Спасла ли Россия Нагорный Карабах от полного разгрома? Интервью с экспертом
В конце сентября 2020 года Азербайджан при поддержке Турции начал крупномасштабную военную операцию против непризнанной Нагорно-карабахской республики. Армия обороны Нагорного Карабаха вела тяжелые оборонительные бои с превосходящими силами противника. Однако часть территорий на южном направлении арцахского фронта была оставлена, в том числе был оставлен «город-крепость» Шуши.
10 ноября Армения, Азербайджан и Россия договорились о прекращении огня в зоне боевых действий и заключили перемирие. Согласно подписанному договору, на территорию Нагорного Карабаха вводятся российские миротворческие силы, также Армения обязуется передать Азербайджану Кельбаджарский, Лачинский и Агдамский районы Карабаха.
Подписанный трехсторонний договор национально ориентированная часть Армении восприняла как акт предательства со стороны руководства Армении и Нагорного Карабаха. Что стало прологом к такому развороту событий в Армении и Нагорном Карабахе, какова роль Пашиняна в этих событиях, а также поможет ли российский миротворческий контингент остановить кровопролитие, рассказал корреспонденту ИА Красная Весна политолог, эксперт по Закавказью Андрей Арешев.
ИА Красная Весна: Как вы думаете, российские миротворцы в Карабахе являются гарантией прекращения военных действий?
— Безусловно, да. В среднесрочной перспективе российские миротворцы будут стабилизирующим фактором в Нагорном Карабахе. Точнее, в том, что от него осталось по результатам военных действий. Что касается более дальней перспективы, то вы, наверное, обратили внимание, что в совместном заявлении говорится о том, что после пятилетнего переходного периода любая из сторон имеет право отказаться от миротворческой миссии. Мне кажется, что за это время может много чего произойти, что может повлиять на дальнейшее пребывание российских миротворцев на Карабахской земле до истечения пятилетнего срока.
ИА Красная Весна: Если боевые действия все-таки возобновятся, то какова вероятность развития событий по югоосетинскому, абхазскому сценарию?
— Теоретически, таких вариантов нельзя исключить — например, если те боевики из Сирии, которые сейчас завезены в регион Нагорного Карабаха под прикрытием турецких спецслужб, будут продолжать дестабилизировать военную обстановку (на примере Идлиба мы видим, что такой сценарий возможен), нельзя исключать дальнейшего обострения ситуации с различными последствиями. И различными ответными вариантами действий со стороны Российской Федерации.
ИА Красная Весна: Какова роль Никола Пашиняна в этом конфликте?
— Его роль, конечно, негативна, но я бы не ограничивался этой персоной. Хочу обратить внимание, что деструктивные процессы в системе государственного управления Армении начались гораздо раньше, чем пришел Пашинян. И события «бархатной революции», в известной степени, были следствием предыдущего периода. Я имею в виду и конституционную реформу, и различные социально-экономические процессы, которые идут, а также деструктивные социально-политические процессы, которые подталкивали миграцию и рост общественного недовольства. Протест людей был канализирован такими очевидно неадекватными фигурами, как Никол Пашинян.
Таким образом, в сложившейся ситуации его вины отрицать нельзя, но проблема на самом деле носит комплексный и системный характер. Она коренится в особенностях постсоветской армянской государственности.
Надо сказать, что от подобного рода проблем не застрахованы и другие государства на постсоветском пространстве, которые подвергаются различного рода системным ударам, и еще будут подвергаться со стороны США и Запада.
ИА Красная Весна: Говорят, что город Шуши был сдан азербайджанцам военно-политическим руководством Армении и Нагорного Карабаха, потому что сам город представляет из себя город-крепость. При должном военном оснащении и укреплении взять его за несколько суток крайне затруднительно.
— Да, такого рода нарратив присутствует. И, скорее всего, нечто подобное имело место быть.
Надо отметить, что по той информации, которую я получал, атакующими был создан многократный перевес в живой силе, что также способствовало успеху. Баку и Анкара серьезно поднимали ставки весь последующий период, публично заявляя о готовности идти до конца. Мы знаем, что решающие бои за Шуши пришлись на период, предшествующий 9 ноября, когда в Азербайджане отмечался день национального флага. Это очень важно с точки зрения национального престижа — продемонстрировать свой флаг, хотя бы визуально, в таком символическом месте.
