была любимой игрой на плацу для кадетов Первого кадетского корпуса, ею даже увлекались князья Иоанн и Гавриил Константиновичи. Не отставали и другие кадетские корпусы, но все зависело от конкретного класса и уровня предубеждения относительно ее «неаристократичности».
Часто уделяли внимание игре в российских энциклопедиях, журналах, каталогах и словарях XIX века. Только в литературе, посвященной народным играм, лапта упоминается более 20 раз. И, как правило, всё это — самые разнообразные варианты, отличные между собой по правилам, количеству игроков и не только. Встречаются такие названия: хлапта, гилка, матковый мяч, бабовой мяч, игра в десяти, черта, тягло, перекидыши.
Лапте отведено место и в «Толковом словаре живого великорусского языка» 1880 года знаменитого этнографа и лексикографа Владимира Ивановича Даля.
Любопытно, что в «Руководстве по играм без проигрыша» 1880 г., составленном Сергеем Галактионовым, русской лаптой называется версия французской игры «же-де-пом», зародившейся в Древней Греции. Если быть точнее, «русская лапта» здесь приравнена к «игре в городки», в которой две команды в поле пытаются выбить мяч за черту города соперников. Там же «крикет» именуется «английской лаптой».
Лапта встречается и в художественных произведениях: Иван Тургенев — «Яков Пасынков»; Лев Толстой — «Казаки» и «Воскресение»; Максим Горький — «Город Окуров», «Жизнь Матвея Кожемякина» и «В людях»; Александр Куприн — «На переломе», «Яма» и «Юнкера». Упоминает ее и Александр Пушкин в незаконченной повести «История села Горюхина».
Всё это не могло появиться внезапно и в один момент. Подобное наследие должно было создаваться и накапливаться на протяжении нескольких столетий, что говорит о глубокой укорененности игры в культуре народов России.
Кто на Руси в лапту играл?
Обратимся к характеристике игры, которую в 1841 году дал ей этнограф и археолог Иван Петрович Сахаров: «Игра Лапта составляет особенное увеселение мужчин преимущественно летом. Женский пол здесь отчужден — всеобщий смех огласил бы девушку в глазах подруг, если бы разнеслись об этом вести в околотке. <…> Молва народная признает эту игру за старинную, давность которой незапамятна дедам и прадедам. Археография, при всех открытиях, ничего не говорит о письменах, сохранивших следы игр». О мужском характере лапты также говорит записанная Далем пословица: «Не берись, девка, за лапту».
При этом профессор Всеволод Николаевич Всеволодский-Гернгросс, автор сборника «Игры народов СССР» 1933 года, убежден, что игра появилась в те времена, когда старшинство женщин в родовой организации признавалось повсеместным. На такую мысль его натолкнул один из терминов для главного игрока команды, именуемого «маткой», и соответствующее понятие для ввода мяча в игру — «бить маткою».
Тем не менее, Лев Гумилев вспоминал, что в лапту с другими девочками играла его мать, будущая поэтесса Серебряного века Анна Ахматова шести лет от роду — это было в 1895–1896 годах в Царском Селе. Играла в лапту за тридцать лет до того — и тоже с девочками своего возраста — ее мать, Инна Эразмовна. Также в лапту любили играть дочери некоторых российских императоров.
Может сложиться впечатление, что тут есть противоречие, но на самом деле все просто: «девками» именовали женщин от 17 лет и старше, которые еще не состоят в браке. Поэтому для девочек младшего возраста никаких запретов не было. По всей видимости, похожая картина складывалась со стороны мужского пола: увлечение лаптой в кадетских корпусах со временем сменялось играми и занятиями, более соответствующими для будущих выпускников.
Писатель-прозаик Антон Павлович Чехов в детстве много времени проводил во дворе, увлекаясь лаптой и воздушными змеями. Со страстью играл в лапту и шахматы академик физико-математических наук СССР Сергей Алексеевич Лебедев. Не обошла эта страсть в детстве и советского военачальника Ивана Семеновича Никитина.
Основоположник теоретической космонавтики Константин Циолковский писал: «Я, мысленно, высоко прыгал, взбирался как кошка на шесты, по веревкам. Мечтал и о полном отсутствии тяжести. Любил лазить на заборы, крыши и деревья. Прыгал с забора, чтобы полетать. Любил бегать и играть в мяч, лапту, городки, жмурки и прочее. Запускал змеи и отправлял на высоту по нитке коробочку с тараканом».
Историк Владимир Бонч-Бруевич в своей книге «Наш Ильич. Воспоминания» записал о Ленине со слов его старшей сестры Анны Ильиничны: «Володя очень любил играть в лапту, в салки и особенно в казаки-разбойники. Его всегда выбирали атаманом. В игре он был очень справедлив. Он был сильный мальчик, но терпеть не мог драк, никогда в них не участвовал и всегда прекращал игру, как только начинались недоразумения».
Играл в лапту и Иосиф Виссарионович Сталин — во времена своей юности. Об этом вспоминал друг его детства из Горийского духовного училища, Петр Капанадзе: «С виду Иосиф Джугашвили был худой, но крепкий мальчик. Жизнерадостный и общительный, он всегда окружен был товарищами. Он особенно любил играть со своими сверстниками в мяч (лапту) и лахти. Это были излюбленные игры учеников. Иосиф умел подбирать лучших игроков, и наша группа поэтому всегда выигрывала».
Лапта в начале XX века
Оценку популярности лапты дал М. Волков, написавший о спортивных играх того времени немало брошюр, которые шли приложением к журналу для детей «Задушевное слово». В предисловии к своей брошюре 1915 года, посвященной разнообразию правил в различных вариантах игры, автор писал: «Одной из самых распространенных в России игр в мяч всегда была и до сих пор еще осталась лапта <…> Со школьной скамьи каждый помнит игру в лапту, и нет более популярной в России игры, чем лапта».
Совершенно по-другому оценивал ситуацию с распространением игры писатель Александр Иванович Куприн. В 1916 году он в журнале «Геркулес» отметил: «Эта народная игра, к сожалению, забытая и находящаяся в пренебрежении — одна из самых интересных и полезных игр <…> Я усердно рекомендую эту родную русскую игру <…> как безобидную забаву, в которой вырабатывается товарищеская спайка: „своего выручай“».
Похоже, истина находилась где-то между этими двумя мнениями. С одной стороны, лапта много поколений кряду была распространенной среди детворы забавой, которую иногда включали в программы народных школ. С другой — ее не воспринимали как спорт для взрослых: государство не проявляло к игре интереса, никто не проводил турниров, не создавал игровые клубы. Высшие сословия отдавали предпочтение футболу, теннису, крикету и другим играм, пришедшим из Европы.
После Великой Октябрьской революции 1917 года для лапты наступила совсем другая эпоха. О том, кто и как ее развивал, вы узнаете в продолжении нашего материала.