logo
Статья
/ Ольга Горянина
Ленинград, поставленный во время Великой Отечественной войны в нечеловеческие условия, жил достойной человеческого звания жизнью, и этот факт навеки останется в памяти благодарных потомков. Блокада Ленинграда показала миру, чего люди могут достичь с помощью безграничной веры в будущее.

Глазами художника — остался ли на полотне дух блокадного Ленинграда

Никто не забыт, ничто не забытоНикто не забыт, ничто не забыто
Вячеслав Яковенко©ИА Красная Весна

27 января мир празднует годовщину полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Город-герой не просто выстоял в годы Великой Отечественной войны — он своим сопротивлением оттянул на себя силы Гитлера, так нужные ему для осуществления блицкрига.

Вся страна смотрела тогда на Ленинград как на пример стойкости и мужества, и образ ленинградцев, нашедших в себе силы выдержать эти трудные 900 дней блокады, до сих пор является символом несгибаемой воли, человеческого духа и нравственной силы. К этому примеру до сих пор обращаются люди искусства, сохраняя для будущего свидетельства возможности преодолеть физические границы, которые, казалось бы, установлены природой для человека, свидетельства возможности вызвать к жизни дремлющие внутри людей силы.

В дни, предшествующие 75-летнему юбилею полного освобождения Ленинграда от блокады, в выставочном центре Санкт-Петербругского Союза художников работает выставка графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства и живописных работ, посвященных блокаде Ленинграда.

Выставка «Подвигу блокадного Ленинграда посвящается». Большой зал Выставочного центра Санкт-Петербургского Союза художников. 15.01.2019. Санкт-ПетербургВыставка «Подвигу блокадного Ленинграда посвящается». Большой зал Выставочного центра Санкт-Петербургского Союза художников. 15.01.2019. Санкт-Петербург
© Красная Весна

Представленные работы показывают жизнь людей в осажденном городе, их ежедневный быт в условиях бомбежек, голода, отсутствия воды.

Триптих. Блокада. Мать и сын (2008). Юный летописец блокады (2009). Сирена — воздушная тревога (2009). Белов Юрий Владимирович. 1929–2017Триптих. Блокада. Мать и сын (2008). Юный летописец блокады (2009). Сирена — воздушная тревога (2009). Белов Юрий Владимирович. 1929–2017
© Красная Весна

Блокада. 2018. Х., м. Анненков Анатолий Сергеевич, 1959Блокада. 2018. Х., м. Анненков Анатолий Сергеевич, 1959
© Красная Весна

Блокадные будни. Зима 1941–1942 гг. 2011. Х., м. Козловская Марина Андреевна, 1925Блокадные будни. Зима 1941–1942 гг. 2011. Х., м. Козловская Марина Андреевна, 1925
© Красная Весна

В блокадном городе против голода, бомбежек и уныния держали оборону люди разных поколений. Очень важным для понимания истоков человеческих сил видится творчество детей, находившихся в городе и деливших тяготы вместе со взрослыми. Так, на выставке есть уголок с рисунками детей блокадного Ленинграда из коллекции Н. А. Шалиной, архива Ларисы Дологавцевой. Эти рисунки показывают, что все мысли детей вместе с мыслями взрослых были нацелены на сопротивление врагу.

Дети дарили своим любимым людям оружие для победы. Сестры Ткачевы нарисовали в 1943 году танк и бомбардировщик, написав на рисунке: «Любимой мамочке». А 10-летний Владик, чтобы было понятно, что именно и для чего он нарисовал, назвал свой рисунок: «Мощный корабль для победы».

Выставка «Подвигу блокадного Ленинграда посвящается». 15.01.2019. Санкт-ПетербургВыставка «Подвигу блокадного Ленинграда посвящается». 15.01.2019. Санкт-Петербург
© Красная Весна

Войну с бомбежками и взрывами дети рисовали даже на открытках к Международному женскому дню и желали женщинам встречи с родными и близкими.