Помимо проблем в политическом руководстве и военной организации Армении и Нагорного Карабаха, следует отметить вышеупомянутое превосходство в численности, технике и вооружениях армии Азербайджана, на стороне которой воевали десантно-штурмовые группы турецкого спецназа и сирийские боевики, как мы знаем, в том числе и по сообщениям российских официальных лиц.
Конечно, «город-крепость» Шуши взять тяжело, но тем не менее можно. Это продемонстрировали и события мая 1992 года (операция «Свадьба в горах») на фоне внутриполитической неразберихи в Азербайджане. Сейчас же история повторилась до некоторой степени в точности до наоборот. Так что чисто военный фактор здесь имел немаловажное значение, наряду с обстоятельствами политического характера.
ИА Красная Весна: Перед войной в военно-политическом руководстве и Армении, и Нагорного Карабаха были отставки. Как это могло сказаться на готовности вооруженных сил Арцаха?
— Любая чехарда в военном руководстве неизбежно оказывает негативное влияние на готовность к крупным военным действиям.
Я хотел бы обратить внимание, что одним из факторов, который позволил хорватским националистам в 1995 году за считаные дни взять Сербскую Краину, была политическая и военная неразбериха в стане местных сербов. Вот те постоянные, лихорадочные отставки и перемещения не только в Нагорном Карабахе, но и в самой Армении, которые начались после прихода к власти Пашиняна, безусловно, стали значимым фактором поражения армянской стороны.
В частности, одних только руководителей службы национальной безопасности Армении за последние месяцы уже сменилось четыре человека. На мой взгляд, там были в том числе абсолютно неадекватные назначения — я имею в виду двадцатидевятилетнего парня Аргишти Кярамяна. Поэтому, безусловно, все это сейчас будет обсуждаться в армянском обществе и будут сделаны определенные оценки и выводы.
Мне представляется, что начало всего этого крайне деструктивного процесса, который мы сейчас наблюдаем в Армении, было положено в 2013 году, когда Серж Саргсян затеял конституционную реформу с целью перехода к парламентской форме государственного устройства в Армении.
ИА Красная Весна: Сейчас идут митинги с требованием отставки Никола Пашиняна. Как ситуация будет развиваться дальше, на ваш взгляд?
— Оппозиционные партии сейчас демонстрируют повышенную активность, в том числе в ходе различных уличных акций. В то же время, сейчас у оппонентов действующих (пока?) властей нет внятного плана действий по выходу из сложившегося внутриполитического кризиса, который резко обострился после поражения Армении в Нагорном Карабахе.
В эти дни в Ереване проходят демонстрации и шествия, исход которых предсказывать пока преждевременно. Звучат призывы к созыву внеочередного заседания Национального собрания. В целом, Армении предстоит пройти очень непростой период, чреватый вспышками внутриполитической турбулентности. Возможно, в процессе объявленных внутриполитических консультаций сыграют роль военные, которые сражались за Карабах.
Я хочу обратить внимание, что у Армении типовая травма парламентских республик, которых сейчас появилось очень много в результате конституционных реформ на постсоветском пространстве: это и Молдова, это и Грузия, это и Украина в известной степени. И везде мы видим такую турбулентность. Здесь — очевидное свидетельство того, что навязанные извне псевдодемократические модели на постсоветском пространстве однозначно не работают. Тем более — они вредны для тех стран, которые вовлечены в такие острые конфликты, как Республика Армения.
ИА Красная Весна: На ваш взгляд, справедливо ли утверждение, что Россия, введя российских миротворцев, спасла остатки Нагорного Карабаха?
— С этим можно согласиться, потому что мы слышали заявления официальных лиц Армении и Карабаха о явной недостаточности ресурсов для продолжения военных действий. По имеющейся информации, Азербайджану помогали турецкие военные, которые фактически руководили военной операцией в Нагорном Карабахе.
С этой точки зрения, вмешательство Российской Федерации на данном этапе позволило сохранить часть территорий со столицей Арцаха — Степанакертом, которые в ином случае могли бы быть потеряны. Другое дело, что в среднесрочной, и особенно долгосрочной перспективе, ситуация может развиваться по-разному. Как заявил Дмитрий Песков, функции российских миротворцев в Нагорном Карабахе, включая охрану культурных и религиозных объектов, предстоит уточнить.
(теги пока скрыты для внешних читателей)