Глазами художника — остался ли на полотне дух блокадного Ленинграда
27 января мир празднует годовщину полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Город-герой не просто выстоял в годы Великой Отечественной войны — он своим сопротивлением оттянул на себя силы Гитлера, так нужные ему для осуществления блицкрига.
Вся страна смотрела тогда на Ленинград как на пример стойкости и мужества, и образ ленинградцев, нашедших в себе силы выдержать эти трудные 900 дней блокады, до сих пор является символом несгибаемой воли, человеческого духа и нравственной силы. К этому примеру до сих пор обращаются люди искусства, сохраняя для будущего свидетельства возможности преодолеть физические границы, которые, казалось бы, установлены природой для человека, свидетельства возможности вызвать к жизни дремлющие внутри людей силы.
В дни, предшествующие 75-летнему юбилею полного освобождения Ленинграда от блокады, в выставочном центре Санкт-Петербругского Союза художников работает выставка графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства и живописных работ, посвященных блокаде Ленинграда.
Представленные работы показывают жизнь людей в осажденном городе, их ежедневный быт в условиях бомбежек, голода, отсутствия воды.
В блокадном городе против голода, бомбежек и уныния держали оборону люди разных поколений. Очень важным для понимания истоков человеческих сил видится творчество детей, находившихся в городе и деливших тяготы вместе со взрослыми. Так, на выставке есть уголок с рисунками детей блокадного Ленинграда из коллекции Н. А. Шалиной, архива Ларисы Дологавцевой. Эти рисунки показывают, что все мысли детей вместе с мыслями взрослых были нацелены на сопротивление врагу.
Дети дарили своим любимым людям оружие для победы. Сестры Ткачевы нарисовали в 1943 году танк и бомбардировщик, написав на рисунке: «Любимой мамочке». А 10-летний Владик, чтобы было понятно, что именно и для чего он нарисовал, назвал свой рисунок: «Мощный корабль для победы».
Войну с бомбежками и взрывами дети рисовали даже на открытках к Международному женскому дню и желали женщинам встречи с родными и близкими.
Пожелтевшие листочки показывают войну так, как ее видели дети, — бомбежку поезда, корабли с красными флагами, самолеты с красными крыльями.
А 4-летний Вадя в 1944 году нарисовал красный флаг, а надпись на его рисунке гласит: «Наш праздник».
Шла война, дети ждали победу и рисовали ее. Как, например, нарисовал победу на открытке для Агриппины Сергеевны к 8 Марта Глеб в 1944 году: синее небо с салютом, синяя Нева и яркий праздничный город.
Но не только сражения изображены на рисунках детей. Дети, поздравляя в июле 1943 года воспитательницу Агриппину Сергеевну, подарили ей открытку, на которой изображены румяная женщина в вышитой кофточке, собирающая на лугу цветы, голубое небо, солнце и птицы.
Самодельная открытка сквозь прошедшие года дышит ожиданием радости и светом. Несомненно, что этот внутренний свет и понимание, что в жизни есть место радости, придавали силы блокадникам.
Время шло, война близилась к концу, и у детей сформировалось понимание, что у страны достаточно техники для победы. Военная реальность уходила с рисунков, уступая место романтике и человеческим отношениям.
Есть на выставке и цикл работ, показывающий участие подростков в обороне города, в его трудовых блокадных буднях. Это работы военного художника Владимира Шевченко.
Акварельные зарисовки Владимира Шевченко были выполнены для иллюстраций к книге Валерия Воскобойникова «Василий Васильевич», рассказывающей о подростке Василии Иванове. Во время блокады Вася, которому на начало войны исполнилось 14 лет, заменил у станка в трудную минуту старших товарищей, ушедших на фронт. В холодном и голодном городе он вытачивал детали для пулеметов.
Владимир Шевченко служил не на Ленинградском фронте, но после войны по услышанным рассказам свидетелей он сумел очень четко передать в своих рисунках сосредоточенность подростков, понимавших важность ремонта привезенных с фронта неисправных пулеметов, и взрослых ленинградцев, дежуривших во время воздушных тревог на крышах, для того чтобы тушить сброшенные врагом «зажигалки».
Напряженные будни ленинградцев увенчались заслуженной радостью, когда блокада была прорвана, а затем и полностью снята.
Нашлось на выставке место и портретам обычных ленинградцев, вместе со всеми разделивших судьбу города, и тех людей, чьи труды внесли вклад в спасение жизней жителей Ленинграда.
Отдельный павильон на выставке с названием «Белая комната» посвящен Академии художеств, преподаватели которой продолжали свою деятельность во время блокады и погибли на своем посту в первую блокадную зиму. Это профессоры академии Иван Яковлевич Билибин (1876–1942), Павел Александрович Шиллинговский (1881–1942) и Дмитрий Иосифович Киплик (1865–1942), которые принимали участие в защите дипломных работ выпускников Академии в декабре 1941 года и до самой своей смерти продолжали обучать молодое поколение искусству.
Ленинградцы не просто боролись с голодом и смертью. В осажденном городе продолжали работу театры и кинотеатры, в нем писали стихи и сочиняли музыку.
Город, поставленный в неимоверно жестокие условия, жил достойной человеческого звания жизнью, и этот факт навеки останется в памяти благодарных потомков. Он стал примером сплоченной воли множества людей, без которых победа советского народа над фашизмом была бы невозможна.
Выставка показывает, что пример этот вдохновляет на творчество молодых художников, а это, безусловно, говорит о многом — о существовании связи между поколениями нашего народа, о наличии опоры для будущего в истории страны и о том, что мы имеем право гордиться своим прошлым, верить в возможность торжества человеческих качеств в нечеловеческих условиях.