Выставка «Подвигу блокадного Ленинграда посвящается». 15.01.2019. Санкт-ПетербургВыставка «Подвигу блокадного Ленинграда посвящается». 15.01.2019. Санкт-Петербург
© Красная Весна

Пожелтевшие листочки показывают войну так, как ее видели дети, — бомбежку поезда, корабли с красными флагами, самолеты с красными крыльями.

Выставка «Подвигу блокадного Ленинграда посвящается». 15.01.2019. Санкт-ПетербургВыставка «Подвигу блокадного Ленинграда посвящается». 15.01.2019. Санкт-Петербург
© Красная Весна

А 4-летний Вадя в 1944 году нарисовал красный флаг, а надпись на его рисунке гласит: «Наш праздник».

Выставка «Подвигу блокадного Ленинграда посвящается». 15.01.2019. Санкт-ПетербургВыставка «Подвигу блокадного Ленинграда посвящается». 15.01.2019. Санкт-Петербург
© Красная Весна

Шла война, дети ждали победу и рисовали ее. Как, например, нарисовал победу на открытке для Агриппины Сергеевны к 8 Марта Глеб в 1944 году: синее небо с салютом, синяя Нева и яркий праздничный город.

Выставка «Подвигу блокадного Ленинграда посвящается». 15.01.2019. Санкт-ПетербургВыставка «Подвигу блокадного Ленинграда посвящается». 15.01.2019. Санкт-Петербург
© Красная Весна

Но не только сражения изображены на рисунках детей. Дети, поздравляя в июле 1943 года воспитательницу Агриппину Сергеевну, подарили ей открытку, на которой изображены румяная женщина в вышитой кофточке, собирающая на лугу цветы, голубое небо, солнце и птицы.

Выставка «Подвигу блокадного Ленинграда посвящается». 15.01.2019. Санкт-ПетербургВыставка «Подвигу блокадного Ленинграда посвящается». 15.01.2019. Санкт-Петербург
© Красная Весна

Самодельная открытка сквозь прошедшие года дышит ожиданием радости и светом. Несомненно, что этот внутренний свет и понимание, что в жизни есть место радости, придавали силы блокадникам.

Время шло, война близилась к концу, и у детей сформировалось понимание, что у страны достаточно техники для победы. Военная реальность уходила с рисунков, уступая место романтике и человеческим отношениям.

Выставка «Подвигу блокадного Ленинграда посвящается». 15.01.2019. Санкт-ПетербургВыставка «Подвигу блокадного Ленинграда посвящается». 15.01.2019. Санкт-Петербург
© Красная Весна

Есть на выставке и цикл работ, показывающий участие подростков в обороне города, в его трудовых блокадных буднях. Это работы военного художника Владимира Шевченко.

Шевченко Владимир Гаврилович, художник на войне. 1941–1945 гг. Ч.-б. фотоШевченко Владимир Гаврилович, художник на войне. 1941–1945 гг. Ч.-б. фото
© Красная Весна

Акварельные зарисовки Владимира Шевченко были выполнены для иллюстраций к книге Валерия Воскобойникова «Василий Васильевич», рассказывающей о подростке Василии Иванове. Во время блокады Вася, которому на начало войны исполнилось 14 лет, заменил у станка в трудную минуту старших товарищей, ушедших на фронт. В холодном и голодном городе он вытачивал детали для пулеметов.

Иллюстрации к книге В.Воскобойникова «Василий Васильевич» (1977 г.). Шевченко Владимир Гаврилович (1922–2008)Иллюстрации к книге В.Воскобойникова «Василий Васильевич» (1977 г.). Шевченко Владимир Гаврилович (1922–2008)
© Красная Весна

Владимир Шевченко служил не на Ленинградском фронте, но после войны по услышанным рассказам свидетелей он сумел очень четко передать в своих рисунках сосредоточенность подростков, понимавших важность ремонта привезенных с фронта неисправных пулеметов, и взрослых ленинградцев, дежуривших во время воздушных тревог на крышах, для того чтобы тушить сброшенные врагом «зажигалки».

Иллюстрация к книге В.Воскобойникова «Василий Васильевич» (1977 г.). Шевченко Владимир Гаврилович (1922–2008)Иллюстрация к книге В.Воскобойникова «Василий Васильевич» (1977 г.). Шевченко Владимир Гаврилович (1922–2008)
© Красная Весна

Напряженные будни ленинградцев увенчались заслуженной радостью, когда блокада была прорвана, а затем и полностью снята.

Работа над иллюстрациями к книге В.Воскобойникова «Василий Васильевич». Шевченко Владимир Гаврилович (1922–2008)Работа над иллюстрациями к книге В.Воскобойникова «Василий Васильевич». Шевченко Владимир Гаврилович (1922–2008)
© Красная Весна

Работа над иллюстрациями к книге В.Воскобойникова «Василий Васильевич». Шевченко Владимир Гаврилович (1922–2008)Работа над иллюстрациями к книге В.Воскобойникова «Василий Васильевич». Шевченко Владимир Гаврилович (1922–2008)
© Красная Весна

Ваза «Весна 44 года». Пелипенко Анатолий Васильевич, Пелипенко Ирина ЕвгеньевнаВаза «Весна 44 года». Пелипенко Анатолий Васильевич, Пелипенко Ирина Евгеньевна
© Красная Весна

Нашлось на выставке место и портретам обычных ленинградцев, вместе со всеми разделивших судьбу города, и тех людей, чьи труды внесли вклад в спасение жизней жителей Ленинграда.

Портрет блокадницы Воронцовой Прасковьи. 1988. Х., м. Васильев Вячеслав Николаевич, 1951Портрет блокадницы Воронцовой Прасковьи. 1988. Х., м. Васильев Вячеслав Николаевич, 1951
© Красная Весна

Портрет Л.Г.Разина — Главного диспетчера «Дороги жизни». 1975. Х., м. Чуков Николай Сергеевич, 1923Портрет Л.Г.Разина — Главного диспетчера «Дороги жизни». 1975. Х., м. Чуков Николай Сергеевич, 1923
© Красная Весна

Отдельный павильон на выставке с названием «Белая комната» посвящен Академии художеств, преподаватели которой продолжали свою деятельность во время блокады и погибли на своем посту в первую блокадную зиму. Это профессоры академии Иван Яковлевич Билибин (1876–1942), Павел Александрович Шиллинговский (1881–1942) и Дмитрий Иосифович Киплик (1865–1942), которые принимали участие в защите дипломных работ выпускников Академии в декабре 1941 года и до самой своей смерти продолжали обучать молодое поколение искусству.

Павильон, посвященный творчеству И.Я.Билибина, П.А.Шилинговского и Д.И.КипликаПавильон, посвященный творчеству И.Я.Билибина, П.А.Шилинговского и Д.И.Киплика
© Красная Весна

Ленинградцы не просто боролись с голодом и смертью. В осажденном городе продолжали работу театры и кинотеатры, в нем писали стихи и сочиняли музыку.

А музы не молчали. 2015. Х., м. Братанюк Василий Иванович, 1964А музы не молчали. 2015. Х., м. Братанюк Василий Иванович, 1964
© Красная Весна

Город, поставленный в неимоверно жестокие условия, жил достойной человеческого звания жизнью, и этот факт навеки останется в памяти благодарных потомков. Он стал примером сплоченной воли множества людей, без которых победа советского народа над фашизмом была бы невозможна.

Выставка показывает, что пример этот вдохновляет на творчество молодых художников, а это, безусловно, говорит о многом — о существовании связи между поколениями нашего народа, о наличии опоры для будущего в истории страны и о том, что мы имеем право гордиться своим прошлым, верить в возможность торжества человеческих качеств в нечеловеческих условиях.